22 венка сонетов, 2011 год

Миоль
22 венка сонетов можно найти на странице "ДВУХГОЛОСИЕ"
http://www.stihi.ru/avtor/dvyhgolosie



http://www.stihi.ru/2011/09/09/8405

В книгу вошли 22 Венка сонетов, написанных совместно с Александром Архангельским, терцины, триолеты, рондели, стихи, не стеснённые твёрдой формой...
 Всё, написанное нами совместно, собранное воедино, с трудом уместилось на 216 стр.книги. Наши постоянные читатели и друзья могут иметь представление о её содержании , ибо им выпало быть ПЕРВЫМИ читателями того, что впервые публиковалось  здесь, на Стихире.

Осбые слова благодарности хочется сказать Светлане Бестужевой-Лада за её принятие нашего Диалога, за теплые слова, которыми она открыла книгу, за доброту и участие. И нам особенно приятно, что среди прочих Венков сонетов в этой книге есть и один - двадцать первый Венок, написанный на её замечательный сонет "Семь писем".
И сейчас, представляя вышедшую книгу, в качестве анонса её, я с удовольствием повторю Венок сонетов, написанный на Магистрал Светланы Бестужевой-Лада.

Отдельное спасибо всем, кто читал нас, кто откликнулся добром на наше совместное творчество. Наверное, это помогло преодолеть огромное сопротивление и инерционную силу, с которыми пришлось столкнуться при издании данной книги, выход которой планировался в конце мая.

                С уважением и благодарностью,
                Ольга Мищенкова, Александр Архангельский


ББК  84 (2 Рос = Рус) 6 Ряз
А 49
М 57

Ольга МИЩЕНКОВА. Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ. Наедине о вечном, или  Двухголосие. Стихи. Рязань: Узорочье, Параллели,
 2011. – 216 с.

….Вы держите в руках необычную книгу. И необычная она не только потому, что объединила под своей обложкой двух талантливых – хотя и совершенно по-разному талантливых – поэтов.
Казалось бы, совместные книги не редкость (любой сходу назовет несколько примеров) Но эта книга – особая. Особая не потому, что это содружество физика и лирика (кстати, в прямом смысле слова – Александр действительно физик, а Ольга – филолог), не потому, что вначале как-то не очень понятно, зачем двум самодостаточным творческим людям объединяться. Да и подзаголовок книги звучит несколько странно. Ну, понятно – венки сонетов, терцины и триолеты (хотя и редко встречающийся жанр, но все же). Но что значит – дуэтом? И зачем это? И вообще – как?
Книга Ольги Мищенковой и Александра Архангельского содержит и авторские разделы, которые перемежаются с дуэтными терцинами, триолетами, сонетами – уже не венками, а написанными более свободно по форме. Но даже в авторских разделах не покидает чувство, что это диалог – мужчины и женщины, физика и лирика, музыканта (Александр, имеющий и музыкальное образование, пишет очень красивую музыку и прекрасно исполняет ее) и поэта.
Диалог о любви, о времени, о человеке, о вечном… О музыке… Но мы ведь помним – «…Из наслаждений жизни одной любви музЫка уступает, но и любовь – мелодия »…(М. Пшанцева)

ISBN 978-590-240-4

©Мищенкова Ольга Анатольевна , 2011
©Архангельский Александр Дмитриевич 2011
©Светлана Бестужева-Лада. Поющие венки. Предисловие. 2011
©Мария Пшанцева. Наедине – о вечном. Послесловие. 2011
©Художник – Юрий  Майборода 2011
© Издательство «Узорочье»
©Арт-группа  ПАРАЛЛЕЛИ, 2011


****
                Светлана Бестужева-Лада

                ПОЮЩИЕ ВЕНКИ

            «На антикварном фарфоре – минувшего  даты
            Многое могут сказать для тебя обо мне…
            Наши прелюды звучат, откровеньем богаты,
            И в унисон подпевают рождённой весне…»
                Ольга Мищенкова

Если вы ни разу не читали венка сонетов, вы потеряли высшее литературное наслаждение. Если вы не читали венки-дуэты, представленные в этой книге, то потеряли значительно больше, чем наслаждение: представление о настоящей Поэзии.
Впрочем, вот возможность исправить одновременно оба упущения и получить двойное… нет, даже тройное наслаждение: формой, содержанием и музыкальностью этой книги, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Потому что произведения этого авторского дуэта можно читать без конца. Возвращаться к началу, выбирать и повторять припавшие к душе строки, откладывать - и снова возвращаться к прочитанному, открывая новые грани.
И становится понятным, почему само слово «сонет» в переводе с итальянского обозначает «звучать», «звенеть». Послушайте во время чтения, как будет зарождаться и нарастать внутри вас музыка… Это – отклик вашей души на прекрасное.
А теперь вернемся на грешную Землю и совершим небольшой историко-литературный экскурс для тех, кто только открывает себе огромный мир поэзии.
Сначала немного о сонетах. Сонет - это одна из самых строгих форм поэтического произведения. Состоит он из четырнадцати строк. Два четверостишья и два трехстишья в так называемом «сонете Петрарки» (итальянском сонете) или три четверостишья и одно двустишье в «сонете Шекспира» (английском сонете). Причем, четверостишья по содержанию - суть проблемы, а трехстишья или двустишье - выход из нее или повисающий вопрос, обращенный в никуда, так называемый «риторический вопрос».
Теперь, собственно, о венке сонетов. Это поэма, состоящая из 15 сонетов, причем каждый последующий начинается с последней строки предыдущего (например, второй - с последней строки первого, третий - с последней строки второго и т.д.), четырнадцатый заканчивается первой строкой первого.
Последний - пятнадцатый, так называемый Магистрал, - состоит из первых строк каждого из четырнадцати. Это – основа всего венка, поэтому он традиционно пишется первым.
Вместе с тем, нельзя не согласиться с поэтом Иоганнесом Р. Бехером, многократно обращавшимся к сонетной форме, что «венок сонетов - это эксперимент, рассчитанный на виртуозное мастерство поэта и адресованный читателю-знатоку, способному воспринять и оценить искусство его создателя».
И вот перед вами книга, которая является, на мой взгляд, блистательным подтверждением того, что в классические формы можно вдохнуть новую жизнь, не нарушая каноны, а лишь обогащая их.
Непременный атрибут сонета – музыкальность, и венки-диалоги просто наполнены музыкой, а иногда и сопровождаются ею – в прямом смысле этого слова.
В сонете, как ни в каком другом жанре лирики, слились воедино алгебра и гармония – и тут математически выверенная гармония, смягченная лиричностью и подчеркнутая глубиной размышлений.
События в венках-диалогах подразумеваются и угадываются, при этом далеко не всегда просто расшифровываются. Это – целый мир в миниатюре, поэтов занимают кардинальные проблемы человеческого бытия (жизнь и смерть, любовь и творчество, самопознание и постижение законов окружающей действительности). Вместе с тем, размышление их всегда на пределе эмоциональности, почти в апофеозе торжества творческой мысли.
Сама мысль о том, что сонет не обветшал, разумеется, не нова, но у каждого поэта она возникает всякий раз закономерно и по-своему объясняет его творческий импульс. Здесь же со всей очевидностью доказано: сонет и даже венки сонетов – бессмертны. Разумеется, большинство поэтов отступает перед необходимостью совместить четкость мысли, глубину образов, музыкальность и жесткость форм, но те, кто не убоялся этих трудностей, достигают своей цели: их произведения рано или поздно войдут в Золотой Фонд Поэзии.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. С моей точки зрения, эта книга вообще не нуждается в предисловии, она нуждается только в понимающих читателях. Которые, несомненно, найдутся.

Светлана Бестужева-Лада*

---------------------------

*Светлана Игоревна Бестужева-Лада – российский учёный, социолог, журналист, писатель, переводчик. Кандидат исторических наук, востокове-арабист.
Автор свыше тысячи статей и очерков на научные и социально-нравственные темы, двенадцати книг беллетристического характера, семи переводных книг. Лауреат премии журнала «Смена» в 1999 г. за цикл очерков «Личная жизнь», лауреат премии Союза журналистов России в 2002 г. в номинации «Профессиональное мастерство», награждена Почетной грамотой Европейского Комитета по наградам и премиям при ООН за заслуги в развитии литературы и журналистики в 2005 году. Автор двух подборок стихов в журнале «Легенс», подборки стихов в журнале «Смена» и  поэтического сборника «Круг памяти», Москва. 2010 г.



Полгода... Много или мало? Совм. Венок сонетов 21
http://www.stihi.ru/2011/06/21/702

Светлана Бестужева-Лада. Магистрал: http://www.stihi.ru/2011/06/11/28

О л ь г а  М и щ е н к о в а (МиОль):  http://www.stihi.ru/avtor/sever74
Александр  А р х а н г е л ь с к и й:  http://www.stihi.ru/avtor/dmytrovych51

 ***

 М а г и с т р а л. С в е т л а н а    Б е с т у ж е в а - Л а д а

  И первого письма – как ни бывало,
 А вслед за ним и шесть других сгорят.
 Полгода... Это много или мало
 Для ожиданья? Бесконечный ряд

 Придуманных красивых диалогов
 Уже не в силах память удержать.
 Записывать? И вслух - себе - читать
 Для развлеченья? Пошло и убого.

 Я жгу не письма, а мечты свои.
 Не правда ли, красивая развязка?
 Бедняжки! Виноваты ли они
 В очередном предсказанном фиаско?

 Вернейшее, испытанное средство –
 Огонь…Мечтами можно обогреться.


 1. А л е к с а н д р  А р х а н г е л ь с к и й

 …И первого письма – как ни бывало!..
 И хохот гомерический вослед.
 Но это было только лишь начало -
 Жечь в топке откровенья  долгих лет!..

 Начало новой жизни, иль кончина
 Любви, что испарилась без следа?
 Случается порою иногда…
 Минутный ли порыв тому причиной?..

 Мелькнуло счастье, будто свет в окошке,
 Охваченном холодным зимним сном.
 Подставлена была ему подножка -
 И шаткое строение – на слом.

 К чертям письмо отправил – прямо в ад!
 А вслед за ним и шесть других сгорят…            19.06.2011.


 2. О л ь г а  М и щ е н к о в а
 -------------------------------------------

 А вслед за ним и шесть других сгорят
 Тех лет живых, что в Памяти осели,
 И ты в огне увидишь всё подряд:
 Из детства – воспалённые метели,

 И подростковый заполярный круг,
 И ночи белой северное лето...
 Недавно вспоминала я об этом,
 Когда тебе рассказывала, Друг,

 О самом долгом детском полусне,
 Который позабыть – нет больше горя…
 Сегодня не гадаю по Луне,
 Сегодня ты – с самим собой не в споре…

 И катятся под гору дни устало…
 Полгода... Это много или мало?                19.06.2011         


 3. А л е к с а н д р   А р х а н г е л ь с к и й
 

 Полгода – это много или мало?
 Год за три если, словно на войне
 Мотаешь, выживая, без привала,
 Когда минута каждая в цене –

 Тогда полгода кажутся мгновеньем.
 Письмо уже не согревает рук.
 Устав от бесконечности разлук,
 Легко переживёшь души волненье –

 Слова письма не колют и не жгут,
 Они –  как титры фильма на экране…
 Где время  наложило прочный жгут,
 Там омертвела ткань отжившей раны…

 Я много раз пытался строить град
 Для ожиданья… Бесконечный ряд…          19.06.2011.


 4. О л ь г а  М и щ е н к о в а
 --------------------------------------------       

 Для ожиданья бесконечный ряд
 Из дней и лет – нет хуже испытанья…
 Ты, кажется, и сам себе не рад,
 Когда погас в крови огонь желанья.

 Ты, кажется, готов идти ва- банк,
 Лишь только бы продлить на миг истому,
 Которая напоминает кому
 И давит, словно самый мощный танк.

 Для отступленья знаешь черный ход,
 Чтоб в случае каком – нырнуть с причала…
 А жизнь всё ставит задом наперёд…
 А ты боишься, чтоб не укачало…

 Нет круче горных ледяных порогов – 
 Придуманных красивых диалогов.                19.06.2011


 5. А л е к с а н д р   А р х а н г е л ь с к и й


 Придуманных красивых диалогов
 Инверсный след тянулся, словно шлейф -
 Ни волн не ощущалось, ни порогов,
 Но пароход случайно сел на мель

 И повторилось всё… Одно и то же:
 Восторг, успех, за ними – суета…
 А тот ли – он, кто рядом? Ну, а та,
 Что близко? Не узнал, похоже?..

 В призыве о спасении –  напрасно
 У парохода пар ушёл в гудок…
 Начало (помнишь?) было так прекрасно…
 Зачем печален вышел эпилог?..

 И мысли, что волной катились вспять,
 Уже не в силах память удержать…

 6. О л ь г а  М и щ е н к о в а
 ---------------------------------------------

 Уже не в силах память удержать
 Тех дней счастливых майской канители?
 Уже, быть может,  нечего терять,
 Или на мель нечаянно мы сели?

 Или случился страшный ураган,
 Которому названье так привычно?
 Быть может, кто-то выругал публично,
 Когда был без вина смертельно пьян?

 Какая же теперь, скажи, нужда –
 Переливать в порожнее – пустое?
 «Вчера» – была прекрасная пора, -
 «Сегодня» –  есть, чем поминать былое…

 А «Завтра» - время камни собирать –
 Записывать – и  вслух (себе?) читать…         19.06.2011


 7. А л е к с а н д р   А р х а н г е л ь с к и й


 Записывать – и  вслух (себе!) читать –
 Всё, что осталось мне в постылых буднях.
 Страницы нашей памятью листать
 И знать, что вечно – никогда не будем…

 Бессмысленное слово – «никогда»,
 Сквозит в нём безысходность и потеря.
 До сей поры судьбе своей я верил,
 Какая б ни случилась вдруг беда.

 Но эта горше прежних во сто крат…
 Читаю заключительные строчки…
 При жизни тоже можно умирать,
 Чтоб избежать смирительной сорочки.

 Искать изъян у трепетного слога –
 Для развлеченья –  пошло и убого…   20.06.2011


 8. О л ь г а  М и щ е н к о в а
 -----------------------------------------------

 Для развлеченья – пошло и убого –
 Напишет письма Аноним тебе…
 Его ведёт отчаянья дорога –
 Сбой приключился в благостной судьбе?

 Придумал Он себе – забавы ради –
 Нарушить ход иного бытия,
 Которому названье «ТЫ» и «Я»?
 Решил (зачем-то?) в чей-то Храм нагадить?

 Посредственность потратит силы много
 Чтоб загасить желанную свечу,
 Изгнав тепло с заветного порога…
 Подстать деянье это палачу.               

 Играет где-то скрипка Изаи…
 Я жгу не письма, а мечты свои…              19.06.2011


 9. А л е к с а н д р  А р х а н г е л ь с к и й

 Я жгу не письма, а мечты свои…
 Живое в каждой строчке их дыханье.
 В руке – синица, в небе – журавли…
 Банальное  у песни окончанье…

 Мечталось нам, что вброд – реки поток,
 Что смех сквозь слёзы – дней не будет гладких…
 (Тогда с везеньем было всё в порядке –
 теперь бы так, наверное, не смог…).

 К чему слова, когда на сердце – пусто,
 И сами-то желания – к чему?
 Не разрушать – великое искусство –
 Учиться надо, может быть, ему?

 Сгореть в огне страстей безумной пляски
 Не правда ли, красивая развязка?                20.06.2011


 10. О л ь г а   М и щ е н к о в а
 ----------------------------------------

 Не правда ли, красивая развязка –
 Написанный во славу Магистрал,
 Придуманная в серых буднях сказка,
 Которой даже в детстве не читал?

 Два такта пьесы, акварель заката,
 Цветок, который вырос вопреки,
 Высокий берег вспененной реки,
 Грань только что добытого агата,

 Сонаты Лунной в небе полутоны,
 Строка стиха, приснившаяся вдруг,
 Когда мы были коротко знакомы
 И падал в ночь полуденный испуг...

 Рыдали злобно прожитые дни…
 Бедняжки! Виноваты ли они?                19.06.2011

 11. А л е к с а н д р  А р х а н г е л ь с к и й
 ----------------------------------------------------

 Бедняжки! Виноваты ли они,
 Которые всего-то натерпелись?
 За полночью тянулись скудно дни,
 Когда сквозь мрак мне письмена летели –

 Тепло твоей души несла строка –
 Забытый флёр духов твоих французских.
 Мне тесно стало в этих рамках узких -
 И потянулась к пламени рука.

 Стихи горели – как душа! – в огне,
 Как Ваши щёки при руки пожатьи.               
 (У классиков учился. Те вполне
 Освоили подобное занятье)

 Смываю грим - с лица уходит маска
 В очередном (предсказанном?) фиаско.        20.06.2011

 12. О л ь г а  М и щ е н к о в а
 ----------------------------------------

 В очередном предсказанном фиаско
 Не уставал ты выправлять лады –
 Когда судьба подмешивала краски,
 Ты уводил нас от тропы беды…

 И много раз выравнивал поверхность,
 Чтоб не могли верхи мешать низам…
 И не однажды спотыкался сам,
 Когда в тисках сжимала неизбежность…

 И…Господи, да мало ли препонов
 Пришлось не раз преодолеть тебе,
 Чтоб соблюсти приличия законов
 В какой-нибудь нелепейшей борьбе?..

 В сонеты выход – от проблемы бегство –
 Вернейшее, испытанное средство…               19.06.2011


 13. А л е к с а н д р  А р х а н г е л ь с к и й

 Вернейшее, испытанное средство –
 Клин клином выбить – почему бы – нет?
 Ведь рядом уживались, по соседству –
 Желанья той и этой – не секрет.

 Но пагубны последствия у мысли –
 Подобные занятья не по мне
 И не найти мне истины в вине…
 К святым себя, конечно не причислю –

 Вы для меня – не просто ветер мая.
 Вы пронеслись, как  смерч и ураган,
 Всё на пути безжалостно сметая!..
 Одна Вы из неизлечимых ран…

 Апофеозом всех стихийных бедствий -
 Огонь. Мечтами можно обогреться…             20.06.2011


 14. О л ь г а  М и щ е н к о в а
 ------------------------------------

 Огонь – мечтами можно? Обогреться
 Хотелось у придуманности снов…
 Не знали мы, куда от солнца деться,
 Где брод искать высоких берегов…

 Не затушить Огонь туманной грёзы,
 В пожар не бросить алую зарю!
 Я не о том сегодня говорю,
 Когда в жаре опять ищу морозы…

 Огонь Души – огню Стиха живого –
 Переплетеньем Слова, Звука, Тем…
 Слеза опять глаза омыть готова
 И Голос снова безысходно нем…

 Из рук конверты пламя вырывало
 И первого письма – как ни бывало…        19.06.2011


 19 - 20. 06.2011

Все венки здесь
http://www.stihi.ru/avtor/dvyhgolosie