5. По родств. отнош-ям - Приемная рифма

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2011/10/05/2469

(это продолжение предыдущей главы –  стоит заглянуть!)

2.3. ПРИЁМНАЯ РИФМА:  медь-сельдь. Совпадение только ВИДА  «е(э)» и несовпадение РОДА «д;л».

ПРИЁМНАЯ РИФМА – это рифма с участием слов, имеющих различия внутри их клаузул. К приёмным рифмам относятся: рифмы с вклинением, с выпадением, неравносложные рифмы, рифмы с чередованием и перестановкой, двоякие рифмы.

 Категория «приёмные рифмы» даёт возможность участвовать в образовании рифм словам, не имеющим родственных связей. Так, слово «сельдь» не имеет родственных слов (родных рифм). По этой причине оно примыкает к наиболее близкому по звучанию ряду рифм на «ЕДЬ» и, т.о., является приёмной рифмой по отношению ко всей группе рифм на «ЕДЬ»: ведь – медведь – впредь - сельдь …

Еще примеры приемных рифм:

Фунт - грунт – пункт, практика - тактика – Антарктика, туча - круча – чукча, светский – немецкий - кувейтский…


Казалося ему, что средь долины
Между цветов, стоит под миртом он,
Вокруг него сатиров, фавнов сонм.
Иной смеясь льёт в кубок пены вины;
Зелёный плющ на чёрных волосах
И виноград, на голове висящий,
И лёгкий фирз, у ног его лежащий, -
Всё говорит, что вечно юный Вакх...
(А.С.Пушкин)

2.3.1. РИФМА С ВКЛИНЕНИЕМ –сочетание рифмующихся слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу после ударной гласной. (Противоположность рифме с выпадением).

Медь – сельдь, брег - поверг, год - лорд, литры - фильтры, вас – вальс, клетка – студентка, радугой - играть дугой...

Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
(М.В. Ломоносов)

2.3.2. РИФМА С ВЫПАДЕНИЕМ - противоположность рифме с вклинением.
Зонтика – экзотика, горе – двое, отвёртка – уборка, пусть - путь…

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
(М. Цветаева)

Не за силу, не за качество
Золотых твоих волос
Сердце враз однажды начисто
От других оторвалось.
(Н. Асеев)

2.3.3. НЕРАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА – сочетание слов с различным количеством послеударных слогов.

Неравносложные рифмы делятся на рифмы с наращением и рифмы с раздвижением.

В рифмах С НАРАЩЕНИЕМ происходит добавление слога (слогов) в конце одного из слов:

папахи-попахивая, тополей - аллее, пылятся - изоляции, ноги - многие, времени- забеременели, следом – неведомо, оперяться - кооперация, гудящих - трудящихся, выставил - капиталистов, блестело - бестелые, резче - мерещится, двести - известия ...

Идёт пожар сквозь бумажный шорох.
Прокуроры дрожат. Как хорошо!
(В. Маяковский)

Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
У не буду больше молодым.
(С. Есенин)

В рифмах С РАЗДВИЖЕНИЕМ "лишний" гласный звук или слог вкрапляется в клаузулу одного из слов, как бы раздвигая собой согласные звуки:

нагло – наголо, потомки-томики, ручки-попутчики, оружия - обнаруживая, замш - замуж, дорого - восторга, важно - скважина, вежливый - ежели вы, подачки - подрядчики, жизней - лжи за ней...

Вставляемый звук не обозначается на письме, но подразумевается при произношении ("нулевая" гласица).

Явор - динозавр (произносится как: динозавор), репетитор - арбитр (арбитор), экватор - театр, рассеянный - Бассейной, мистер - министр...

Пролетариат - неуклюже и узко
тому, кому коммунизм - западня.
Для нас это слово - могучая музыка,
могущая мёртвых сражаться поднять.
(В. Маяковский)

Мал его радостей тусклый спектр:
Шесть часов поспать на боку,
Да разве что вор, портовой инспектор,
Кинет негру цент на бегу.
(В. Маяковский)

Ревёт сынок. Побит за двойку с плюсом,
Жена на локоны взяла последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
Подсчитывает месячную убыль.
(Саша Чёрный)

Глазами доброго дядю выев,
Не переставая кланяться,
берут, как будто берут чаевые,
паспорт американца.
(В. Маяковский)

Неравносложные рифмы ввёл в русское стихосложение и активно применял в своём творчестве Владимир Маяковский.

2.3.4. РИФМА С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (перестановкой) - рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. Ксерокс – вереск, рифма - нимфа, юрта - утро, алиби – грабили, Карла - крала, прут- труп, схема - смеха, пёстрый – разношёрстый, прискорбно – подробно…

 См. далее  «Переставленная рифма» - из разряда диссонансных

2.3.5. ДВОЯКАЯ РИФМА – разновидность надстроечных (усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм - две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают полностью).

1. Табор – рапорт. В данной рифме «т» может скрадываться.
2. Запад – рапорт. В данной рифме «р» выпадает.

Верес – ксерокс, скатерть - богоматерь, крест - реестр, мылить – милость, смелость – пелось…

Русской женщины тихая прелесть,
И откуда ты силы берёшь?
Так с тобой до конца и не спелись
Чужеземная мода и ложь.
(И. Уткин)

Барабана тугой удар
Будит утренние туманы, -
Это скачет Жанна Д'Арк
К осаждённому Орлеану.
(М. Светлов)

А теперь нам предстоит поговорить о рифмах дальней степени родства.

Продолжение следует