Священные понятия сердца. Главы из книги. Космос

Инок Антоний Давидюк
Изначально, после каждого акта творения Богом мира (космоса) Божественным Откровением засвидетельствовано следующее:
«…И увидел Бог, что это хорошо.» (Быт. Гл.1). Для нас это может быть понято не иначе, как абсолютно хорошо, совершенно. Тем более, что греческое слово «космос» означает не только сам мир, но и всю красоту вселенной во всех её проявлениях. Иными словами, космос это мир во всём его совершенстве; и только деятельность человека постоянно вносит свои поправки в это совершенство, начиная с Адама и Евы – первых людей в истории человечества.               


Увы, человек отпал от Источника совершенства, направив свою свободную волю к совершенству мнимому, льстиво предложенному искусителем: «… откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». (Быт. 3;5).
Теперь мы восхищаемся достижениями науки и техники, не понимая, что человеку такому, каким его сотворил Бог, они вообще ни к чему.
Наши прародители в раю общались со своим Творцом непосредственно; через какой спутник мы сможем сделать это сейчас?


Знание добра и зла сослужило плохую службу человеку потому, что предназначение его заключается в знании одного только добра, а зло это удаление от Бога, как тьма это удаление от света. Это закон космоса, действующий в духовной его реальности, подробнейшим образом описанный в Священном Предании Церкви.                «И не есть мудрость знание худого. И нет разума, где совет грешников». (Сир. 19;19). «Совет грешников», знающих добро и зло, внёс в совершенную природу космоса свои нечистые связи-отношения ко всему сотворённому, превратив первозданный мир в поле жизнедеятельности падшего и тленного естества, чем изменил его относительно себя.               


Так и личное зло одного человека увеличивает общее зло в мире, об увеличении же добра говорить не приходится; мы всё дальше удаляемся от Бога, хотя возможность приближения к Нему ни у кого не отнята: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам». (Иак. 4;8). И отношения тех людей, которые этой возможностью воспользовались, с дикой и агрессивной природой изменённого мира показывают относительную неизменяемость для их духовной реальности первозданной красоты мира, созданного Богом исключительно ради человека.               


Пример этому являют своей жизнью святые мученики, которых убивали люди, но не смели тронуть дикие звери, как и пророка Даниила, брошенного в ров со львами, преподобные, которым служили медведи, львы, а крокодил перевозил на своей спине через реку. Просто, их внутренний космос пришёл в соответствие с первозданным Божиим космосом, к чему все люди призваны. И только духовное просвещение, основанное на деятельной вере, способно восстановить в человеке это соответствие.


За горизонтом времени нас ждёт иной космос: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали». (Откр. 21;1). Внутренний мир человека это духовная реальность, определяющая его положение в вечности: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения». (Ин. 5;29). Здесь и сейчас человеку дана возможность ощутить иное измерение жизни, усвоить своему сердцу понятия этого измерения и предуготовить себя к грядущему изменению космоса, чтобы войти в воскресение жизни, ведь Церковь Христова не ожидает конца света, Она ожидает конца тьмы.