Поэзия архитектуры в картинах Елены Симурзиной

Фантасмагор
Елена Симурзина – художник–путешественник. В своём альбоме она не случайно цитирует слова Иоанна Златоуста: «Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты гражданин? Ты – путник».

Плавно переходя от амфитеатров, изображённых на картинах Елены Симурзиной, к её же интерьерам древних храмов, мы понимаем, что некоторые здания были выведены из состояния руинности и приспособлены к нуждам верующих христиан. В работе «Древние фрески» невооружённым глазом видна коллажность изображений. Складывается впечатление, что старые фрески закрашивали, а потом писали по ним новый рисунок. От времени кое-где старые пласты обнажились, и это придаёт всему полотну ирреальный характер. Либо – в каком-то месте долго господствовала сырость, и фрески в этом месте поблёкли. А совсем рядом условия были получше, и фреска древнего художника  сохранилась в своей первозданности. Елена Симурзина применяет художественный приём, известный в искусстве как «театр в театре». Когда, скажем, идёт пьеса Шекспира «Гамлет», а внутри нее идёт ещё одна пьеса, сочинённая самим Гамлетом. Вот и Симурзина изображает древние фрески, которые когда-то давно уже написал до неё древний художник. В живописи это – «галерея в галерее»! Конечно, Елена не копирует старого мастера – её задача изобразить на полотне не одну фреску, а всё трёхмерное пространство внутри храма. Выцветшие лики святых, вкупе с невиданным ливнем света, творят незабываемую картину-мистерию. Очень хороша работа «Дыхание древности». Фресковую Троицу раннехристианский художник разместил прямо над арочным проходом. Трудно представить более выигрышное положение картины! Как много естественного света в этих древних строениях! Сам процесс молитвы потребовал кровли над головой, тишины и уединения. Храм Николы Мерликийского, прозванного в народе Николаем Чудотворцем - один из первых храмов, посвящённых этому святому. Может быть, именно благодаря некоторой неканонической эклектике, присутствующей в убранстве этого храма, изображённого на картинах Елены Симурзиной, он и сохранился до наших дней как архитектурный памятник. Позднее храмы этого святого строились повсеместно, в том числе у нас, в России, на Украине, уже в полном сответствии с обретёнными православными традициями.

Иногда даже искусствоведу бывает сложно «дешифровать» сцены, изображённые на древних фресках. Эта загадочность видна, например, в картине «Следы древних традиций». Для Елены Симурзиной амфитеатры и интерьеры храмов образуют некую общность, тематический диптих. Невозможно понять, что ей, как человеку, нравится больше – руины или храмы. И в этом, мне кажется, и заключается поэзия этих полотен. Как будто сами камни несут свет! У меня сложилось впечатление, что в храмах, изображённых Еленой, служба уже давно не идёт, и в этом смысле они тоже «руины», только без явных признаков разрушения. Елена Симурзина здесь делает своё главное художническое открытие: она рисует ВСЁ ПРОСТРАНСТВО ХРАМА как одну большую объёмную фреску. То есть «маленькие» фрески, изображающие святых, плавно перетекают в «фресковость» камня. Свет ли так лёг, фантазия ли это художницы, мы так и не узнаем, пока сами не побываем внутри этих дивных сооружений. Не каждый человек, владеющий кистью, может передать это с такой степенью поэтической достоверности. Мы видим непрерывность и пересекаемость времени как истории человечества.

«В плену у Хроноса» - так назвала свою выставку Елена Симурзина. Сколько бы мы ни убеждали себя в том, что времени не существует, мир вокруг нас постоянно меняется. Изменяемся и мы сами. Как бы там ни было, ускользающее время оставило после себя следы. Которые мы и видим на картинах Елены Симурзиной. Связующим звеном между  антично-раннехристианским миром и современностью является картина Елены «Игры времени». Время – это мистерия, которая разыгрывается в нас самих. «Внутренняя руинность» - константа времени. И часто выясняется, что реставрация ранних памятников архитектуры попросту невозможна: там намешано столько эпох и стилей, что возникает вопрос, а что, собственно, реставрировать – более ранние слои или более поздние. Поэтому, конечно, разумнее просто «законсервировать» памятник в том виде, в котором он дошёл до нас. К сожалению, искусство в последнее время больше деградирует, и образ горгульи, парящей на фоне Парижских новостроек, убедительно это показывает (всё та же работа Елены Симурзиной «Игры времени»). Может быть, именно поэтому красота древних амфитеатров и раннехристианских храмов так выигрышно смотрится на фоне бездушных небоскрёбов из стекла и бетона. Когда мы видим столь примитивную архитектуру, мы невольно восклицаем: «Назад, в будущее!».

Работы Елены Симурзиной широко представлены на сайте ДомЖура: