Проблемы развития литературы в нефтяном Приобье

Сергей Сметанин
Проблемы развития литературного процесса в нефтяном Приобье

О месте югорских авторов в современном литературном процессе мною были высказаны мысли в докладе «Литературная страница в Интернете как отражение современного литературного процесса» (2004)[1] и в статье «Писатели Югры на сайте Поэзия земли Югорской» (2007) [2]. Эти рассуждения не подверглись ни критике, ни корректуре, что позволяет продолжить рассмотрение вопроса с прежних позиций. Сквозной темой обеих работ был значительный рост электронных публикаций писателей Югры, более активное, чем в обычных библиотеках обращение к ним читателя, надежды на взаимное обогащение «бумажной» и «электронной» литературы.

В целом прослеженное взаимовлияние продолжает составлять общую линию, происходит сращение достоинств и недостатков обеих систем культуры. За прошедшие годы, к сожалению, прорыв тридцати трёх богатырей-писателей нефтяного Приобья в «большую литературу» произошёл только через толстые журналы, которые, как известно, переживают не самые лучшие времена. Это публикации в журналах «Наш Современник», «Урал», в еженедельнике «Литературная Россия», в журнале «Невский альманах».

Кроме того продолжалось издание альманахов «Эринтур», Чаша круговая», «Врата Сибири», «День поэзии», «Московский Парнас», «Сургут», «Зори Самотлора», газеты «Литературный Нижневартовск», вышли сборники "О времени, о литературе, о себе", "Югорская поэма", "Там, где Иртыш обнимается с Обью", "Где начинается завтра? Поэзия молодой Югры", «Второй Петербург», «Дорога жизни», антология "Современная проза Югры", хрестоматия для учащихся 9-11 классов "Современная литература Югры"    и другие.

Алла Цукор написала о творчестве Е.Д. Айпина, Ю.К. Вэллы, Т.В. Юргенсон, С.Л. Луцкого,  П.А. Суханова, Н.В. Сочихина,  Д.А. Сергеева, С.Е. Сметанина,  О.Г. Никулина. Михаил Рябий и Евгений Каргополов много писали о творчестве писателей Югры. Но все эти многочисленные публикации, включая «Московский Парнас», носят региональный характер.

Изданные малыми тиражами книги, ставшие предметом внимания собратьев по перу, хотя и ознаменовались получением авторами множества административных премий и наград в различных конкурсах, и стали ярким явлением в читательской среде, по влияния на общество в целом сопоставимы с публикациями в периодике.

В то же время в интернете начал активную деятельность сайт «Российский писатель» http://www.rospisatel.ru , который во многом заменил официальный сайт Союза писателей России. Формируется добрая традиция публиковать объёмные авторские подборки стихотворений и полные тексты рассказов и повестей. Появилась читабельная версия журнала «Наш Современник» http://www.nash-sovremennik.ru/ , который почти ежегодно посвящает один из номеров авторам из Ханты-Мансийского автономного округа.

Журналы «Югра» http://www.ugra-start.ru/  ,сайты «Новости Югры» http://www.ugra-news.ru/ знакомят читателя с литературной жизнью округа. Библиотеки Югры давно обзавелись мощными порталами, на которых сообщают о новых поступлениях, рассказывают о писательской жизни.

Сообщают о наших писателях и страницы поклонников их творчества. Это «Музыкально-поэтический сайт Ханты-Мансийского автономного округа»  http://www.hasava.com/ , сайт «Филград», где размещены визитки Сергея Козлова http://www.filgrad.ru/texts2/sskozlov.htm  и Владимира Волковца http://www.filgrad.ru/texts3/volkovets2.htm , страница сургутского городского литературного объединения «Северный огонёк» http://www.surgutlito.narod.ru/ и другие.

Привлекают пользователей сайты Маргариты Анисимковой http://www.anisimkova.ru/ , Юрия Вэллы http://www.jurivella.ru/ , сайт Дмитрия Мизгулина http://www.mizgulin.ru , сайт Сергея Сметанина «Сотворение мира» http://www.ruspoetry.narod.ru/  , сайт посвященный творчеству Павла Черкашина http://muzhi.ru/muzhi/tvorchestvo/pavel/010_1.html , и его представительский сайт   http://artofwar.ru/c/cherkashin_p_r/ .

На портале Яндекса созданы визитки сургутских поэтов Георгия Ешимова http://www.jeshimow.narod.ru/ , Олега Никулина  http://www.surgutlito.narod.ru/onikul.htm , Михаила Антохина http://antochinm.narod.ru/ .

Информацию  о писателях Югры можно получить  из базы данных сайта администрации г. Ханты-Мансийска, которою редактирует Любовь Лыткина, доступ по ссылкам http://www.admhmao.ru/smi/pisateli.htm ,  http://www.admhmao.ru/culture/pisateli/pisateli.htm , а также по ссылке «Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» http://www.kultura.eduhmao.ru/info/2/9119/89263/ . Так же информативна страница, посвященная писателям на сайте администрации г. Муравленко http://www.muravlenko.com/pisateli_ural_prom/ . По-прежнему функциональна страница «Поэзия земли Югорской» http://www.isurgut.ru/~company/poetry/  . 

Представлены наши авторы и в социальных сетях, например на Фэйсбуке http://www.facebook.com  нашли прописку Людмила Ветрова, Сергей Козлов, Владимир Мазин, Сергей Сметанин, Олег Никулин, Павел Черкашин.

В процессе написания этой статьи наткнулся на сообщение о молодом писателе-фантасте  Семене Жукове из Нижневартовска пишущем под псевдонимом Шимун Врочек http://www.siapress.ru/opinion/item/13856 . 

Понятно, что мыслить о литературном процессе писателям не мешает ни зыбкость надежды на гонорар, ни недостаток общения. В последнее время к Дворяшину и Коняеву присоединился Сергей Луцкий с его романом «Причастный», опубликованном в журнале «Урал»[3]. Эта вещь позволяет всесторонне рассмотреть изменения в профессиональной среде московских литераторов, которые во многом и привели к нынешнему положению вещей в книгоиздании.

Наши писатели-«северяне» продолжают влачить существование, мягко говоря, малозаметное для российского «общественного мнения». Не способствует этому и ситуация, в которой оказались писатели в последние три года: расслоение в их среде отражает  социальные противоположности. Беднейшая их часть, благодаря скудному финансированию организации, лишилась возможности ежегодных встреч и проведения писательского собрания. Эта положение вещей длится уже более трёх лет   
 
Кроме ущерба организационного характера, писатели Югры понесли утраты в личном составе. Умерли поэт Пётр Суханов и публицист Николай Смирнов. Оба яркие личности. Но сформированная в начале перестройки под руководством Андрея Тарханова общность продолжает жить.

Предпринятые попытки книгоиздания за три года по данным Лыткиной выглядят следующим образом: Еремей Айпин. "Река-в-январе" (Санкт-Петербург, 2007), Владимир Андреев. "Словарь языка каратаев" (Казань, 2007), "Улыбка гения любви" (Казань, 2009), Маргарита Анисимкова. "Мангазея" (Екатеринбург, 2008), Михаил Антохин. "Полынный сок" (Шадринск, 2007), "Окраина-обочина" (Шадринск, 2008), Мария Вагатова. "Материнское сердце" (Екатеринбург, 2007), Владимир Волковец. "Весенний день осени" (2008), Николай Вторушин. "Китайский плацкарт" (Ханты-Мансийск, 2007), "Хотите, верьте – хотите, нет" (Курган, 2009), "Жизни моей бытиё" (Курган, 2010), Юрий Вэлла. "Земля Любви: диалоги" (Ханты-Мансийск, 2009), Юрий Дворяшин. "Шолохов и русская литературная классика 2-й половины XX века" (Москва, 2008), Георгий Ешимов. "Югорские строфы" (Москва, 2007), Сергей Козлов. "Облака" (Тюмень, 2007), «Мальчик без шпаги» (2007) , "Вид из окна" (Москва, 2008), "Дежурный ангел" (Москва, 2008), "Отражение" (Москва, 2009), "Хождение за три ночи" (Москва, 2010), Николай Коняев. "Моя нечаянная Родина" (2008), Сергей Луцкий. "Параллельные миры" (Екатеринбург, 2008), "Причастный" (Екатеринбург, 2010), Дмитрий Мизгулин. "Новое небо" (Москва, 2008), "Как будто жизнь еще не начиналась" (Санкт-Петербург, 2009), "Утренний ангел" (Москва, 2009), «Ночnik» (2010), Валерий Михайловский. "Надоело, или так дальше пить нельзя" (2007), "Вах таинственный, или путешествие к центру России" (Тюмень, 2008), "Великий северный путь" (Томск, 2010), Олег Никулин. "Из глубины сибирских руд" (Москва, 2009), Новомир Патрикеев. "Весенняя охота на водоплавающих птиц в Обь-Иртышье: записки охотника Северо-Западной Сибири" (Ханты-Мансийск, 2008), "Молодёжь Севера в годы послевоенных пятилеток" (Ханты-Мансийск, 2008), Ирина Рябий. "Обратная перспектива"(Курган, 2010), Галина Слинкина. "Сказки земли Югорской" (Екатеринбург, 2010), Сергей Сметанин. Имя вселенной (Шадринск, 2008), Николай Смирнов. "Капкан вождя" (Екатеринбург, 2010), Никон Сочихин. "Светлая радость" (Москва, 2009), Андрей Тарханов. "Лесные доктора" (2008), "Волки идут следом" (Екатеринбург, 2010), Алла Цукор. "Народ и история в прозе Исхака Машбаша" (Майкоп, 2008), Станислав Юрченко. "Храм" (2009), "Мост" (2009).

Как видим, авторами, издавшими более трех книг, являются трое: Вторушин, Мизгулин и Козлов. Тиражи, которыми вышли эти книги тоже не вдохновляют, общеизвестно, что тиражи сейчас такие, что их едва хватает на обязательные экземпляры для рассылки в библиотеки.

Полного представления о творчестве югорских авторов сеть интернет пока не даёт. Наиболее полно в ней (почти целиком) представлено лишь книжное творчество Дмитрия Мизгулина.

Наибольшее внимание интернет и СМИ уделяют творчеству Сергея Козлова. Его повесть «Мальчик без шпаги» была экранизирована, что добавило ему популярности.
Попытка самопознания, выраженная в сборнике "О времени, о литературе, о себе", статьи критиков, заметки в еженедельнике «Литературная Россия», предисловия и послесловия некоторых книг, видимо, дают какие-то ориентиры для писателей. Впечатления общего творческого застоя или регресса нет, хотя, положа руку на сердце, должен сказать, что в общей массе книг попадаются единичные издания, которые хотелось бы вернуть на доработку редактору, а то и корректору. Возможность издания книг в авторской редакции, поворачивается для кое-кого невыгодной стороной.

Потребность в маяках, не лишает основной состав писателей-югорчан достоинства и самобытности. Яркие, значительные произведения многих были отмечены премиями, победами в конкурсах, другими видами общественного признания. В эпигонстве никто пока упрека не заслужил. Но хотя югорская литература вопреки пост- и пост-постмодернизму  и прочим царящим в России «-измам» сохраняет реалистические традиции, сказать, что она представляет собой единый сплоченный порыв в будущее, значило бы немного покривить душой.

Конечно, существует неистребимая тяга писателей к совершенству, оглядка на великую классическую литературу за спиной. Недостаток положительных критических замечаний ведёт авторов в литературные объединения, заставляет проявлять интерес к собратьям по перу с точки зрения их профессионализма, так или иначе оттачивать свой стиль, уточнять рамки жанра, подтягиваться к лучшему технически. Но, по-видимому, есть резон  в утверждении, которое продолжает набирать силу в среде теоретиков литературоведения, что «...начиная с эпохи романтизма, главной ... фигурой становится автор (при этом, конечно, и жанр, и стиль в какой-то степени сохраняют свои позиции, но утрачивают позиции лидирующие)»[4].

Оптимизм внушает одно: высокий уровень писательского мастерства для большинства членов ханты-мансийской организации, кажется, всё-таки остался достижимым и верным идеалом. Во всяком случае тексты книг и электронных публикаций внушают представление о творческом росте многих авторов, об их ответственном отношении к слову, несмотря на удручающие социальные тенденции как в области образования и культуры, так и в других областях нашей жизни.

 
1. С.Е. Сметанин. Литературная страница в Интернете как отражение современного литературного процесса. http://www.ruspoetry.narod.ru/dir2/website.htm

2. С.Е. Сметанин. Писатели Югры на сайте Поэзия земли Югорской. http://proza.ru/2007/12/05/405

3. Сергей Луцкий. Причастный. Роман. «Урал» 2010, № 11. http://magazines.russ.ru/ural/2010/11/lu3.html

4. М. Андреев. Круглый стол. Обсуждение доклада М. Андреева «Сравнительный метод в контексте исторической поэтики». «Вопросы литературы» 2011, № 4. http://magazines.russ.ru/voplit/2011/4/kr12.html