Священные понятия сердца. Главы из книги. Молитва

Инок Антоний Давидюк
«Всегда радуйтесь.  Непрестанно молитесь.  За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». (1-е Фес. 5;16-18).
Три глагола: радуйтесь, молитесь, благодарите... – как одно слово на одном дыхании. И это дыхание молитвы, включающее в себя всю сокровенную премудрость не только нынешнего, но и будущего века. Потому что молитва, искренне обращаемая к Источнику этой премудрости, никогда не остаётся без премудрого ответа. А то, что человек общества потребления разучился  понимать такой ответ,  высочайшей ценности молитвы не умаляет.


« Молитва никогда не пропадает даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезнаго и вреднаго. Не исполняя этого Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. - Потому речь: "вот и Богу молитесь, а что получили?" - безтолкова. - Молящийся просит блага себе, указывая на него. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо: ибо если б исполнил, худо было бы просителю. Блюдите, како опасно ходите среди века сего лукаваго!»
(Свт. Феофан Затворник. письмо 1406. вып.8. стр. 120.)
 


Молитва - это Небесное сокровище земного человека, которое никто, ни при каких обстоятельствах, не в силах у него отнять, если сам человек не отнимет его у себя. Молитва - это движение души к Богу, лишь отчасти выражаемое словами. Молитва - это пространство жизни в окружении смерти. Потому и само слово «молитва», в разных контекстах и вариациях,  чаще других встречается в Священном Писании и Святоотеческом Предании Церкви. Понятие молитвы многогранно, как многогранна душа человека, но важно выделить основное в этом понятии, чтобы не спутать молитву с мантрой или медитацией,  ворожбой перед православной иконой  или «харизматическим» трансом.


Главная цель православной молитвы – соединение воли молящегося с волей Божией. Вышеупомянутые проникновения в инфернальные сферы никогда такой цели не имеют, поскольку: «все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил». (Пс. 95;5). Само понятие воли Божией не имеет места в ложных духовных практиках, где господствует воля идолов, подчиняющих себе волю обращающихся к ним людей.


Кажется, Преподобный Исаак Сирин говорил: «Если кто попросит у царя навоза, тот и царя оскорбит и себя обесчестит». А вот современная поэтическая интерпретация этих слов иеромонаха Романа (Матюшина):
«И, если уж достиг подножий царских,
Забудь о рабстве, помяни родство.
Не мелочись, выпрашивая цацки,
Не оскорбляй величия Его».               


И, наконец, - пример того, чего просили святые, оставившие нам образцы православной молитвы: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь». (Молитва последних оптинских старцев).


- Удивительно ёмкая, сильная и понятная в своей святой простоте молитва. Но нам, чтобы самим научиться молиться, необходимо представлять себе всю полноту молитвенного наследия Церкви, ведь даже краткая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» - включает в себя всю эту полноту. Славословие, прошение и благодарение также неотделимы от Иисусовой молитвы, как и от всей литургической традиции Православия, и только тот, кто дышит этой традицией, освящённой Таинствами Церкви, может вполне осознавать священнодействие молитвы в своём сердце.               


Молитва даётся молящемуся и никогда – тому, кто в угождение собственному мелкому мироощущению отвергает богатейший дар молитвы или её язык, пытаясь опустить Разум Церкви до своего уровня понимания. Но Разум Церкви поднимает до своей высоты исповедающих Его: «Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих». (Пс. 118;54); «Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей». (Пс. 118;105); «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей». (Пс. 118;164).               


Семикратно – в данном контексте обозначает не количество дневных молитв, а полноту молитвенного предстояния перед Богом символизируемую числом «семь». Так и нам заповедано: не закрывать молитвослов своего сердца по прочтении молитвенного правила или после выхода из храма, а всегда славословить, непрестанно просить Божией милости и за всё благодарить Бога.