Священные понятия сердца. Главы из книги. Страх Бо

Инок Антоний Давидюк
«Убоимся же, возлюбленные, Единого Бога, чтобы ничего и никого не убояться».
 Как мы можем понять из этих слов святителя Тихона Задонского:  от страха человеческого страх Божий отличается тем, что испытывается исключительно перед Богом и больше уже не перед кем или чем другим. Другими словами: страх Божий это истинное бесстрашие, упраздняющее боязнь всего, чего мы обыкновенно боимся: смерти, болезней, скорбей, невостребованности своих способностей, одиночества…               


Боящийся Бога, то есть, считающий величайшим для себя несчастьем нарушение Его воли, боится не Отца Своего Небесного, как Личности, и даже, не неизбежного наказания за свои грехи, а своего неправедного состояния перед Богом, оскорбляющего величие Его Образа в человеке. Потому и сказано в Священном Писании: «Начало мудрости - страх Господень» (Пс. 110;10. Прит. 1;7. 9;10), «Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Прит. 14;27), «Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Прит. 15;33).


Те, кто принял Святое Крещение, имеют в себе начатки Семи Даров Святого Духа, один из Которых – Дар страха Божия. И каждый из этих начатков должен дать плоды усилий развития Дара в себе – плоды жизни христианской.
Страх Божий не присутствует в человеке не предпринимающем усилий жить по совести, но как только человек являет такие усилия, благодать этого Дара начинает сопутствовать ему, преображая его душу, одевая её в «брачную одежду».


«Человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании».  (Преп. Пимен Великий) – Не заботясь о приобретении для своей души этой добродетели, мы губим себя, задыхаясь от зловония собственных страстей, с которыми сами, без помощи Божией, не в силах справиться.


«Страх Божий вводит нас на корабль покаяния, который пересекает греховное море жизни и идет к божественной пристани – любви». (Преподобный Исаак Сирин) – Святые отцы в своих писаниях всегда уделяли страху Божию особое место.  Потому что какая бы борьба со страстью ими не описывалась и какая бы добродетель не воспевалась, всё находит своё начало в страхе Божием, как начале премудрости, начале священнодействия жизни во Христе, которое совершает в сердце человека, взыскавшего  этого священнодействия, Основоположник нашего спасения Всемилостивый Господь.