Человек глазами собаки

Михаил Михальчук
 ЧЕЛОВЕК ГЛАЗАМИ СОБАКИ
Наверное не будет большим преувеличением, если я назову Московский метрополитен самым удивительным общественным местом, удивительным, потому, что только здесь такое огромное количество людей и поездов одновременно, и когда всего так много, то случаются разные интересные истории…
Еду я как то в метро, а ехать долго, все спешат, толкаются, я соответственно тоже. Сажусь на подвернувшееся удачно место, надо мной нависают люди, пиджаки, сумки. Книги у меня не было, и оставалось только одно – упереть взгляд куда-нибудь вниз. Внизу, из под чьих то ног, выглядывала вислоухая голова пса. Рыжая с подпалинами морда и карие глаза смотрели на меня. Привет,- сказал я ему с сочувствием. Привет,- ответил он понимающе.  -Ты что один тут,- поинтересовался я  из вежливости. –Ага, как же один, видишь нос высунуть некуда, -слегка иронизируя ответил пес. Куда едешь,- спросил я уже с интересом. На ВДНХ, на выставку собак, ответил пес как бывалый собакозаводчик,- присмотрю себе красавицу на лето. А как ты выбираешь, по экстерьеру,- спросил я уже, чувствуя, что не безразличен собеседнику. Не-а,- сказал пес, это вы в основном на экстерьер реагируете, а у меня главное – запах, ну и красота конечно, тоже дело не последнее. Физиология очень притягательная для меня. Ну надо же,- удивился я,- почти совсем как у людей. Нет,- возразил пес со знанием дела, я давно среди людей живу, наблюдаю. Для людей важна во-первых красота, а во-вторых привлекательность, и это не одно и тоже. И то, и другое формируется под влиянием многих факторов. Тут я хотел что то возразить, но пес, не дав мне такой возможности, с видом реинкарнации Конфуция продолжил,- бывает так, едешь в общественном транспорте и смотришь на лица, не потому, что очень к этому большой интерес имеешь, просто некуда деваться. Человеческое лицо очень часто бывает удивительным, в общем то, всякое лицо удивительно, только не всегда это удивление происходит, для этого должно что то произойти. Я всегда считал, что люди красивы или некрасивы, в большей степени, внутренне, чем внешне, внутренне это когда свет и благородство души отражаются в глазах, лицевой мимике, походке, манере говорить, речи, поступках, (точно так же отражается и все остальное)а вот источник этого благородства (неблагородства) от меня всегда ускользал. Очень долгое время я считал, что это дается воспитанием и формируется благоприятной социальной средой. В известной степени это верно, это влияет, но это лишь влияет на выбор предпочтений,  эстетику потребления, с этим человек отправляется в поход по бурному морю нравственности, и чем дальше, тем сильнее развивается, или трансформируется, впитанное в раннем возрасте. И все эти трансформации, хорошее и плохое, все на лице. И никакой косметолог и никакая биологически активная добавка этого не может этого ни скрыть, ни приукрасить. Только интернет, в какой то степени, скрывает этот информационный слой от объективного, хотя чаще и подсознательного, анализа.
 Анализ - вещь очень сложная, и, на мой взгляд, самое сложное в нем, это анализируя, не прогнозировать, отказываться от вынесения вердикта, умение, до известной степени, абстрагироваться. Хотя анализом человека развлекаются все, смешно сказал, но страшно подумать, перемывать косточки и заглядывать за чужую занавеску это очень забавно, но профессионально, хотя и зачастую, неверно, это делают очень немногие: врачи, они особенно трепетно относятся к анализу и диагнозу, психологи, священники, к которым мудрость, как и ко всем, приходит только с годами, гадалки, для которых в анализе самое главное – платежеспособность клиента. Как и все хорошее, но ложно направленное, это создает очень напряженную социальную среду. Почему ложное? Да потому, что реже всего человек сам себя анализирует, его не научили быть объективным по отношению к самому себе, и от этого трудно. Трудно принять правильное решение, сделать выбор. А выбор делать надо, от него нельзя отказаться, и от выбора зависит очень многое. Не говоря уже о красоте и благородстве.
Это странно, но человек действительно социальное существо, ему хочется жить среди людей, но жить в больших городах сложно, потому, что неосознанно он ищет в толпе свое социальное место, ему нужна человеческая среда, но и социальное место тоже нужно, и за это место он неосознанно или лучше сказать осознанно, но необъявленно борется, и ведет часто далеко не бескровную войну. И этой борьбы, читай войны, всегда достаточно много, и начиная с детского сада. А дети, которых от детского сада и от войны уберегли, развиваются медленнее своих сверстников, и в любом коллективе им потом сложнее, навык воевать недоразвит. А в коллектив хочется, хочется, что бы стая тебя приняла и потом защищала как своего. Очень важно отметить, что именно социум формирует представления и о сексуально-привлекательной нише и личностях, которые в этих нишах обитают, а это в свою очередь открывает еще одну линию фронта, и тоже ложно направленную. Ложную, потому, что она заглушает собственное представление  о привлекательном и непривлекательном, правильном и неверном, красивом и некрасивом. Развитое самостоятельное мышление неизбежно выталкивает человека из общественного мнения и его морали и заставляет искать свой социум, другую стаю, и поэтому он всегда может оказаться в поиске защиты, и может, не найдя защиты, пострадать. А это выявляет еще одну черту социума – агрессивность. Любой социум агрессивно защищает свое пространство, прежде всего интеллектуальное, и потом уже территорию как таковую. У тебя мышление развитое, или как? Ладно определяйся, а я приехал. Тут он ловко вписался в поток выходящих людей и был таков.
А я еще ехал минут сорок, все смотрел на лица, ничего не увидел, наверно должно что то произойти, что бы они стали удивительными, и к зеркалу не подхожу уже неделю, чего то не хочется…