Баллады Ветхого Завета

Серёга Мельников
    
      
 Сергей Мельников


Баллада о Ветхом Завете
      

   Кубань 2009г.




От автора: Баллада о Ветхом Завете -  литературно-художественное произведение.   Первоисточниками являлись:  Ветхий Завет и различные к нему комментарии.
         

    

«И сказал Бог: да будет свет»
  Бытие 1:1-19


 Быт. гл.1
                1
Об этом поведал нам Ветхий Завет:
Господь сотворил Небо, Землю и Свет.

Но прежде он духов создал бестелесных,
Разумных, свободных и добрых, и честных.

Чтоб образ они принимали людей,
Предостерегали от грешных идей.

Но старший над ангельским чином - Денница,
Свободой, впоследствии, так возгордится,

Что станет не добрым, а злобным  лжецом.
В борьбе будет вечной он спорить с Творцом…

Пространство и свет в первый день создаётся.
Дух Божий над водной пустынею вьётся.

Творил во второй день он твердь – небеса,
Там ангелов нежно звучат голоса.

Моря от земли отделил Он в день третий,
Растительный мир сотворил из соцветий.

В четвёртый день создал небесных светил:
Шар - Солнце, Луну, звёзд не счесть разместил.

На пятый день создал всех тех, кто летает
И всё, что живое в воде обитает.


       Быт. гл.1,2

Раскрасил всё дивными красками Бог.
К творениям был  в созидании строг.

В шестой день Он создал животных на суше,
В которых вложил бестелесные души.

Затем Человека, итогом всему,
По образу Бог создаёт своему.

То сходство по духу, не формой, не телом,
А в воле свободной и в разуме смелом.

Способным Творца совершенство познать,
И принять, как милость, Его благодать.

Чтоб волю святую Творца исполняли,
Бессмертную душу в себе сохраняли.

В седьмой день был отдых от всяческих дел.
Господь управлял тем, что сделать успел.

Творец, утомлённый тяжёлой работой,
Тот день нарекает «покоем- Субботой»

Даёт человеку Бог имя -Адам.
Бессмертье его предрекает годам.

Адама Господь наделил дивным краем:
Назвал это место Вселенной Он - Раем.

Адам был в саду том хозяин всему.
Бог видит, что трудно  ему одному:


Быт. гл.2

Возделывать сад - не из лёгких работа.
В трудах ежедневных о саде забота:

Обрезка, прополка, уборка плодов,
А саду расти ещё много годов.

Чтоб было Адаму работать сподручно,
А в отдых общенье приятно, не скучно,

Как только он крепко уснул до утра,
Жену создал  Бог из его же ребра.

Покладистой сделал её и красивой.
Вдвоём эта пара должна быть счастливой.

Жену назвал Евой Адам, жил в ладу,
В блаженстве трудился он с нею в саду.

Средь этого дивного произрастанья
Росли древо жизни и древо познанья.

Но в пищу нельзя их плоды принимать:
Вкусив, будут смерть, страх и стыд понимать.

     С женою  Адам жил в саду без печали
Плоды с тех деревьев сорвать не мечтали.

Но зависть возникла, к живущим в саду,
У ангела падшего, всем на беду.

Он в тело лукавого змия вселился …
И  добрым посланцем небес притворился:

На ушко змий Еве тайком стал шептать:
Ослушаться Бога. Плоды те сорвать:
                Быт. гл.3
И Змий обвивает хвостом тело Евы,
А в душу соблазна роняет посевы.

-Отведай плодов,- источал змей свой ир,*
-Вкусив, ты познаешь неведомый мир.

Не бойся, не страшно Его наказанье.
Гораздо важней - вы получите Знанье!

Простит ваш проступок Всевышний Творец,-
Нашёптывал хитрый, навязчивый лжец,

И лживого Змия послушалась Ева,
Вкусила плодов от запретного древа.

Адаму дала надкусить… на беду,
Познали они страх и стыд в том саду.

Разгневался Бог и за непослушанье,
Из райского сада изгнал в наказанье.

И ангелу падшему праведный  суд,
Все грешные души ему отдадут:

-Мы связаны будем с тобою  судьбою,
За души людские жестокой борьбою.

Ты - Дьявол! И станешь людей соблазнять,
Но людям решенье дано принимать.

С грехом первородным ступая по жизни,
Трудиться до пота им без укоризны,

Влюбляться, грешить, в муках деток рожать,
Стареть, в срок назначенный суд принимать.

В течении жизни всем выбор свободный:
С чем жил ты и будешь ли Богу угодный?"
*Ир- яд, злоба ( сл. Даля)




   

      Быт. гл.3,4,5

Безропотно волю Отца принимай!
И Ева с Адамом покинули  Рай:

Трудились во благо, учились, во многом
Вопросы решали, советуясь с Богом!

Пред ними Земля вся была на двоих,
И  много детишек родилось у них.

Их род расселялся по белому свету
И в мирном труде  уживался при этом.

Но Ветхий Завет вот о чём говорит:
Из зависти  Авель был братом убит.

И Каин был изгнан. Ушёл он с семьёю.
В скитании жизнь предстояла  изгою.

Детей наплодили премного с женой
И их племена промышляли войной.

Род Каина звался: «сыны человека»
И ересь от них шла от века до века.

У Евы с Адамом родился сын Сиф
И род благоверных ветвился от них.

Адам девятьсот двадцать лет сеял семя
И «Божьи сыны» называлось их племя.

От Сифа родился Енох, так же Ной.
И благочестивых  людей целый строй…

Чтит Бога Енох и Ему угождает:
Господь к себе старца живым призывает.
 

 


             Быт. гл.6
 Всемирный Потоп

Умножились люди на грешной Земле.
Их  души бродили без Бога во тьме.

Летал Сатана, над  Землёю лютуя,
Над  миром победу свою торжествуя.

Но жил человек тогда – праведный Ной.
Безгрешен был он  со своею семьёй.

Потомок прямой от Адама и Евы.
От Сифа святого ветвилось их древо.

Ной Бога  любил. Он имел трёх  сынов
И дар толкованья пророческих снов.

Бог Ною поведал: Потоп будет страшен!
Затопит вода пики гор, шпили башен.

На сорок дней с неба польётся вода,
Погубит народы она навсегда.

Но, праведность веры в меня сохраняя,
Ты станешь создателем нового края,

Построить ты должен огромный ковчег.
Спасти живых тварей по паре от всех.

И в праведной вере послушных, прилежных
Пусть семьи сынов забирает безгрешных.


       


          Быт. гл.7,8,9

Такая задача поставлена Ною.
И взялся за дело он дружно с семьёю:

Потоп пережить. Новый Мир повстречать.
В него принести только лишь благодать.

Построен ковчег и случилась беда:
На Землю обрушилась с неба вода.

И двести одиннадцать дней Ной скитался,
Смиренно в молитвах лишь с Богом общался.

(По нынешней жизни Ковчег – Божий храм,
В нём души спасать предстоит свои нам.)

Уходит вода и потоп прекратился.
Земли островок среди волн появился.

Возносит хвалу Богу праведный Ной,
За то, что беда обошла стороной.

И Бог обещал,- впредь от этого века
Не станет наказывать Он человека.

И  радугу он сотворил в облаках,
Чтоб помнили люди  о прошлых грехах.






            Быт. гл.10

В трудах и молитвах жил праведный Ной,
Один из сынов развращён Сатаной:

У Ноя с сынами случается драма.
Обласканы двое, но проклят род Хама.

За то, что насмешки отцу чинил он:
Когда  вдруг случайно сморил  отца сон.

Его непочтением Хам оскорбляет,
Тем самым беду на весь род накликает.

-Потомкам от ныне во веки веков,
Быть без принуждения и без оков,

Рабами у Сима  и у Иафета…
Отец предсказал Хаму с этого лета.

От племени Сима Спаситель придёт
И истину в вере познает народ.

Даёт братьям старшим он благословенье.
И больше своё не меняет решенье.


    
                Быт. гл.10

             Вавилон   
               
Все Ноя потомки, селясь вдалеке,
Общенье вели на одном языке.

И много народа хаммитского роду
Роптать принялись на свою несвободу.

Прославить себя предложил хитрый Бес,
Чтоб строили башню они до небес.

И Господу лично доставить прошенье,
Чтоб давнего предка простил прегрешенье,

Построили город они Вавилон
Название  башне своё даёт он.

Прогневали Бога, явив дерзновенье,
Наказаны грешники за столпотворенье.

Друг друга не стали они понимать
И башню самим им пришлось поломать.

Они разошлись в города и пещеры.
Не стало в них истиной, праведной веры.

Возникли народности и  языки.
Доныне познания их не легки.


   
  Быт. гл.13

Лишь праведный Евер из племени Сима
Беду не познал ту, прошла она мимо.

С семейством своим понимал – это грех
И Богу молясь, отговаривал всех.

Ту башню не строил потомок Адама.
Потомки его породят Авраама.

 Быт. гл.16,17,21,22

                Авраам

Врагам Авраам даст достойный отпор
Земли палестинской откроет простор.

С племянником  в ней Авраам поселился.
И мирно с ним пастбищами  поделился.

Племянника звали все - праведный Лот.
В долину стада он свои уведёт.

И Бога они прославляли  в молитвах.
В быту помогали друг другу и в битвах.
          
Жена его - Сара, красива собой,
Своею она не довольна судьбой:

Сын старший рождён Аврааму служанкой
Неправедной веры  Агарь – египтянкой.

Проходят года, старость грезится ей,
Господь не даёт им совместных детей.

В преклонные годы их Бог ублажает
И Сара ему Исаака рожает.

Но вот наступил испытания год
Господь Аврааму послание шлёт.

Он требует в жертву подросшего сына:
-Отдай  Исаака, а не Измаила.

Безропотно сына берёт Авраам,
Привёл его к месту - к высоким горам.

Готов убить сына в угоду он Богу.
Господь тут ему преграждает дорогу:

-Постой Авраам, не губи ты юнца.
К закланию взять разрешаю агнца.

За твёрдую веру и за послушанье
Получишь Мою ты любовь и признанье.

И сына за кротость его полюблю.
Пророческим даром ваш род наделю.

Потомство умножишь в роду своём вскоре,
Подобно песчинкам рассеянных в море.



            Быт. гл 19
           Лот.
Лот выбрал долину реки Иордан.
Стал жить Авраам у дубрав Мамврийкан.

Лот в городе жил, что Содом назывался,
Где праведным  он лишь с семьёй оказался.

Он с Господом речь покаянно ведёт.
И верить в Творца призывает народ.

Содом и Гоморра: несчастных два града
Погрязли в грехах, как исчадия Ада.

В них  все: стар и млад,  проживают в грехах.
Расплаты не ждут и не ведают страх.

Господь наказать – истребить грех желает.
Небесный огонь Он на них посылает.

Спасать семью Лота Бог ангела шлёт,
И ангел её за ворота  ведёт.

С двумя дочерьми вышёл Лот и с женою,
Хотелось той видеть, беду за спиною.

Она обернулась, увидела Ад:
Пылает в огне и дыму её град.

И  стала соляным столпом от картины:
Там грешные гибли сыны палестины.

И спасся лишь с дочками праведный Лот.
Но праведность ту Сатана отберёт.

Из слёз, что пролиты  в Содоме, Гоморре,
На том  месте плещется Мёртвое море.




       Быт. гл 28,29,37,44

 Исаак и сыновья

Родились два сына у Исаака:
Исав старший сын и младшенький Яков.*

Яков  почтенную жизнь проживёт.
Прославит навечно свой праведный  род.

Его назовут Израилем в народе:
Ему  продаёт Исав первенство в роде.

Пред смертью призвал сыновей Исаак,
И младшему сыну поведал он так:

-Тебе объявляю я благословенье,
Чтить веру отцовскую, и на правленье:

Спасителем будет прославлен твой род,
И благословен будет весь твой народ…




*Яков -Iаков

Быт. гл.28,29
 Яков и сыновья.

У Якова было двенадцать сынов.
Могучего  рода основа основ.

Иосифа Яков средь них выделяет.
Тот снами пророческими удивляет.

Братьям он однажды рассказывал сон :
Знатным вельможей в стране будет он.

Завистливо братья глядели на это,
Любимца изжить захотели со света.

Но Бог посылает купцов - египтян.
И брата в Египет увёл караван.

В Египте Иосиф умножил познанья,
Сбывались всегда все его предсказанья.

Разгадывал сны фараону не зря,
И вскоре стал главным он после царя.

Голодные годы настали под небом
И прибыли братья в Египет за хлебом.

Сурово Иосиф тут встретил купцов,
В темницу их бросил он, будто врагов.

Они не узнали в Иосифе брата,
Подумали жизни лишатся и злата.



   
      
     Быт. гл.45,50

Иосиф, о прошлом ничуть не скорбя,
Открылся братьям, и простил их любя.

Жить братьев в Египте с отцом приглашает.
Их щедро землёй фараон наделяет.

Он снов своих братьям поведал секрет,
Что голод в их царстве продлится пять лет.

Семнадцать лет Яков прожил на чужбине,
Чтит память и веру он о Палестине.

Иосиф  жить будет сто десять годов.
Сын средний - Иуда  стать князем готов.

Иосиф предсмертный завет даёт сыну,
Чтоб кости его увезли в Палестину.


    
  Иова 2:3 - 13
      Иов

Там жил человек – его звали Иов.
Имел, хвала Господу, семь он сынов

И трёх дочерей, и богатства иного
У этой семьи накопилось премного.

Но Богу однажды сказал Сатана:
-В Иове любовь по расчёту видна.

Доволен Твоим он отмеренным веком
И благочестивым слывёт человеком.

Позволь испытать мне раба твоего:
Бедой отниму я сынов у него.

Весь род погублю: всё большое семейство…
И как он воспримет ужасное действо?

Разрушу дома, погублю все стада…
Всё волей твоей! Что он скажет тогда?

Когда же Иов получил то известье,
Не стал хулить Бога, не ввергнул в бесчестье.

Сказал: «Бог даёт нам добро и беду.
Я в мир пришёл голым и голым уйду».

-Позволь мне послать на Иова проказу
За это хулу он воздаст тебе сразу.

Так Господу снова сказал Сатана,
Мол, жизнь человеку одна лишь дана.

И Бог разрешает проверить Иова,
К нему Сатана направляется снова.

Придумал болезнь старику Сатана,
Чтоб смерть избавлением стала одна.

На тело Иова послал он  заразу-
Со страшною болью сплошную проказу.

Терпя, не стал старец на Бога роптать:
- Знать надо лишение мне испытать,

За то благодарен  я  Господу вдвое,
Что прежде изведано мною благое.

Иов, даже в мыслях о Нём не грешил.
Господь все болезни его исцелил.

Богатства воздал, от изъятого, вдвое
И семь сыновей дал на дело благое,

Во здравии много лет прожил Иов,
Потомство большое познав от сынов,

И от дочерей, и богатства иного,
Потомкам на радость дано было много.





             Исход гл.2,3

              Моисей

В Египте Симмитское множилось племя,
Без устали сея еврейское семя.

Размножились быстро, за годом шёл год,
В немилость к царю попадает народ.

Потомки по Якову – израильтяне,
Их так называть стали все Египтяне,

Жестоко они угнетались царём.
Рождённых мальчишек губили при нём.

И женщина – мать из колен Леваина,
Мечтает спасти в ночь рождённого сына.

К священной реке принесла плод она,
Корзину с ребёнком уносит волна.

А дочь фараона находит младенца,
И им умиляется  девичье сердце.

И тут же решает она на брегу,
Сама воспитает, обучит слугу.

С собой забрала и дала приказанье-
Назначить ему, при дворе, содержанье.

Лелеять, учить и хранить от беды.
Назвать Моисей, - это «Взят из воды».



 


    Исход гл.4,5

При царском живёт Моисей окруженье
Добился признания и уваженье.

Евреям, при ссорах, защитником был.
Обидчика, как-то случайно, убил.

На суд Моисея призвал Фараон.
Прилюдно желает казнить его он.

Решает спасти  Моисей себя сам:
Тайком  убегает в страну Модиам.

Беглец у священника там поселился.
На дочери вскоре его он женился.

И пас Моисей их овечьи стада,
Но помнил еврейские корни всегда.

Однажды явился на гору Хорива,
Нисходит Господь на молитву призыва.

Тёрновый венец полыхал, как заря!
Господь обратился к нему, говоря:

-Не бойся! Я Бог Авраама и Якова.
Народ ты избавишь от бед и зла всякого.

В Египет, обратно иди, в этот год
Дашь волю, избавишь от рабства  свой род!

Творить сможешь ты чудеса,
   став свободным.
Тебе, Моисей, быть героем народным.

   


Исход гл.4,5

Помощник тебе будет брат  Аарон.
С народом поможет беседовать он…

И просят они по добру фараона,
Еврейский народ отпустить из полона.

Иначе пошлёт Бог на них десять бед,
Померкнет от ужаса солнечный свет.

Но слушать не стал фараон  Моисея,
Сомненья и страхи в гордыне отсеяв,

-Не верю я вашему Богу,- сказал.
Тогда его бедами Бог наказал.

На них три беды насылает такие;
Тьма тьмущая жаб и мух полчища злые.

И в кровь превращаются воды реки.
Без рыбы остались в тот год рыбаки.

И всё ж фараон не меняет решенье,
Его не пугает такое лишенье.

Народ уводить фараон не даёт…
Господь послал мор на египетский скот.

Наслал воспаленья на чресла и зевы,
Огонь, дождь и град истребили посевы.

И тучею страшной шурша, стрекоча,
Всю зелень поела, в тот год, саранча.



   


   Исход гл.7,8,9,10,11,12

И послано было девятой бедою:
Накрыл на три дня землю плотною тьмою.

Но вновь приказ войску правитель даёт:
Велит не пускать он на волю народ.

Тогда Моисей, во спасенье народа,
Наслать просит смерть им на первенцев рода:

И лишь на Египет обрушить беду:
-«От израильтян я беду отведу.

Когда ангел смерти войдёт в городища,
Язычникам их не помогут капища,

Пусть кровью ягнёнка наметит еврей,
На входе жилища порог у дверей.

В печи запекут пусть ягнят годовалых
И пресно накормят, и старших, и малых».

Пророка послушались: Ночью  евреи
Ягнят закололи и пресно поели.

Поднялся в Египте неслыханный плач.
Безжалостен, страшен, невидим палач.

Там первенцы все по стране умирали,
И люди скорбели в великой печали.







Исход гл.,13-19
И сдался под натиском  бед фараон.
Позвал Моисея к себе тут же он.

Позволил  уйти из Египта евреям.
Им зло причинить, из опаски, не смея.

(Пасхальный ягнёнок - прообраз Христа,
Принявшего смерть у святого креста!)

Ведёт Моисей народ к Чермному морю,
Но войско за ним фараон шлёт в погоню.

И в ужасе был весь еврейский народ,
Ведь море пред ними, смерть сзади идёт.

Пророк Моисей помощь просит у Бога.
Вода расступилась, возникла дорога.

Народ по дну моря пошёл без труда,
Стеной по бокам бушевала вода.

За ними погоня вошла фараона…
Под клич и оружья зловещего звона,

Евреи сквозь море ускорили ход
И к Господу зов Моисей подаёт.

Сомкнулась вода, затопила дорогу,
Псалмы зазвучали хвалебные Богу.

От рабства избавил народ Моисей.
Свобода! Но  много ли радости в ней?





    Исход гл.17,19
Открылся пред ними в безоблачной сини,
Безводный простор Аравийской пустыни.

Немало они претерпели там бед.
Водил в ней народ Моисей сорок лет.

Творил волей Божьей немало чудес:
И падала манна народу с небес,

И воду в пустыне одним мановеньем,
Добудет народу он, на удивленье…
                -------------------
К Синайской горе вышли израильтяне.
Напали на них там амаликитяне.

И старцы молились, чтоб в этом сраженье
Господь ниспослал их врагу пораженье.

Сражались евреи с могучею силой,
Она им казалась,  непобедимой.

Заметил Арон, что когда Моисей,
Воздев к небу руки,  молился сильней,

Евреи теснили врага, побеждая,
Когда ж опускал руки он, уставая,

Господь в это время им помощь не шлёт,
На битву взирал равнодушно с высот.

Амаликитяне теснили евреев.
На камень, тогда посадив Моисея,

Арон его руки поддерживать стал
И зять Моисея ему помогал.

 
   Исход гл.19,20

Когда одержали евреи победу,
Явился тогда символ – крест всему свету.

Воздетые руки, над полем сраженья,
Крестом заслонили их от пораженья.

И всё христианство, во веки веков,
Чтит крест, помогает он против врагов.

Воздетые руки отца Моисея
Крестом осенили еврейское племя.

Подводит к горе свой народ Моисей.
Черту, как границу, увидел пред ней.

Собрались над нею суровые тучи.
Тряслись, колебались там горные кручи.

А в тучах зловещие молнии, гром,
Как будто явился им новый Содом.

На пятидесятый день, к Богу взывая,
Все в страхе стоят у подножья  Синая.

Вот розовый дым из горы той идёт.
И стал, трепеща, в ожиданье народ.

Вдруг Бог появился на самой вершине
В венце лучезарном, в одежде из сини.

И с Богом беседу ведёт Моисей.
И длилась она сорок дней и ночей.



   Исход гл.21,31,32

Тем временем бунт поднимают евреи,
В приход Моисея от Бога не веря.

За время, что был Моисей у Творца.
Народ сотворил золотого тельца.

Он стал поклоняться ему а не Богу.
Прося, чтоб телец освятил им дорогу.

Одуматься их убеждает Арон.
Вернётся мессия. Он в том убеждён.

И вот на горе Моисей появился,
На вероотступников он рассердился.

Но прежде, чем слово им Божье сказать,
Зачинщиков строго велел наказать.

Сжигает в сердцах он тельца золотого,
И впредь не случалось, чтоб больше такого,

Три тысячи слуг, не признавших вины,
Наказаны Господом и казнены.

Опять Моисей возвращается к Богу,
Всех к вере призвав, указав им дорогу.

Он снова был там сорок дней и ночей,
А вышел, светился от солнца лучей.

И вынес от Бога два камня – скрижали:
Евреям законы на них начертали.

Затем Божью проповедь слышит народ:
Им десять законов для жизни даёт…






          Исход гл.20,21.Второзаконие гл.5,27

    Десять заповедей Бога.
 (Синайское законодательство)
Нам первый закон гласит: Бога любите
И заповедь Божью вы праведно чтите.

Вникайте, учите  Священный Завет .
Единому Богу давая ответ.

В законе Втором: Не создайте кумира
Из пищи и твари греховного мира.

А в третьем законе: Мысль выражая,
И Господа в суе, при том  поминая,

Клянутся, и лгать, проклинать всё и всех,
На Бога роптать – это тяжкий есть грех.

Четвёртая заповедь: Помни субботу.
В седьмой день не делай мирскую работу.

А пятый гласит: – помни предков своих:
Свою родословную. Жизнь - это миг.

Родителей чтя, уважайте их старость,
Желай долголетья и будьте им в радость.

Шестой  закон требует: - не убивай.
Ни словом, ни  делом, зло не затевай.

Не прелюбодействуй,- седьмой есть закон.
В супружестве верности требует он.

Живя, сохранять непорочность, стыдливость,
Друг к другу в речах, проявляя учтивость.

Восьмой закон Бога: Не грабь, не кради,
Обманом добро в закрома не клади.

Девятая заповедь: – Ложь запрещайте,
А дав обещание - не нарушайте.

Десятая заповедь: – не пожелай
Жены своих ближних и их урожай.

И Божьи слова над народом витали.
И слушая Господа, все трепетали.

Народ чтобы в проповедь Господа вник,
Потомкам пророк составляет пять книг.

И камни - скрижали с законописаньем
Народ получил со святым назиданьем.

И первая книга была «Бытие» –
О том развивалась как жизнь на земле:

Как первые люди явились на свет,
Откуда народы – есть в книге ответ.

«Исход»  и  «Левит», Книга «Числа» затем:
Явились, как помощь  в решенье проблем.

И «Второзаконьем» – святым озареньем,
Закончен был Ветхий Завет Моисеем.




     

            Скиния
Три комнаты были при храме святом:
Народу построен молитвенный дом.

В нём Богу дары преподносит народ
На жертвенник кровь из животных течёт.

В святилище - мог лишь священник входить,
Молитвою Господу службу творить.

И в комнату третью, где Богу в угоду,
Скрижали лежали – святыня народу.

В году один раз, во святая святых,
Мог Первосвященник входить лишь на миг.

Совета просили, с молитвою к Богу:
Какую народу подскажет дорогу?

Ковчег, окропив чистой кровью агнца,
Молитву творил,  прославляя Творца.

И пробыли год под горою Синая,
Построив скинию Завет охраняя.

Украшен златым херувимом дворец…
Всё так, как велел Моисею Творец.

В ковчеге – ларце чаша с манной лежали
И две, с письменами «Завета», скрижали.



  И род Аарона в ней службу ведёт.
Завистливо смотрит на это народ.

Тогда, чтоб  народа умерить роптанье,
Даёт Моисей старикам испытанье.

 У скинии в землю всем жезлы сложить,
Чей к утру плоды даст, тому и служить.

То будет Знак Божий, пусть знают в народе,
Служители Богу  в еврейском том роде.

У скинии чудо случилось в тот год,
Затих в изумленье еврейский народ.

С рассветом плоды принёс жезл у Арона,
Знать роду Левитов стоять у амвона.

И первосвященником будет Арон.
Велением Божьим назначенный он.

Ему изъявлять будет Бог повеленья.
Ему вносить  в скинии Богу прошенья.

Священниками сыновьям его быть
 Левитову племени Богу служить.

И нет возражений теперь у народа.
Возвысил Господь роль Левитова рода.


       Числа гл.13,14. Второзаконие глю1,2,3,7

Наказание пустыней

Господь, свой народ покаянный жалея,
Страну Ханаанскую дарит евреям:

Пришли, увидали. Прекрасна она!
Но сильные там, в городах, племена.

Евреи пришли от известья в волненье:
Потерпим в бою мы от них пораженье.

И часть испугалась возможных преград.
Они захотели вернуться назад.

А тех, кто хотел воевать с племенами,
Хотели побить, рассердившись, камнями.

Вдруг Бог появился. Броженья пресёк.
Сказал: «Преподам вам достойный урок.

За трусость и ересь евреи отныне
Бродить сорок лет будут в знойной пустыне».

Там много народа, страдая, умрёт,
Лишь избранных вновь Моисей приведёт

К реке Иордан и прощенье случится,
И там, в Вифлееме Спаситель родится.
 



       Числа гл 22,23,24


Прошёл срок изгнания, близок исход.
Пророк  из пустыни  выводит народ.

В долину явился с мечом и в молитвах,
Края покорял ханаанские в битвах.

Проклясть их хотел местный волхв Валаам.
Поехал на ослике в стан к ним  он сам.

В дороге вдруг ангел пред ним появился.
В ослицу пророка незримо вселился.

И вместо проклятья сказали уста
Благие слова о  народе  Христа.

Врагов покорил Моисей к тому сроку,
Когда пробил час, уйти к Богу пророку.






  Навин Исус гл 1-24

          
Умелый стратег взял правления груз:
Евреями правит Навин Иисус.

Он Господа славит, чтит свято «Завет».
Народу  Господь помогает в ответ.

Однажды им путь преградила река:
Круты берега, широка, глубока.

Но только с ковчегом вошли в её воды,
Река обмелела, вдруг, выявив броды.

Поддержка от Бога повсюду видна:
Разрушится вмиг при осаде стена…

…И ночь отступала,  врагов поражали…
Евреям во всём помогали скрижали.

И с помощью Божьей всего за шесть лет.
Исполнить сумел Навин  Божий Завет.

Весь край ханаанский  Навин  покоряет.
Его на двенадцать частей  разделяет.

И в обетованной той части земли
Двенадцать колен управленье вели.

По смерти  Навина еврейский народ
Не выбрал вождя, возникает разброд.

Вошла ересь в быт: вместо израильтянок-
Евреи берут в жёны хананеянок.

Смешался по крови израильский род.
В язычников стал превращаться народ.

Служить стали идолам, славя пороки.
Не внемля, не слыша, старейшин упрёки.

Достойного нет у народа вождя.
От Бога приходит правитель – судья.

Он веру вернул всем и к Богу почтенье.
От вражеской силы принёс избавленье.

По смерти судьи снова смута, разброд
И, каясь, вновь помощи просит народ.

Достойного нет у народа правленья.
От ереси в вере и смут избавленья.

Всех судей шестнадцать: средь них Гедеон,
Илий, Самуил, знаменитый Самсон.


   

Книга судей гл. 6

                Гедеон.

Еврейский народ жил в тоске и печали:
Мадианитяне  их порабощали.

И к Богу молитвы летели сквозь стон.
От Бога спаситель пришёл - Гедеон.

Беда в это время пришла от границы
С врагом Гедеон призывает сразиться.

Он в тридцать две тысячи войско собрал.
Но Бог, Гедеону явившись, сказал:

Зачем тебе столько? Пусть тот, кто боится,
Оружие сдаст и домой возвратится.

И в войске его десять тысяч осталось.
Но Бог сказал: «Много! Оставь только малость».

Велел всех к воде Гедеону вести
И взять только тех, кто пьёт воду с горсти.

Осталось их триста. И воинов смело
Берёт Гедеон на опасное дело.

И каждому факел с трубой был им дан,
А ночью прошли в неприятельский стан.

Зажгли на мечах факела, трубя звучно
И громко крича: «меч Господень», шли кучно,

Круша вражий стан, и со сна вражья рать,
Друг с другом в ночи  начала воевать.

Так триста героев с «мечом Гедеона»
Прославили Господа не у амвона.

И в панике враг стал сдаваться в полон.
Победу над ним одержал Гедеон.

Стал, с помощью Божьей, в народе он славен,
Но пост предводителя вскоре оставлен.

Просили евреи,- на царственный трон
Согласье своё чтобы дал  Гедеон.

Но он им сказал, не прельстившись дарами:
« Один лишь Господь пускай властвует вами».

И снова впал в ересь еврейский народ.
На сорок лет в плен их Господь отдаёт.

Ввели управление Филистимляне.
Стенали в раскаянье израильтяне.

Но Бог  не услышал. Судью  не прислал,
Тем строго еврейский народ наказал.


    Книга судей гл 13-15
               
                Самсон

Прошло сорок лет покаянного стона.
На выручку Бог шлёт судьёю – Самсона.

Он веру, надежду народу принёс,
Но сила зависит от роста волос:

Пока локон вьётся до поясницы,
Ничто не грозит управленью десницы.

Связь с Богом дарили ему небеса
И силу питали  его волоса.

Врагов уничтожил Самсон очень много.
Силён был и телом и духом от Бога.

Враги не могли разгадать тот секрет
И строили козни ему много лет.

Один только он знал волос своих силу,
Но женщину враг подсылает – Далилу.

Далила, узнала Самсона секрет:
Врагам рассказала – накликала бед.

Нашёлся предатель в его окруженье,
Враги одолели судью не в сраженье.

Остригли Самсона, обманом во сне,
А кудри его сожжены на огне.

Цепями Самсона  враги заковали,
И мельничный жернов крутить заставляли.
      
И филистимляне, гневя небеса,
Самсону мечом повредили глаза.

Они над бессильем его забавлялись
И над исполином незрячим смеялись.

Обиды Самсон стойко все перенёс,
Дождался в полоне отросших волос.

И силу вернул ему праведный Бог.
Врагов наказать Он Самсону помог:

Враги во дворце пировали однажды,
Прикован Самсон к двум столпам, ник от жажды.

Держащие свод, обнимает столпы.
Незрячий Самсон, на потеху толпы,

В незримое небо он Богу взмолился,
Столпы пошатнул и дворец завалился.

Обрушились своды дворца на врагов.
Свободен Самсон от жестоких  оков.

Погиб он в руинах под тяжестью свода,
Но подвигом славен в веках у народа.



               
    Книга 1 царств гл 1-4               

                Илий

Судьёй Илий был, Бога чтимый еврей,
Но плохо воспитывал он сыновей.

Они брали взятки, судили нечестно
И жалобы слали на них повсеместно.

Но Илий - отец сыновьям всё прощал,
И Господа гнев на весь род предвещал.

Однажды узнали вдруг израильтяне,
С войною подходят к ним Филистимляне.

Прощенье прося, замолить бы вину,
Ковчег берёт Илий с собой на войну.

Но Бог не простил их и в этом сраженье
Ужасное терпят они  пораженье:

Погибли сыны его. К ужасу всех
Захвачен врагами священный ковчег.

И горе народное было безмерно.
Упал Илий с трона и умер мгновенно.






         Книга 1 Царств гл. 7, 8, 11, 12.               

              Самуил

Последним судьёй был пророк Самуил.
Он сорок лет правил и мудро учил:

«Единому Господу Богу служите,
И праведность веры в Него берегите».

За веру, свободу боролся народ.
Господь им удачу в сраженьях даёт.

      Сынов Самуил  привлечёт на правленье
У Бога попросит он благословенье.

Он Господа просит за израильтян,
Чтоб дал им свободу от филистимлян.

Стал старым пророк и общался лишь с Богом,
Молитвой народу помог он во многом.

И власть у него сыновья заберут,
Поборы и взятки у них вершат суд.

Судили нечестно, народ возмутился.
И с жалобами к Самуилу явился.
 

И просит народ Самуила не зря:
Позволь нам избрать всенародно царя.

Но сам Самуил разрешить не решился,
И к Богу за помощью он обратился.

Разгневался Бог: « Отвергают меня!
Назначь же царя им, с грядущего дня.

Пусть будет его полноправной десница.
Народ от правленья царей прослезится.

Придёт к тебе завтра Саул – сын Киса,
Помажешь на царство ему волоса.

От Сима святого ведётся их племя
Узнает народ  царей тяжести бремя».

Преданья гласят, что впервые в тот год
Царя избирает еврейский народ.


   Книга 1 царств гл.9-31
       Саул
В начале правленья царь Бога боялся,
Затем возгордился и чтить отказался.

И Бог отвернулся! Саул с той поры
Прослыл невезучим и чах от хандры.

Он жертвовал Богу стада на закланье…
Но Бог не прощал, ведь важней послушанье!

И с Господом вровень Саул себя  славит.
Народ недоволен, как царством он правит:

Саул, своим низменным чувствам в угоду,
При власти убил  очень много народу.

Он первосвященников всех погубил.
Вину перед Господом усугубил.

И кровью омыта святая долина.
Погибли в сражениях три его сына.

А войско разбито царя-палача.
И  от своего же он гибнет меча.

По смерти распалось Саулово царство:
И в смуте народ, ожидая мытарство.

Коленом Иудиным правит Давид.
На  троне Саула сын крепко сидит.

Он больше семи лет евреями правил,
В бою был убит, а Давид трон прославил.



    Книга 1 царств гл.15-31

            Давид

За тысячи лет до рожденья Христа,
Пастух пас овец, зная пастбищ места.

Играл на свирели, добро вокруг сея,
Был младшим он сыном отца - Иессея.

Нам Ветхий Завет так о нём говорит:
-Был он  иудей,  его звали Давид.

– Саул тогда правил страной иудейской.
И славился  властью своею злодейской.

Проводит в страданиях  много он лет.
Царю дают слуги  полезный совет:

ему пусть играет Давид  на свирели,
Болезнь отступает под нежные трели.

Но вот на страну вдруг напал злобный враг.
Средь них великан исполин Голиаф.

Над израильтянами он издевался,
И биться в бою с ним никто не решался.

Он видом могучим врагов угнетал
И этим воздвиг себя на пьедестал.

В доспехах  был страшен, и ростом, и силой
Своею  прославился  неодолимой.



    Книга 1 царств гл.17

Но вызвался в бой с ним отважный Давид.
Его не пугает соперника вид.

Уверен Давид в достиженье успеха.
На бой вышел  он без меча и доспеха:

Он взял только посох, пращу, пять камней,
Всё в сумку сложил и на бой вышел с ней…

-«Скажи, чем  ты справиться хочешь со мною?
Где меч, где копьё? Может голой рукою?»

Его Голиаф стал насмешкой колоть.
 «Не меч и копьё, нас спасает Господь!»

-Ему отвечает Давид на насмешки,
И камень с пращой  вынимает без спешки.

Давид к Голиафу навстречу шагнул
И ловко пращой в него камень метнул.

Снаряд  великану вонзился в висок
И мёртвым свалился гигант на песок.

Давид ухватил голиафовский меч.
И вмиг отсекает главу ему с плеч,

На зависть царю, став народным  героем,
В немилость попал, и герой стал изгоем.

Давид хоть и был уже зятем царя,
Но царь подозреньем и страхом горя,



Книга 1 царств гл. 18-31


С копьём на него совершил покушенье.
Не медля, Давид принимает решенье.

И утром, когда полыхала заря,
Он тайно покинул жилище царя.

В лесах и пещерах страны он скрывался.
Саул за Давидом с отрядом  гонялся.

Однажды в пещеру заходит Саул.
Там был и Давид. Царь, беспечно заснул.

И в схватке жестокой рождалось решенье
Отмщенье Саулу - царю, иль прощенье:

Вот меч, вот копьё, а вот спящий Саул-
Один только миг и врага бы проткнул.

Но буря в душе поднялась у Давида.
Знать чаша сомнений до дна не испита.

(Давид  всё же был тогда зятем царя)
Обидой  и кровью горячей горя,

Жестоко сражаются гнев, жажда мести.
С его благородством  и  кодексом  чести.

 

Ведь вот у Давида в могучих руках
Завистливый, злобный гонитель и враг

Давид, чтоб на месть не осталось надежды,
Мечом отсекает царю край одежды,

Затем обращается к Богу с мольбой:
«Господь помоги усмирить норов  мой.

Не дай допустить сделать, это злодейство»…
Уходит Давид, Не свершается действо!

(Преданья гласят: Настоящий герой -
Победу который  вершит над собой!)

Гораздо важнее, чем бой с Голиафом.
Она благородна, не вызвана страхом.

Простил, не убил он Саула- царя
Тем большую пользу себе сотворя.

Гордыню смирил, поборол искушенье
И тем заслужил себе Божье прощенье.

Преданье о тех временах говорит:
Народом на царство был избран Давид.

Себя прославляя, он властвует мудро,
Но, грех совершает однажды он в утро
          
 
На лоджии царь был и вот на беду
Красавицу видит в соседнем саду.

Была она воина верной  женою,
Он Урией звался и грезил войною.

Чужую жену царь - Давид полюбил,
Наказан за это он Господом был.

Добился Версавии расположенья,
Отправил её  мужа в гущу сраженья.

И тот погибает от вражеских стрел.
Труп  Урии - мужа  остыть не успел,

Давид  забирает Вирсавию в жёны.
Прикрыв этот грех, сенью царской короны.

Но послан был Богом пророк Иофан.
Мессиею он обошёл много стран.

И вот, получив от Творца повеленье,
Давида пришёл уличить в преступленье.

Он случай такой рассказал для суда:
-«Богач имел тучных баранов стада.

Но алчно смотрел иногда на чужое
И вот совершил преступленье такое:

Он чтобы гостей накормить мясом всласть,
Овцу, у соседа, решился украсть».



    Книга 2 царств гл.12-14

И выслушав, тут же решает Давид:
-Вор смерти достоин,- при всех говорит.

Решеньем своим, осуждая  притом
Себя, по незнанию, Божьим судом.

Смысл тяжбы пророк разъясняет Давиду,
Но царь не таит на пророка обиду.

Раскаялся тут же пред Богом Давид,
Но не был прощён, а Завет говорит:

Наказан был Богом  на многие лета:
И первенец мёртв: не увидел он  света.

Враги нападали не раз на страну…
И Бога просил  он,- прости мне вину!

Построил он храмы из камня и злата,
И в книгу «Псалтырь» заносил виновато

Свои  покаянные Богу псалмы
(И жизнь познавая, читаем их мы).

Он просит у Господа Бога прощенья,
Народу дать милость и благословенье.

И милость от Бога Давиду пришла:
Вирсавия сына ему родила.


          
     Книга 3 царств гл.1-11
               
                Соломон

Наследник царя назван был Соломон.
И счастлив Давид: знать прощён Богом он.

В блаженном почтении царь умирает
И сын Соломон его трон занимает.

Евреями править стал царь Соломон.
И к Богу с мольбой обращается он:

«Не надо мне злата, не льщусь я богатством,
А мудрость мне дай управлять государством».

Прошенью такому был Бог удивлён
И то, что просил, получил Соломон.

Царь мудро судил, все дела разбирая,
До наших дней притча доходит такая:

«Однажды две мамы скандал заведя.
Приносят рождённого ночью дитя.

И каждая мать горячо утверждала,
Что это она его ночью рожала.

И царь предложил разделить пополам…
Мечом, он разрежет ребёночка сам.
                Книга 3 царств гл.1-11

Одна, разъярённая словно тигрица,
Согласна рубить, но другая истица.

-«Не троньте ребёнка!» - метнулась крича,
Собой заслонила его от меча!

Отдать дитя ей, - объявляет царь мудро,
Прочь лживую женщину гонят в то утро.

Готова себя за ребёнка отдать:
На этот поступок способна лишь мать.

Так многие мудро решает он споры,
Шла слава о нём через море и горы. 

Страной сорок лет управлял  Соломон.
Наложниц имел он  и множество жён.

Закон попирается праведной веры:
Язычниц в гарем принимает без меры.

Капища построил, вёл службу для жён,
И  тем согрешил  перед Господом он.

Не  стал почитать Бога в вере иной.
Себя вознеся, управлять стал страной.

Пророки несут Соломону известье:
За то, что он веру повергнул в бесчестье,

                Книга 3 царств гл.11
Как только к себе его Бог призовёт,
Не будет единым еврейский народ.

И после него будет два государства,
А сыну достанется малое царство.

Смущён предсказанием тем Соломон.
Над жизнью своею задумался он.

И сын  Ровоам  у него подрастает.
Царю просветленье Господь посылает.

И грех бытия, как ненужный балласт,
Отбросил и пишет он «Екклесиаст».

Трактат этот кладезем мудрости чтится:
Меж злом и добром  указал,  где граница.

И славила Господа проповедь та:
-Земные дела всё сует - суета.

Чего бы ни делали, где б ни летали,
Но Заповедь Бога всегда соблюдали.

Прошло сорок лет, умер царь Соломон.
Он сыну оставил свой царственный трон.


Книга 3 царств гл.12-14
               
Ровоам

Когда избирали в цари Ровоама,
Посланец пришёл от строителей храма.

Его прозывали Иеровоам,
Он речь от народа держал царю сам.

Просил, чтоб облегчил он тяжесть полона,
Досталось что им от царя Соломона.

Посланцам объявлена  царская воля:
Ещё тяжелей будет  рабская доля.

Народ  возмущён! На такой ответ власти,
В лояльности он разделился на части.

И в гневе своём, возмущеньем горя,
Они не желают такого царя.

И десять колен сыновей Авраама
Избрали на царство Иеровоама.

Построили грады Сихем,  Пенуил.
Господь за грехи свой народ разделил.

Потомки Иуды и Вениамина
Остались у града Иерусалима

И в истинной Вере тверды, тем же днём,
Они Ровоама признали царём.

   
Книга 3 царств гл.14-22
Беда совершилась над царством Еврейским
Израильским стали звать и Иудейским.

В Израильском правил Иеровоам,
А над Иудейским царил Ровоам.

Но Богу ходили молиться народы
В Иерусалим под священные своды

Иеровоам забыл веру отцов.
Он Бога сменил на златых двух тельцов.

И царским велением долгие годы,
В Иерусалим не пускает народы.

Не стало в них истинной, праведной веры,
Истории вновь повторились примеры.

Господь отвернулся, настал страшный год:
Страну покорил Ассирийский народ.

Родством повязали народ  Ассиряне.
От смешанных браков пошли Самаряне.

Таких Самарян презирают с тех пор.
Грешно  вместе есть, и вступать в разговор.
           ------------------------
Когда правил царь Седекий в Иудее,
Погрязли в житейских грехах все евреи.

От истиной веры народ отдалён.
Царём Вавилонским он был покорён.

Разрушены стены Иерусалима
Еврейская вера повсюду гонима.
           ------------------------------



    Книга 4 царств гл.1-25


Персидский царь Кир, когда правил страной,
Позволил вернуться евреям домой.

Меж ними границы разрушило время.
Для истинной веры быт – тяжкое бремя.

Пройдут в Иудее года и тогда,
Вновь храмы отстроятся и города.

Пройдёт пятьсот лет и Спаситель придёт,
И будет распят на кресте за народ.

Под властью царей чуждых жили  евреи.
Разброд и сектантство допущено в вере.

И все ожидали прихода Христа,
Но вера их в Бога была не чиста.

Из рода левитов - звались Фарисеи:
Служители Богу, в законы не веря,

Считали, что заповедь Бога нарушив,
Войдут к нему в Царство и грешные души.

Предания так, мол, гласят Моисея:
Оно предназначено только  евреям.

Но чтоб отличаться в мирской суете,
Обряды они соблюдали везде.

Богатая секта звалась Саддукея,
В загробную жизнь, после смерти, не веря,

Считали, что надо от жизни брать  всё.
По смерти, душа уйдёт в небытиё.

Была средь евреев и секта ессеев:
Отшельники, в Бога единого веря,

Они избегали больших городов.
Боролись с насильем и рабских оков.

В безбрачии жили и в уединенье,
В молитвах к Всевышнему и размышленье.

Все жизни законы сводились у них
В труды Моисея – священных пять книг.

Языческий эпос вмешался в их веру.
Создал в племенах самарян свою сферу.

Молились они на горе Горизин
И верили свято – Господь – Бог един.

Раскольники ждали прихода Мессии.
Считали, Он должен прийти из пустыни.

Иерусалим веру не признаёт,
Народ призывал презирать этот род.

Но были пророки в общинах еврейских.
Они вдохновляли народ иудейский

К терпению, вере – Спаситель придёт,
Из рабства их, в лучшую жизнь, уведёт.

---------------

В империи Римской была Иудея,
Роптать, на язычников иго, не смея.

Был Кесарь Август на то время царём.
Князь Ирод  евреями правил при нём.

Он истиной веры еврейской гонитель.
При нём и родится Сын Бога – Спаситель.

И тридцать три года средь них проживёт,
И будет распят на кресте за народ.

И после распятья пройдёт много лет,
Пророки напишут нам Новый  Завет…

 © С. И. Мельников


Библейская родословная

Генеалогическая информация, содержащаяся в Библии. Имеются многочисленные главы, посвящённые этому вопросу, в Ветхом Завете (генеалогия патриархов от Адама до Авраама, подробные росписи всех колен Израилевых, родословия соседних с древними иудеями народов); эти разделы обычно сопровождаются прямым указанием на «родословную» (на иврите толдот). Известны два родословия Иисуса Христа в Новом Завете (знаменитое родословие в самом начале Евангелия от Матфея: «Авраам родил Исаака…» и менее известное родословие в Евангелии от Луки, представляющее собой, наоборот, перечень предков Христа от Иосифа в обратном порядке до Адама).  Подробнее см. родословие Иисуса. Многие из включённых в родословные, по преданию, считаются прародителями целых племён и наций. В допотопной истории рода человеческого прослеживается две ветви: дети Каина и дети Сифа. Линия потомков Каина обрывается с наступлением Всемирного Потопа, после которого выживают только Ной и его сыновья.



               




.