Projects...

Владимир Лагунов
У нас проектов вечно тьма...
Экстравагантные такие...
Такими были бы дела!!!
Совсем другой была б Россия!!!

   ЭТОТ ПРОЕКТ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ ПРОЕКТА "Новая Россия", о котором говорить имеет  смысл только после того, как осознание накрывающей нас катастрофы достигнет Кремля

 МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММАМИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
                Бывший и.о. профессора), к.т.н. ЛАГУНОВ В.Б. кафедра «Финансов и ГРЭ»
   адрес для писем с отзывами 199004 СПб а/я 57, или vladimir.lagunov@gmail.com


     С 18 февраля 2008 года, после публикации знаковой статьи о четырех «И» Дмитрия Медведева, главная  городская газета (Санкт-Петербургские ведомости) десятки раз предоставляла свои страницы для разных суждений на темы инноваций. Высказывались пенсионеры, ученые разных направлений, журналисты; все кому не лень высказались. Досталось, как всегда, реформаторам (особенно А.Чубайсу за Саяно-Шушенскую ГЭС, проектировавшуюся и строившуюся во времена, когда А.Б. пешком ходил под стол); досталось науке, которая непроизводительна и легкомысленна, и еще досталось многим, но это вряд ли что изменит.
     Количество реформ, пронесшихся над нашей страной за истекшее столетие, впечатлит любого. Слабонервным, тем  лучше и вовсе не пытаться их сосчитать(да и поздно С.Андреев все посчитал). Но, почему-то периодически мы вновь и вновь оказываемся перед историческим или эпохальным  выбором. Выживут, при правильном выборе (выборах?) те страны и народы, которые окажутся, способны изменяться, и достаточно быстро. Иначе: по хорошо известному пути, назад к динозаврам…
      К динозаврам не хочется, значит, придется заниматься инновациями и ясное дело, что в первую очередь промышленными, так как политические делу не помогают, а скорее мешают. Первой промышленной инновацией у нас была электрификация, знаменитый план ГОЭЛРО, и это вполне логично, так как энерговооруженность труда, важнейший фактор роста его производительности. «Электрификация это широкое внедрение в производство и быт электрической энергии. Электрификация повышает производительность труда и эффективность производства. Полная электрификация – основа материально-технической базы коммунизма.» СЭС (Советский энциклопедический словарь 1988 года).
      В наследство от плана ГОЭЛРО, нам в Санкт-Петербурге достались: Волховская ГЭС (рядом с городом), заводы концерна «Силовые машины»,  несколько НИИ с непонятными и, зачастую, только внешне безобидными аббревиатурами,да,да, а еще достались как попало разбросанные между цехами, знаменитые «хрущобы», то есть бетонные норы в количестве 12 млн. кв. м. с тремя трубами в каждой: холодная, горячая и смешанная. Норы были предназначены для ночлега утомленных машиностроением электрификаторов.
      Сейчас очень громко провозглашена инновация или переход к инновационной экономике. Ну да, уже все знают, даже совсем незнакомые с экономической теорией, что через 7-8 лет мировой рынок топливно-энергетических ресурсов кардинально изменится, начнет умирать углеродная экономика и энергетика, и придется нам (возможно всем!) с нефтяной иглы, неловко, рискуя порвать штаны, а слезать. Возможны, и, совершенно экзотические, сценарии, но о них лучше не будем. Конечно, хорошо бы нам эту инновационную экономику соорудить, да еще в короткие сроки. Да еще и городу своему помочь. Но, как? Похоже как всегда, под энергичным давлением сверху? Но тогда и результат будет, такой же, как всегда: рывок в неточном направлении и после этого долгая пауза, в течение которой, страны, работающие на технологической границе, еще немного оторвутся от нас.Туда за эту границу, чтобы оправдать само название: заграница...
     Человек  никогда не должен быть средством, он всегда должен быть целью, говорили в свое время Кант и Гегель. Это легко сказать, но трудно осуществить, еще труднее это объяснить тем, от кого реально зависит жизнь человека.
   Движение экономики вперед происходит под воздействием инноваций, а они могут либо возникать стихийно (это медленный процесс), либо возникать под воздействием разного рода стимулов, которые формируются процессами, опирающимися на идеологию инновационного менеджмента.  При этом речь идет в первую очередь об энергии. Энергия это не только киловатты или киловатт-часы, это и продовольствие, и теплоизоляция жилища, снижающая потребность и в киловатт-часах и в килокалориях. По мнению специалистов при уровне энергообеспеченности менее 1 КВт/чел., общество в современных условиях, не имеет потенциала развития. По мере дальнейшего развития,  упомянутый порог, несомненно, повысится, и мы можем только предполагать, каким он станет через, например, тысячу лет. Имея сегодня в РФ, где-то киловатт  с четвертью, можно думать, что для нас дело уже в шляпе. Но это не так. По удельному, совершенно расточительному потреблению энергии, мы превосходим Финляндию и США в 7 раз. Для модернизации нашей энергетики нужно от $328 млрд. до $ 500 млрд. Это огромные деньги. В результате реформы РАО ЕЭС удалось привлечь в энергетику чуть больше $ 30 млрд. Это абсолютно недостаточно для создания инновационной энергетики, без которой задачи развития вряд ли удастся решить.
  А надо бы!Соседняя, Финляндия с населением в 5 млн.чел, имеет ВВП – $160 млрд. ; на человека выходит $32 тыс.. У России, мало того, что этот важнейший показатель в три раза ниже, так еще и степень расслоения людей чудовищна, по сравнению с той же Финляндией.  Децильный коэффициент у финнов 3,7, а в России никто не знает, каков он более или менее точно: то ли 15, а то ли 20. Для доведения страны до кондиций "Дикого Запад" надо инвестировать В Россию 30-40 трлн. долларов. Германия инвестировала в бывшую ГДР 2 трлн., а Россия в 10 раз больше. Значит и денег надо больше. Дать их может только государственная экономическая политика, направляющая инвестиции не в безумное тополесажание или в постройку авианедоносных соединений, а в человека. Но уже вновь для ВПК подписано 20 трлн.руб. и заложено пять "Бореев" и заказываем кучами "Булавы". Так что денежки утекают на глазах.
    Инновационный подход заключается не только в изобретении чего-то нового, а том числе и в новой организации всей деятельности (Й.Шумпетер). Нужны формы, которые позволяют устойчиво развиваться, для этого необходимо решить несколько фундаментальных вопросов. В том числе этому вечно мешает земельная проблема (человек должен иметь свой дом, участок земли, в конце, концов; свой сарай, где он может запереться от всех, а потом, как братья Райт или Боинг вытащить оттуда самолет или, как 15-летний парнишка Бомбардье - снегоход). Фирма «Нокиа начинала» с лесопильного сарая! Форд тоже с сарая! И их гигантские фирмы гордо носят их имена. В СССР, в свое время, создали целые города вокруг атомных реакторов (чем не пример Обнинск), химических заводов и др.  в итоге получилась инновационнобомбардировчная экономика, а на нашем снегоходе ездить - это мука.
   В процессе имитации предвыборной кампании в 2008 году ныне еще действующий Президент РФ Д.А. Медведев определил четыре основных задачи страны на перспективу: инвестиции, институты, инфраструктура и инновации. Очевидно, что все эти задачи взаимосвязаны и очень важны, но об этом заявлении все, включая его автора, дружно забыли.Не дай Бог, навсегда!!!
   Энергосберегающие лампы, часовые пояса, отказ от сталинского декретного времени и новое злоупотребление временем, это хорошо бы, но одними этими, полу шаловливыми мерами, проблему экономического роста не решить. В первую очередь, конечно же, следует заняться самими электростанциями, а потребителей можно дисциплинировать тарифной политикой, которая практически не требует инвестиций. Но станции без инвестиций не изменить. И с точки зрения инвестирования государственных средств, электростанции - это крупные и очень выгодные объекты. Это такие объекты, где относительно легко наладить контроль и, что еще главнее, можно объективно оценить результат, в первую очередь по экономии топлива. А ведь целевое расходование государственных средств - это альфа и омега государственной финансовой политики, разработка и реализация которой так беспокоит А.Кудрина (до сих пор). Реализуемая концепция реформирования бюджетного процесса напрямую апеллирует к наращиванию уровня целевого использования бюджетных (а говоря шире вообще государственных, а уж совсем точно - народных) средств.
     Потенциал, находящийся в руках  государства и пригодный для инвестирования составляет не менее $ 300 млрд., при этом еще около $ 300 млрд.  останется у государства в резерве. Нельзя ведь государство оставить вовсе без резервов, но и нельзя бесконечно наращивать резервы ЦБ. Таким образом, первая составляющая формулы Медведева налицо; средства для инвестиций у государства есть, и нет смысла обсуждать их количество и происхождение. Раз они есть, государство имеет полное право распорядиться ими по своему усмотрению. Прежде у нас это делали одной левой, сегодня уже одной правой.
     Государство, выделяя деньги, всегда должно получать надежное их обеспечение. Так можно будет без риска инвестировать рассматриваемые средства, создав, например, Федеральную Государственную Инвестиционную Корпорацию (ФГИК), как специальный институт для инвестирования государственных средств, в выгодные активы. Вот так и возникает вторая составляющая вышеназванной формулы – институциональная. Правительство может четко определить  цели и задачи ФГИК и определить механизмы гарантирования размещаемых ею средств от рисков. На первом этапе: самое оправданное направление - это инвестирование в электроэнергетику, путем покупки у энергокомпаний  акций, эмитированных последними в процессе допэмиссий, согласованных с ФСФР и другими заинтересованными структурами. Размеры допэмиссии (условно) 300 млрд. акций номиналом по $ 1 (можно и больше, это нужно согласовывать с Госдумой, Правительством, Минфином и ЦБ). Из них 270 млрд. привилегированных, а 30 млрд. обыкновенных, которые ФГИК оставит у себя в резерве. Естественно предстоит определить характер взаимодействия ФГИК и РФФИ и ряд других моментов. С другой стороны, взяв линию на акционирование государственных корпораций в различных отраслях, было бы логично создать нечто подобное и в финансовой сфере. Так что ФГИК может выпустить собственные акции на рынок. Со временем, естественно.
     Таким образом, можно создать финансовый механизм, при использовании которого возможно существенное обновление производственной инфраструктуры страны (третья составляющая) и в частности, одной из наиболее важных ее составляющих – энергетики. Решение задач современной электроэнергетики без внедрения инноваций невозможно. На поверхности лежит ответ, что это такое: это парогазовые станции, сжигание угля в кипящем слое, внедрение ортогональных турбин для приливных станций и другое. Если это не четвертая составляющая формулы развития то, что это тогда? Кстати ответ на этот вопрос уже дал первый вице-премьер И.Шувалов, описав, что такое «энергетическая западня», в которую мы рискуем попасть, если не превратим энергетику в локомотив развития, двигющийся вперед с опережением прочих отраслей .
      Таким образом, институционально обеспеченное инвестирование в энергетическую инфраструктуру страны, обеспечивает ее переход на инновационный тип развития. Размещение средств в материальные активы, находящиеся в собственной стране представляет собой высокий уровень надежности инвестирования. Результат – Россия получает современную, инновационную, а значит высокоэффективную энергетику в течение 10-15 лет. Нет даже необходимости пояснять, что это означает  для развития отечественного энергомашиностроения и всех территорий, находящихся как в зоне влияния энергообъектов, так и испытывающих сегодня трудности с энергообеспечением. А ведь 70% энергомашиностроительного комплекса страны находится в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
      Дальше может начинаться   самое интересное. Очевидно, что привилегированные акции есть смысл раздать 30 миллионам пенсионеров, задача повышения уровня пенсий которых является первоочередной для государства, и неоднократно озвучивалась на разных уровнях власти и даже началась ее реализация.
     С другой стороны: рост пенсий, не подкрепленный увеличением производительности общественного труда, является опасным для самих пенсионеров и для общества в целом. Цены могут совершить очередной бросок, о последствиях которого догадаться нетрудно. Но и в этой, кажущейся безвыходной ситуации, есть выход, причем очень заманчивый.
      У нашего государства, кроме вышеперечисленных четырех задач, есть еще одна сверхзадача – это создание среднего класса. Если ФГИК просто разместит государственные средства (а о размерах суммы можно еще и дискутировать) и государство станет главным акционером (собственником) электроэнергетики, то это хорошо лишь на первый взгляд. Мы уже имели много лет государственную энергетику и ее показатели эффективности, названные выше, сегодня налицо, и вполне объективны. Если осуществить частичную приватизацию энергетики по схеме «акции прямо акционеру», без посредников, каковыми были в России безвестно исчезнувшие чековые инвестиционные фонды, собравшие чеки граждан, вероятно, именно для того чтобы немедленно и исчезнуть, то можно получить другой эффект. Те граждане, кто и получил акции при приватизации, в основном быстренько с ними расстались, так как им просто не платили некоторое время зарплату, скупая у них же за деньги, уведенные от этой зарплаты акции, выданные государством.  Пенсионеры, как ни как, получают деньги от государства их сложнее, чем работников частного предприятия, взять за горло костлявой рукой голода. Описываемая схема вовсе не исключает и не отрицает программ правительства, направленных на увеличение пенсий в РФ, так как даже по отношению чрезвычайно низкой средней зарплате в стране коэффициент замещения остается недостаточным. Но его повышение вряд ли осуществимо путем перераспределения бюджетных средств, при не слишком хорошем состоянии федерального бюджета. Путем выплаты дивидендов задача может быть решена с меньшими рисками, а прибавка  окажется на уровне 25-30%.  Если граждане (пенсионеры), получат пенсионный капитал в виде  акций, то в значительной мере будет решен вопрос социальной справедливости по отношению к поколениям, создававшим экономический потенциал страны.
      При этом акции могут быть именными, привилегированными, что не позволяет нынешним акционерам энергетики говорить об ущемлении их интересов. Каждый пенсионер может рассчитывать на 9 тысяч акций номиналом по $ 1, а 30 млрд. акций ФГИК оставшись в резерве у государства, могут быть обыкновенными, для того чтобы государство сохранило рычаги влияния на энергетику.
      В дальнейшем по мере снятия ограничений на обращение акций, находящихся в руках пенсионеров, их стоимость обязательно начнет расти. В итоге у акционеров может оказаться в руках у каждого реальный капитал в размере $ 100-120 тыс. то есть на уровне среднего американского или европейского пенсионера. Но даже на этапе ограничений в обращении акций ежегодные дивиденды каждого пенсионера могут составлять 15-20 тыс. руб. Для малоимущих людей с привычкой к аскетическому образу жизни, это очень большие суммы. Можно также  не сомневаться, что три четверти этих денег окажутся в банках, точнее в «Сбербанке», единственном, который пенсионерам знаком. Такое вливание в сбережения через банк (или банки) положительно повлияет и на банковскую систему в целом, существенно повысит их ликвидность. Поэтому подозрения в проинфляционности описываемой схемы даже при беглом изучении практически несостоятельны.
    Можно адресовать упомянутые деньги для приведения в порядок тысяч коллективных садоводств в стране, похожих сегодня на африканские деревни. Их давно пора превратить в благоустроенные поселения и пенсионеры это заслужили. Хватит нашей стране носить позорный титул «заснеженная Африка»!
    Описываемая схема инвестирования немало даст и энергетике и особенно энергомашиностроению Санкт-Петербурга. Это возможность реального обновления и энергетического потенциала всей страны. Обновление и есть путь к росту капитализации отрасли, в которой не могут не быть заинтересованы все группы акционеров.
     Еще одно обстоятельство делает предлагаемую схему весьма заманчивой. В условиях падения темпов роста западной экономики и последствий мирового кризиса энергетические гиганты одними из первых начинают испытывать трудности. Сименс уже 2007 году объявил о сокращении 6 тысяч работников. Крупные заказы от российской энергетики могли бы вызвать всплеск интереса у нескольких десятков крупных компаний, завязанных на энергомашиностроение (Дженерал Электрик, Альстом, и др.). Да еще заметно поможем ЕС уходить от кризиса, помогая себе, в первую очередь. Кроме всего прочего и российские компании заинтересованы в модернизации и крупных, заказах, которые без модернизации они не могут реализовать в своем сегодняшнем состоянии, даже если бы и хотели.
    Таким образом, как и во времена плана ГОЭЛРО и нынешней реформы, претендующей на название ГОЭЛРО-2, реальное преобразование экономики страны требует плана ГЭЛРО-3 и вышеизложенная концепция, будучи надлежащим образом, развита, могла бы претендовать на такую оценку.
    И самое главное, что для этого требуется сделать, так это изменить систему управления финансами, проведя в ней институциональные преобразования. Только так можно ресурсы, которые сегодня в буквальном смысле этого слова уходят в песок, например, знаменитого намыва на Васильевском острове, вложить в реально действующие и существующие на территории собственной страны материальные активы с прогнозом очень хорошего результата.
А для Санкт-Петербурга это может означать модернизацию предприятий концерна «Силовые машины», где трудится 35 тыс. человек, и, наконец, осуществить переустройство многострадальных садоводств, похожих ныне на африканские деревни. Если их благоустроить, то туда, только в районе СПб, смогут переселиться 200-300 тыс. пенсионеров (летом с внуками). А ведь нам остро необходимо оздоравливать детей летом. Только 12% выпускников школ в СПб не имеют патологий. И еще национальный проект жилье можно заметно подвинуть вперед (миллиарда на полтора квадратных метров). И, что очень существенно, у пенсионеров будет нелегко вытянуть акции, перестав им платить зарплату, как это сделали жуликоватые директора, начале 90-ых! Чудовищные ошибки приватизации надо исправлять!!!
  К тому же мировой опыт показал, что без помощи и участия государства никакая инновационная экономика не возникает. Это не грибы в лесу! Германия и Япония в конце 19 века создавали свои инновационные экономики на базе ресурсов государства. То же самое сделали марксиане в России, переименованной ими в СССР, в первой трети 20 века. Правда Бисмарк ограбил Францию, японцы заняли у западных банков, а Сталин ограбил собственный народ. Ограбить Англию или США у него не было сил, а взаймы ему никто бы не дал. Сегодня в России есть уникальный случай вложить деньги в развитие и деньги есть! Пока еще их не растащили.
  Инновационная энергетика, перестройка садоводств, с постройкой дорог, это изменит весь наш экономический пейзаж. Ведь, заключая договоры на инновационное переустройство нашей энергетики, мы вправе в них включить разделы по модернизации предприятий энергомашиностроения в нашей стране. Если реформа (точнее ликвидация РАО ЕЭС) позволила привлечь в энергетику $ 30 млрд., то описываемая схема ограничена лишь той суммой, которую государство согласится выделить из всевозможных Фондов и резервов ЦБ, пока они не растворились во мгле политических сражений или не ушли в песок.
Вот вам и четыре «И» Дмитрия Медведева и еще подключение интеллекта, как он и призывал.
И совершенно не важно, кто будет президентом с 2012 года! Целоваться с полу трупом Фиделя или Ким Чен Ыном может даже слабоумный!Дело делать надо! И вот его масштабы и возможный результат. Результат нравится? То то и оно...
  P.S. Я обнаружил информацию о каких-то махинациях с акциями концерна "Силовые машины"... Это не имеет ничего общего с моим проектом и мною. Я там не участвую...