В Большой без билета 3. Здесь Русь - И Ренессанс,

Надежда Бесфамильная
Работа ли? Искусство на века? 
Здесь танец  форм в свечении искрится.
Смотри, как греет  мастера рука
Комочки  застывающего гипса,
И как, перенимая рук тепло,
По первости   строптив и неподатлив,
Лишается он холода оков
И делается мягче мягкой ваты.

Отыщется перкуссией урон
В лепнине лож, резном портале сцены,
И мастер в этот миг - Пигмалион,
А может быть и древний Авиценна.
Всё, что не сохранили времена  - 
О  сколько их минуло – дат, событий ! -
Вернётся  вновь в державной музы  Храм 
Умением, дерзанием, наитьем!

Ложится на рапорты полимент -
Позолотить их только и осталось,
Здесь высшей пробы  вылеплен  балет,
Всё так, как ты хотел, Альберто Кавос!
И  свежей  позолотою горят
Декоры,   уникальны и витийны,
Взгляни, партер, на ложу для царя:
Здесь Русь  - и Ренессанс , и Византия!

***

Архитектор Альберт(о) Кавос (ударение в фамилии двойное – итальянское, на первом слоге и французское – на втором), восстанавливавший в 1856 г. здание театра после пожара, в своих заметках "Grand Theatre de Moscou" писал, что прилагал все старания к тому, чтобы украсить зрительный зал как можно более пышно, но в то же время по возможности легко. В духе Ренессанса - и одновременно с византийским оттенком. Каждый рапорт - повторяющийся фрагмент декора - отличается своеобразием. Рисунок как будто танцует. Это уникальная ручная работа.
 

Декор ярусов зрительного зала, выполненный из папье-маше, в течение полутора веков многократно подвергался золочению, причём новые слои наносились на старые, а техника золочения зачастую отличалась от первоначальной; в некоторых случаях золочение просто имитировалось порошком на основе медного сплава, разведенного лаком. В итоге авторский слой золочения сильно пострадал, а рельеф декора исказился.

Учёные-реставраторы фирмы «Реставратор-М» подняли все существующие архивы и внимательно изучили все техники выполнения лепнины и позолоты, применявшиеся в театре на всех этапах его существования. Они отстаивали каждый квадратный сантиметр исторической лепнины, настенной росписи, позолоты, на которые посягали строители, искавшие место для штробления в стенах под проводку и прокладку многочисленных кабельных трасс аудио- и видеотехники. Получить от них «лёгкое» для себя, но губительное для исторического архитектурного памятника решение – тщетная надежда!
Им, Степановой Е. В., Власковой И.В., я благодарна за все цифровые данные и факты, которые упоминаются в комментарии к этому и последующим стихотворениям о реставрации.

Во время реставрации мастера расчистили лепнину от всех отделочных слоев и восстановили утраченные элементы. Для определения скорости выполнения работ одним реставратором-позолотчиком и расхода золота на один квадратный метр предварительно было произведено контрольное золочение более 80 разных элементов декора. Всего реставраторами позолочено  893 кв. метра убранства зрительного зала. Мастера-позолотчики восстанавливали декор в том виде, в каком его изначально задумал Альберт Кавос.

Объемные элементы покрыты золотом на "полимент". Такую технологию применяют только внутри зданий, поскольку полиментное золочение неспособно выдерживать атмосферные воздействия. При этом специалисты считают этот вид золочения наиболее качественным, поскольку оно позволяет столетиями сохранять эффект металлического блеска.  Данный вид золочения, также называемый "русским", был практически утрачен в советское время. Мастеров, владеющих этой уникальной старинной технологией, пришлось собирать буквально по всей стране. Для матового блеска  использовалось золочение на гульфарбу (от Goldfarbe – «золотая краска», нем. яз.) . При такой технологии золочения сначала выполняется фон рисунка – желтой специальной краской, а затем наносится сусальное золото. Игра блеска и матовой основы придают декору дополнительный объем и выпуклость.
 
И вот бывает же такое: недавно на одном поэтическом мероприятии в Библиотеке им. Пушкина я слушала выступление одного молодого и очень талантливого поэта и узнала, что он, недавно получивший высшее образование переводчика-китаиста, владеет мастерством позолоты и принимал участие в работах по золочению портала в зрительном зале ГАБТ! Наш стихирянин: Рахман Кусимов, Кукурме!

Воистину неисповедимы пусти Господни!