8. Альтернанс и др. правила образования строфы

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2011/10/04/3587

Итак, мы с вами последовательно разобрали примеры строф, состоящих из двух, трех … семи строк. Чем больше строк, тем, казалось бы,  больше вариантов построения схем рифмовок, тем проще творить новое. Но это справедливо, если подходить к вопросу математически. В поэзии всё  не совсем так, и многие из вас уже интуитивно почувствовали, что не всякий рисунок построения рифм хорошо звучит. Например, если рифмующиеся друг с другом слова разнесены в строфе на большое расстояние, то наше ожидание определенной рифмы не исполняется. Возникает ощущение недоделанности, некачественного написания стиха или  зависшей в воздухе, «холостой» рифмы. А рифма вовсе не зависла, она есть, но мы ее на слух не чувствуем.

Так же плохо – обрывисто или излишне  монотонно - звучат при чтении вслух длинные строфы, где подряд, одна за другой, следуют или только женские рифмы, или только мужские,  да еще и с примерно одними и теми же рифменными окончаниями. Такое тоже может быть, но не по всему длинному стихотворению, а в какой-то определенной строфе, например, в заключительной, где автор  вполне сознательно задумал передать нам  то или иное настроение.

Всегда очень нестандартно, а часто и неблагозвучно, воспринимаются нами при чтении строфы, где сразу за дактилической следует мужская рифма или за мужской –дактлическая или супердактилическая. Жесткого запрета на это нет - талантливый автор и таким подбором рифм может сделать нечто удивительно красивое:

Для жизни небо выбирая,    Ж
Цепляясь ветру в бОроду,      Д
Курился воздух в пОру ту,     Д
Когда, изрезанных по краю,    Ж
Пожухлых листьев фейерверк   М
В царящих сумерках померк.    М

А снизу длинная дорога     Ж
Плела асфальтом кружево,     Д
Закат двоила лужами.     Д
И с буйством горного потока     Ж
Плескалась осени волна,     М
Напившись августа сполна.     М

Узор мелодии меняла,
Даря помпезность облику,
Заря текла по облаку.
Страшась небесного накала,
Укрылась листьями земля,
До кожи ветки оголя.

А я, мозаики осколок,
Искусно в вечер вставленный,
Дышал в ладони сдавлено.
Прохладой воздуха исколот,
Звенел натянутой струной,
Ещё горячий... и живой.

(Мозаика. Виталий Мессир- автор СТИХИ.РУ)

Здесь в строфах переход от трехсложной дактилической рифмы к односложной – мужской сделан через вставку  строки с двухсложной – женской рифмой. И эта нестандартность звучания соответствует теме стихотворения – «Мозаика».

Но все же это –нестандарт, который при отсутствии у вас умения, легко может испортить ваши стихи, ничего им не подарив. Ведь стихи – это, прежде всего, содержание, а не игра с формой ради формы, поэтому лучше  знать некоторые полезные правила  следования  строк в строфе. 

АЛЬТЕРНАНС (франц. alternance — чередование) — правило чередования рифмованных  стихов с мужскими. и женскими окончаниями, состоящее в том, что стихи с однородными окончаниями могут стоять рядом только тогда когда они рифмуются между собой. Например, можно рифмовать ААвв, но нельзя — аавв или ААВВ; (прописные буквы — женские рифмы, строчные — мужские).
Правило альтернанса пришло к нам из французской  поэзии 16 века и существенно  ограничило способы возможных рифмовок. В России принцип чередования мужских и женских рифм впервые установлен М.В. Ломоносовым. Эпоха классицизма требовала строгого соблюдения правила альтернанса.
Например, в 18 веке были  недопустимы:
-  белые стихи с однородными окончаниями (как в  гекзаметре);
-  рифмованные  стихи с однородными окончаниями (например,  сплошные мужские  рифмы в пер. В. А. Жуковского поэмы "Шильонский узник" Байрона);
-  строфы, начинающиеся и кончающиеся однородными окончаниями (как например, "Фонтан" Ф.И.Тютчева);
- стык однородных окончаний на границах строф.

Особенно строго это соблюдается в канонических строфах и в твердых стихотворных  формах (секстине, октаве, сонете и др.).

Но время на месте не стоит, и правила меняются. Уже в начале 19 в. нарушение правила альтернанса становятся обычным и к концу столетия перестает быть обязательным.

Тем не менее, наиболее гармоничное звучание стихов достигается попеременным  чередованием строк с:
- различным количеством стоп,
- мужских и женских рифм,
- рифм с различными рифменными окончаниями.
 
Пример стихов, написанных с соблюдением альтернанса:

Зеленый куст бурьянный –
Магнит…
И запах горько-пряный
Пьянит…
И мечется, и стонет,
Дыша,
У памяти престола
Душа…

Пусть годы пробежали
Стремглав,
Кто шепчет: «как мне жаль их» -
Не прав.
И горечь на иссохших
Губах
Лишь значит: дням хорошим
Судьба.
( «Полынь» Ирина Журавка – автор СТИХИ.РУ)

Чередуются мужские и женские рифмы, чередуются количество стоп, меняются, не повторяясь, рифменные окончания рядом стоящих строф.

Модель строфы:
Восьмистрочник разностопный АбАбСдСд    КлКлМнМн
01 00 01 0
01
01 00 01 0
01
01 00 01 0
01
01 00 01 0
01

Мы так привыкли к чередованию разных рифменных окончаний, что почти не замечаем его. Моноримы, о которых мы начали разговор в начале этого сборника, довольно редки:

Помню, – шли с караваном пустыней унылой, – было,
И брели с рюкзаками по тундре застылой, – было.
Как палящее южное солнце слепило, – было,
А степные дороги пурга заносила, – было.

Как ты в сердце однажды любовь ощутила, – было,
Как шальная лавина наш лагерь накрыла, – было,
Как ты дни напролёт у постели моей проводила, – было.
А потом вдруг, внезапно, меня разлюбила, – было.
И как время нещадно виски побелило, – было...

("Было". Николай Балуев- автор СТИХИ.РУ)

Ощутить альтернанс поможет стихотворение А. Скалдина, нарочно написанное вопреки этому правилу:
 
Тихо в комнате моей.
Оплывающие свечи.
Свет неверный на стене.
Но за дверью слышны мне
Легкий шорох, чьи-то речи.
Кто же там? Входи скорей.
Полночь близко – час урочный!
Что толочься у дверей?

Дверь, неясно проскрипев,
Растворилась. Гость полночный
Входит молча. Вслед за ним
Шасть другой. А за другим
Сразу два, и на пороге
Пятый. Лица странны: лев,
Три свиньи и змей трехрогий
Позади, раскрывши зев.
…………
(А.Д. Скалдин, [1916])

Стихотворение написано восьмистишиями сложного строения. Если прочитать первую строфу и остановиться, то покажется, что рифмовка его – аБввБаХа: предпоследняя строка остается без рифм, читательский слух застывает в обманутом напряжении. Но если прочитать второе восьмистишие, то повисшая строка найдет себе в нем рифмующую пару («урочный – полночный»), и рифмовку этих двух восьмистиший можно будет записать: аБввБаГа+дГееЖдЖд. В следующих двух восьмистишиях повторяется точно такая же последовательность рифм. Это значит, что стихотворение написано не просто восьмистишиями, а парами восьмистиший – как бы суперстрофами.

Вспомним «Фонтан» Тютчева:

Смотри, как облаком живым
 Фонтан сияющий клубится;
 Как пламенеет, как дробится
 Его на солнце влажный дым.  (П а у з а.)

 Лучом к нему поднявшись, он
 Коснулся высоты заветной –
 И снова пылью огнецветной
 Ниспасть на землю осужден. / (П а у з а.)

/ О смертной мысли водомет...» и т.д.

 Здесь альтернанс нарушен на стыках строф – начало и конец строф выполнены  одной и той же мужской рифмой. Требуется пауза при чтении.
 
Из правила альтернанса вытекает еще одно правило - СКРЕЩЕНИЯ РИФМИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ. Формулируется оно так:

«МЕЖДУ ДВУМЯ РИФМУЮЩИМИ СТРОКАМИ МОГУТ НАХОДИТЬСЯ СТРОКИ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ НА ОДНУ РИФМУ».

То есть,
допустимы рифмовки АБАБ, АБАБАБ, АББА, АБББА АБББААБ и пр.,
но недопустимы -  АБВБАВ, АБВГАГБВ и пр.

 В самом деле, в таких сложных скрещениях рифмических цепей трудно соблюсти правило альтернанса. Если, например, А – женское окончание (прописная буква), а б – мужское (строчная буква), то приведенные примеры будут выглядеть: АбВбАВ, АбВгАгбВ – в первом сталкиваются женские нерифмующиеся  окончания А и В, во втором – мужские нерифмующие г и б. Поэтому такие скрещения рифмических цепей обычно допускаются в тех языках, где окончания стихов преимущественно однородны, например в итальянской, где все они, как правило, женские, но не во французской и не в русской.

У этих двух правил есть простое психологическое обоснование. Человеческому сознанию, настроенному на рифмическое ожидание, легко уследить одновременно за двумя рифмическими цепями (особенно когда одна из них женская, другая – мужская), но уже трудно – за тремя, а тем более за четырьмя. Для этого нужен навык, тренировка слуха.

В следующий раз поговорим о восьмистишиях.

Продолжение следует.