БЛК Большая Литературная Карьера

Большой Литературный Конкурс
Это статья была написана сразу после окончания конкурса ИТОГИ ГОДА специально для Литературной газеты. В более компактном виде она опубликована в последнем номере ЛГ http://www.lgz.ru/article/17290/.   

Автор названия - Игорь Панин. Приношу ему свою сердечную благодарность не столько за это, сколько за неравнодушие.



Поисковая система Google на запрос, что означает аббревиатура БЛК, всего два года назад выдавала расшифровку Большой Люберецкий карьер.
Карьер, кажется, остался на своём месте, но вот "гуглу" до этого уже нет особого дела, потому что БЛК для него - это, прежде всего, Большой Литературный конкурс Стихи.ру, крупнейшего русскоязычного литературного сайта, с чьим "населением" в Рунете (более 360000 пользователей) могут поспорить разве что социальные сети, вроде "Одноклассников".
Авторы проекта БЛК решили упорядочить тамошнее "броуновское" движение, поставив перед собой, в принципе, одну скромную цель - организовать реальный литературный процесс:  развернуть квалифицированную редакторскую сеть,  наладить отбор интересных текстов, привлечь к ним внимание читателей.

Лучшее средство, чем создание ежемесячного конкурса стихов, придумать было сложно. Но таких конкурсов в Сети было, есть и будет сколько угодно. В чём же тогда уникальность БЛК?

Конкурс - лишь витрина. За ней же находится модель современного литературного журнала, в котором используются эффективные средства, характерные только для интернета: мобильность, коммуникативность, гибкость, элементы игры... Да, точно так же, как в "Новую Юность" или "Октябрь", в БЛК бурным потоком текут стихи, их шлют сами авторы либо редакторы-поисковики, затем все стихи проходят внутренние отбор и обсуждение и попадают... нет, пока не в святая святых – "журнал", а только в длинный список, который отправляется "на столы" ежемесячно приглашаемых экспертов.

Без статистики теперь нам здесь не обойтись. За два с небольшим года читательская аудитория БЛК составила 170000 человек, в качестве экспертов в проекте побывало более 70 поэтов, критиков, филологов, литературоведов, известных и менее известных... В.Берязев, И.Василькова, М.Галина, В.Герцик, Е.Зейферт, А.Кобринский, Е.Лесин, О.Нечаева, А.Новиков, К.Анкудинов, Е.Степанов, Г.Шульпяков, В.Пуханов, Н.Хаткина, Б.Херсонский, С.Шестаков, А.Штыпель и многие другие. Они отрецензировали в общей сложности стихи примерно 900 авторов. Сколько же всего авторов прошло через проект, подсчитать точно не удалось, по моим оценкам - около 4500, если же учесть, что редактор-поисковик, прежде, чем принести в редакцию стихи определённого автора, просматривает десятки других, получится, что в сферу отбора конкурса попали уже десятки тысяч стихотворцев. Нет смысла обсуждать качество каждого произведения, потому что при столь отлаженной системе отбора истинно качественные тексты рано или поздно всё равно проявятся. Ещё одно отличие проекта от множества других - максимальная прозрачность. Подающий заявку конкурсант не только получает ответ, но, если он отрицательный, то и аргументацию отказа. Такая же, как среди экспертов, ротация происходит и в редакционной коллегии.  Таким образом, проект максимально страхует себя от вкусовщины и кумовства, которыми неизбежно со временем начинают хворать любые литературные проекты. Ротация – это ещё и учёба кадров, кому охота прослыть дилетантом?

Неудивительно, что кроме молодых (по поэтическому опыту) авторов к БЛК потянулись достаточно известные поэты, давно и успешно публикуемые, победители всевозможных конкурсов, члены союзов писателей. Многие, прослышав о столь своеобразном проекте, даже специально зарегистрировались на Стихи.ру. Феномен ли это? Вовсе нет. Как мне сказал один известный поэт, которого я пытался зазвать в эксперты конкурса, человек многоопытный, в годах, короче, видавший виды, он и сам бы с удовольствием принял участие в жизни конкурса, как автор, потому что "чертовски не хватает" критики, профессиональной, жёсткой, бескомпромиссной.

Увы, слишком уж часто журнальные критики идут на сделку со своей профессиональной (и я говорю не только о профессиональной литературной) совестью, не смея противиться свойственному каждому из нас врождённому гуманизму.
Но как же этот сладкий, родной и понятный гуманизм обманчив. Самые страшные катастрофы происходят из-за сугубо человеческого, если хотите, гуманитарного подхода. Кто-то кого-то пожалел, посочувствовал, "допонял", "досострадал", приняв за "лёгкие" недочёты серьёзные ошибки, ведущие к необратимым последствиям. В поэзии такой подход не страшен, ведь какого-то автора инфаркт хватит скорее из-за недостатка человеческого в критике, нежели наоборот, но он лишает того же автора чувства реальности, питает его иллюзиями, искажает нравственно, в конце концов, духовно выворачивает наизнанку. Наверное, творческая смерть лучше физической, но мало чем от неё отличается.

Видимо, и в этом кроется привлекательность БЛК, где приглашаемые эксперты не стесняются сказать авторам свою правду.

Рассказ о БЛК не был бы полным без упоминания о первом  он-лайн фестивале "Итоги года Стихи.ру", который мы провели в мае, а 17 июля уже опубликовали окончательные результаты. Подборки своих стихов на этот форум выставили более 300 авторов из 16 стран мира.
В жюри конкурса вошли Д.Бавильский, А.Григоров, А.Грицман, В.Емелин, К.Дьяконова, И.Караулов, Г.Климова, А.Машевский, И.Меламед, И.Ремизова, М.Струкова, М.Шатуновский.

Победителем стал московский поэт Михаил Свищёв.

"Четыре оврага" - шедевр! В нем немного узнается и Еременко и Борис Рыжий, с несколько другой стороны Александр Кабанов, но все равно – это сильное стихотворение"

(А.Грицман)

"Жесткая характерная  лирика с узнаваемой мужской интонацией, с выразительными деталями,  попадающими в десятку. «Четыре оврага» - удача!"

(Г.Климова)

На втором месте - москвичка Алёна Бабанская.

Алена Бабанская в стихотворении «На уровне ласточек», превращая всем знакомое лежание в июньско-июльской траве в событие, пережитое раз и навсегда, в замечательную догадку (о, какую банальную, но от этого не перестающую каждый раз становиться открытием – твоим личным открытием!), что в этом мире все связано со всем, а человек подобен цветку и Солнцу. Перед нами - лирика, потому что данная «банальность», не высказывается, а переживается, переживается как наивысшая достоверность внутри силового поля маленького 16-строчного текста. Читатель доверяет этой «пережитости», потому что о ней свидетельствуют неподдельные и замечательно выраженные осколки личного опыта"

(А.Машевский)

Третий - бывший пермяк, а ныне житель Подмосковья Андрей Пермяков

"Поэт-подводник, живущий с чувством времени. Мы с вами сколько угодно имеем поэтов с чувством слова, с чувством языка, с чувством ритма, чувством моды и многими другими крайне важными чувствами, без которых, как говорится, никуда. Стильное модничанье, умелое подражание, изящная версификация, похвальное стремление войти в осевой поток мейнстрима – всем этим щедро радуют нас стихопишущие братья и сёстры. Что о чувстве времени не скажешь. А вот Пермяков с ним на короткой ноге."

(А.Григоров)

В пятёрку также вошли Дмитрий Мельников и Сергей Пагын.

" Мельников – яростный и серьезный поэт. Его стихи не очень легкие, они требуют вчитывания.  Мельников милосерден к критику, оставляя ему пространство для придирок"

(И.Караулов)

"Пагын демонстрирует тот случай, когда классическая, до дыр затёртая форма не кажется пустой или полой – потому что эти стихи не только дышат, но и думают, соединяя движение описания с течением мысли. А это, кстати, выход для преодоления формального кризиса для традиционного стихосложения: думать стихами и тогда всё получится"

(Д.Бавильский)

Заканчивая статьи, в которых рассказывается о сетевых литературных проектах, принято стандартно-снисходительно отмечать, дескать, и в Интернете  есть нечто достойное похвалы, очень похожее на настоящее, даже на поэзию... Пожалуй, на этот раз так закончить будет не совсем этично. Господа,  в российском интернете есть литературный проект, который в других условиях просто невозможно создать, ни при каких обстоятельствах.  Представьте себе, аналогов ему нет пока ни в одной стране мира. Вот так, БЛК впереди планеты всей. И это не Большой Люберецкий карьер.


Павел Самсонов, август 2011 г.