22 венка сонетов можно найти на странице "ДВУХГОЛОСИЕ"
http://www.stihi.ru/avtor/dvyhgolosie
http://www.stihi.ru/2011/09/09/8405
В книгу вошли 22 Венка сонетов, написанных совместно с Александром Архангельским, терцины, триолеты, рондели, стихи, не стеснённые твёрдой формой...
Всё, написанное нами совместно, собранное воедино, с трудом уместилось на 216 стр.книги. Наши постоянные читатели и друзья могут иметь представление о её содержании , ибо им выпало быть ПЕРВЫМИ читателями того, что впервые публиковалось здесь, на Стихире.
Осбые слова благодарности хочется сказать Светлане Бестужевой-Лада за её принятие нашего Диалога, за теплые слова, которыми она открыла книгу, за доброту и участие. И нам особенно приятно, что среди прочих Венков сонетов в этой книге есть и один - двадцать первый Венок, написанный на её замечательный сонет "Семь писем".
И сейчас, представляя вышедшую книгу, в качестве анонса её, я с удовольствием повторю Венок сонетов, написанный на Магистрал Светланы Бестужевой-Лада.
Отдельное спасибо всем, кто читал нас, кто откликнулся добром на наше совместное творчество. Наверное, это помогло преодолеть огромное сопротивление и инерционную силу, с которыми пришлось столкнуться при издании данной книги, выход которой планировался в конце мая.
С уважением и благодарностью,
Ольга Мищенкова, Александр Архангельский
ББК 84 (2 Рос = Рус) 6 Ряз
А 49
М 57
Ольга МИЩЕНКОВА. Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ. Наедине о вечном, или Двухголосие. Стихи. Рязань: Узорочье, Параллели,
2011. – 216 с.
….Вы держите в руках необычную книгу. И необычная она не только потому, что объединила под своей обложкой двух талантливых – хотя и совершенно по-разному талантливых – поэтов.
Казалось бы, совместные книги не редкость (любой сходу назовет несколько примеров) Но эта книга – особая. Особая не потому, что это содружество физика и лирика (кстати, в прямом смысле слова – Александр действительно физик, а Ольга – филолог), не потому, что вначале как-то не очень понятно, зачем двум самодостаточным творческим людям объединяться. Да и подзаголовок книги звучит несколько странно. Ну, понятно – венки сонетов, терцины и триолеты (хотя и редко встречающийся жанр, но все же). Но что значит – дуэтом? И зачем это? И вообще – как?
Книга Ольги Мищенковой и Александра Архангельского содержит и авторские разделы, которые перемежаются с дуэтными терцинами, триолетами, сонетами – уже не венками, а написанными более свободно по форме. Но даже в авторских разделах не покидает чувство, что это диалог – мужчины и женщины, физика и лирика, музыканта (Александр, имеющий и музыкальное образование, пишет очень красивую музыку и прекрасно исполняет ее) и поэта.
Диалог о любви, о времени, о человеке, о вечном… О музыке… Но мы ведь помним – «…Из наслаждений жизни одной любви музЫка уступает, но и любовь – мелодия »…(М. Пшанцева)
ISBN 978-590-240-4
©Мищенкова Ольга Анатольевна , 2011
©Архангельский Александр Дмитриевич 2011
©Светлана Бестужева-Лада. Поющие венки. Предисловие. 2011
©Мария Пшанцева. Наедине – о вечном. Послесловие. 2011
©Художник – Юрий Майборода 2011
© Издательство «Узорочье»
©Арт-группа ПАРАЛЛЕЛИ, 2011
****
Светлана Бестужева-Лада
ПОЮЩИЕ ВЕНКИ
«На антикварном фарфоре – минувшего даты
Многое могут сказать для тебя обо мне…
Наши прелюды звучат, откровеньем богаты,
И в унисон подпевают рождённой весне…»
Ольга Мищенкова
Если вы ни разу не читали венка сонетов, вы потеряли высшее литературное наслаждение. Если вы не читали венки-дуэты, представленные в этой книге, то потеряли значительно больше, чем наслаждение: представление о настоящей Поэзии.
Впрочем, вот возможность исправить одновременно оба упущения и получить двойное… нет, даже тройное наслаждение: формой, содержанием и музыкальностью этой книги, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Потому что произведения этого авторского дуэта можно читать без конца. Возвращаться к началу, выбирать и повторять припавшие к душе строки, откладывать - и снова возвращаться к прочитанному, открывая новые грани.
И становится понятным, почему само слово «сонет» в переводе с итальянского обозначает «звучать», «звенеть». Послушайте во время чтения, как будет зарождаться и нарастать внутри вас музыка… Это – отклик вашей души на прекрасное.
А теперь вернемся на грешную Землю и совершим небольшой историко-литературный экскурс для тех, кто только открывает себе огромный мир поэзии.
Сначала немного о сонетах. Сонет - это одна из самых строгих форм поэтического произведения. Состоит он из четырнадцати строк. Два четверостишья и два трехстишья в так называемом «сонете Петрарки» (итальянском сонете) или три четверостишья и одно двустишье в «сонете Шекспира» (английском сонете). Причем, четверостишья по содержанию - суть проблемы, а трехстишья или двустишье - выход из нее или повисающий вопрос, обращенный в никуда, так называемый «риторический вопрос».
Теперь, собственно, о венке сонетов. Это поэма, состоящая из 15 сонетов, причем каждый последующий начинается с последней строки предыдущего (например, второй - с последней строки первого, третий - с последней строки второго и т.д.), четырнадцатый заканчивается первой строкой первого.
Последний - пятнадцатый, так называемый Магистрал, - состоит из первых строк каждого из четырнадцати. Это – основа всего венка, поэтому он традиционно пишется первым.
Вместе с тем, нельзя не согласиться с поэтом Иоганнесом Р. Бехером, многократно обращавшимся к сонетной форме, что «венок сонетов - это эксперимент, рассчитанный на виртуозное мастерство поэта и адресованный читателю-знатоку, способному воспринять и оценить искусство его создателя».
И вот перед вами книга, которая является, на мой взгляд, блистательным подтверждением того, что в классические формы можно вдохнуть новую жизнь, не нарушая каноны, а лишь обогащая их.
Непременный атрибут сонета – музыкальность, и венки-диалоги просто наполнены музыкой, а иногда и сопровождаются ею – в прямом смысле этого слова.
В сонете, как ни в каком другом жанре лирики, слились воедино алгебра и гармония – и тут математически выверенная гармония, смягченная лиричностью и подчеркнутая глубиной размышлений.
События в венках-диалогах подразумеваются и угадываются, при этом далеко не всегда просто расшифровываются. Это – целый мир в миниатюре, поэтов занимают кардинальные проблемы человеческого бытия (жизнь и смерть, любовь и творчество, самопознание и постижение законов окружающей действительности). Вместе с тем, размышление их всегда на пределе эмоциональности, почти в апофеозе торжества творческой мысли.
Сама мысль о том, что сонет не обветшал, разумеется, не нова, но у каждого поэта она возникает всякий раз закономерно и по-своему объясняет его творческий импульс. Здесь же со всей очевидностью доказано: сонет и даже венки сонетов – бессмертны. Разумеется, большинство поэтов отступает перед необходимостью совместить четкость мысли, глубину образов, музыкальность и жесткость форм, но те, кто не убоялся этих трудностей, достигают своей цели: их произведения рано или поздно войдут в Золотой Фонд Поэзии.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. С моей точки зрения, эта книга вообще не нуждается в предисловии, она нуждается только в понимающих читателях. Которые, несомненно, найдутся.
Светлана Бестужева-Лада*
---------------------------
*Светлана Игоревна Бестужева-Лада – российский учёный, социолог, журналист, писатель, переводчик. Кандидат исторических наук, востокове-арабист.
Автор свыше тысячи статей и очерков на научные и социально-нравственные темы, двенадцати книг беллетристического характера, семи переводных книг. Лауреат премии журнала «Смена» в 1999 г. за цикл очерков «Личная жизнь», лауреат премии Союза журналистов России в 2002 г. в номинации «Профессиональное мастерство», награждена Почетной грамотой Европейского Комитета по наградам и премиям при ООН за заслуги в развитии литературы и журналистики в 2005 году. Автор двух подборок стихов в журнале «Легенс», подборки стихов в журнале «Смена» и поэтического сборника «Круг памяти», Москва. 2010 г.
Полгода... Много или мало? Совм. Венок сонетов 21
http://www.stihi.ru/2011/06/21/702
Светлана Бестужева-Лада. Магистрал: http://www.stihi.ru/2011/06/11/28
О л ь г а М и щ е н к о в а (МиОль): http://www.stihi.ru/avtor/sever74
Александр А р х а н г е л ь с к и й: http://www.stihi.ru/avtor/dmytrovych51
***
М а г и с т р а л. С в е т л а н а Б е с т у ж е в а - Л а д а
И первого письма – как ни бывало,
А вслед за ним и шесть других сгорят.
Полгода... Это много или мало
Для ожиданья? Бесконечный ряд
Придуманных красивых диалогов
Уже не в силах память удержать.
Записывать? И вслух - себе - читать
Для развлеченья? Пошло и убого.
Я жгу не письма, а мечты свои.
Не правда ли, красивая развязка?
Бедняжки! Виноваты ли они
В очередном предсказанном фиаско?
Вернейшее, испытанное средство –
Огонь…Мечтами можно обогреться.
1. А л е к с а н д р А р х а н г е л ь с к и й
…И первого письма – как ни бывало!..
И хохот гомерический вослед.
Но это было только лишь начало -
Жечь в топке откровенья долгих лет!..
Начало новой жизни, иль кончина
Любви, что испарилась без следа?
Случается порою иногда…
Минутный ли порыв тому причиной?..
Мелькнуло счастье, будто свет в окошке,
Охваченном холодным зимним сном.
Подставлена была ему подножка -
И шаткое строение – на слом.
К чертям письмо отправил – прямо в ад!
А вслед за ним и шесть других сгорят… 19.06.2011.
2. О л ь г а М и щ е н к о в а
-------------------------------------------
А вслед за ним и шесть других сгорят
Тех лет живых, что в Памяти осели,
И ты в огне увидишь всё подряд:
Из детства – воспалённые метели,
И подростковый заполярный круг,
И ночи белой северное лето...
Недавно вспоминала я об этом,
Когда тебе рассказывала, Друг,
О самом долгом детском полусне,
Который позабыть – нет больше горя…
Сегодня не гадаю по Луне,
Сегодня ты – с самим собой не в споре…
И катятся под гору дни устало…
Полгода... Это много или мало? 19.06.2011
3. А л е к с а н д р А р х а н г е л ь с к и й
Полгода – это много или мало?
Год за три если, словно на войне
Мотаешь, выживая, без привала,
Когда минута каждая в цене –
Тогда полгода кажутся мгновеньем.
Письмо уже не согревает рук.
Устав от бесконечности разлук,
Легко переживёшь души волненье –
Слова письма не колют и не жгут,
Они – как титры фильма на экране…
Где время наложило прочный жгут,
Там омертвела ткань отжившей раны…
Я много раз пытался строить град
Для ожиданья… Бесконечный ряд… 19.06.2011.
4. О л ь г а М и щ е н к о в а
--------------------------------------------
Для ожиданья бесконечный ряд
Из дней и лет – нет хуже испытанья…
Ты, кажется, и сам себе не рад,
Когда погас в крови огонь желанья.
Ты, кажется, готов идти ва- банк,
Лишь только бы продлить на миг истому,
Которая напоминает кому
И давит, словно самый мощный танк.
Для отступленья знаешь черный ход,
Чтоб в случае каком – нырнуть с причала…
А жизнь всё ставит задом наперёд…
А ты боишься, чтоб не укачало…
Нет круче горных ледяных порогов –
Придуманных красивых диалогов. 19.06.2011
5. А л е к с а н д р А р х а н г е л ь с к и й
Придуманных красивых диалогов
Инверсный след тянулся, словно шлейф -
Ни волн не ощущалось, ни порогов,
Но пароход случайно сел на мель
И повторилось всё… Одно и то же:
Восторг, успех, за ними – суета…
А тот ли – он, кто рядом? Ну, а та,
Что близко? Не узнал, похоже?..
В призыве о спасении – напрасно
У парохода пар ушёл в гудок…
Начало (помнишь?) было так прекрасно…
Зачем печален вышел эпилог?..
И мысли, что волной катились вспять,
Уже не в силах память удержать…
6. О л ь г а М и щ е н к о в а
---------------------------------------------
Уже не в силах память удержать
Тех дней счастливых майской канители?
Уже, быть может, нечего терять,
Или на мель нечаянно мы сели?
Или случился страшный ураган,
Которому названье так привычно?
Быть может, кто-то выругал публично,
Когда был без вина смертельно пьян?
Какая же теперь, скажи, нужда –
Переливать в порожнее – пустое?
«Вчера» – была прекрасная пора, -
«Сегодня» – есть, чем поминать былое…
А «Завтра» - время камни собирать –
Записывать – и вслух (себе?) читать… 19.06.2011
7. А л е к с а н д р А р х а н г е л ь с к и й
Записывать – и вслух (себе!) читать –
Всё, что осталось мне в постылых буднях.
Страницы нашей памятью листать
И знать, что вечно – никогда не будем…
Бессмысленное слово – «никогда»,
Сквозит в нём безысходность и потеря.
До сей поры судьбе своей я верил,
Какая б ни случилась вдруг беда.
Но эта горше прежних во сто крат…
Читаю заключительные строчки…
При жизни тоже можно умирать,
Чтоб избежать смирительной сорочки.
Искать изъян у трепетного слога –
Для развлеченья – пошло и убого… 20.06.2011
8. О л ь г а М и щ е н к о в а
-----------------------------------------------
Для развлеченья – пошло и убого –
Напишет письма Аноним тебе…
Его ведёт отчаянья дорога –
Сбой приключился в благостной судьбе?
Придумал Он себе – забавы ради –
Нарушить ход иного бытия,
Которому названье «ТЫ» и «Я»?
Решил (зачем-то?) в чей-то Храм нагадить?
Посредственность потратит силы много
Чтоб загасить желанную свечу,
Изгнав тепло с заветного порога…
Подстать деянье это палачу.
Играет где-то скрипка Изаи…
Я жгу не письма, а мечты свои… 19.06.2011
9. А л е к с а н д р А р х а н г е л ь с к и й
Я жгу не письма, а мечты свои…
Живое в каждой строчке их дыханье.
В руке – синица, в небе – журавли…
Банальное у песни окончанье…
Мечталось нам, что вброд – реки поток,
Что смех сквозь слёзы – дней не будет гладких…
(Тогда с везеньем было всё в порядке –
теперь бы так, наверное, не смог…).
К чему слова, когда на сердце – пусто,
И сами-то желания – к чему?
Не разрушать – великое искусство –
Учиться надо, может быть, ему?
Сгореть в огне страстей безумной пляски
Не правда ли, красивая развязка? 20.06.2011
10. О л ь г а М и щ е н к о в а
----------------------------------------
Не правда ли, красивая развязка –
Написанный во славу Магистрал,
Придуманная в серых буднях сказка,
Которой даже в детстве не читал?
Два такта пьесы, акварель заката,
Цветок, который вырос вопреки,
Высокий берег вспененной реки,
Грань только что добытого агата,
Сонаты Лунной в небе полутоны,
Строка стиха, приснившаяся вдруг,
Когда мы были коротко знакомы
И падал в ночь полуденный испуг...
Рыдали злобно прожитые дни…
Бедняжки! Виноваты ли они? 19.06.2011
11. А л е к с а н д р А р х а н г е л ь с к и й
----------------------------------------------------
Бедняжки! Виноваты ли они,
Которые всего-то натерпелись?
За полночью тянулись скудно дни,
Когда сквозь мрак мне письмена летели –
Тепло твоей души несла строка –
Забытый флёр духов твоих французских.
Мне тесно стало в этих рамках узких -
И потянулась к пламени рука.
Стихи горели – как душа! – в огне,
Как Ваши щёки при руки пожатьи.
(У классиков учился. Те вполне
Освоили подобное занятье)
Смываю грим - с лица уходит маска
В очередном (предсказанном?) фиаско. 20.06.2011
12. О л ь г а М и щ е н к о в а
----------------------------------------
В очередном предсказанном фиаско
Не уставал ты выправлять лады –
Когда судьба подмешивала краски,
Ты уводил нас от тропы беды…
И много раз выравнивал поверхность,
Чтоб не могли верхи мешать низам…
И не однажды спотыкался сам,
Когда в тисках сжимала неизбежность…
И…Господи, да мало ли препонов
Пришлось не раз преодолеть тебе,
Чтоб соблюсти приличия законов
В какой-нибудь нелепейшей борьбе?..
В сонеты выход – от проблемы бегство –
Вернейшее, испытанное средство… 19.06.2011
13. А л е к с а н д р А р х а н г е л ь с к и й
Вернейшее, испытанное средство –
Клин клином выбить – почему бы – нет?
Ведь рядом уживались, по соседству –
Желанья той и этой – не секрет.
Но пагубны последствия у мысли –
Подобные занятья не по мне
И не найти мне истины в вине…
К святым себя, конечно не причислю –
Вы для меня – не просто ветер мая.
Вы пронеслись, как смерч и ураган,
Всё на пути безжалостно сметая!..
Одна Вы из неизлечимых ран…
Апофеозом всех стихийных бедствий -
Огонь. Мечтами можно обогреться… 20.06.2011
14. О л ь г а М и щ е н к о в а
------------------------------------
Огонь – мечтами можно? Обогреться
Хотелось у придуманности снов…
Не знали мы, куда от солнца деться,
Где брод искать высоких берегов…
Не затушить Огонь туманной грёзы,
В пожар не бросить алую зарю!
Я не о том сегодня говорю,
Когда в жаре опять ищу морозы…
Огонь Души – огню Стиха живого –
Переплетеньем Слова, Звука, Тем…
Слеза опять глаза омыть готова
И Голос снова безысходно нем…
Из рук конверты пламя вырывало
И первого письма – как ни бывало… 19.06.2011
19 - 20. 06.2011
Все венки здесь
http://www.stihi.ru/avtor/dvyhgolosie