Юбилей Царскосельского Лицея и современное образов

Григорий Варшавский
 Юбилей Царскосельского Лицея и современное образование
             Сегодня 19-ого октября 2011 года исполнилось 200 лет со дня открытия Царскосельского Лицея, знаменитого в нашей стране прежде всего, благодаря своему самому замечательному воспитаннику- Александру Пушкину.  На юбилей собрались  сотни горожан и приезжих не только из России и СНГ, но и из других европейских государств. Выступивший с краткой речью премьер-министр России Путин В.В. поздравил всех собравшихся с юбилейной датой этого события в культурной жизни России, а затем свёл своё выступление к творчеству Пушкина и к его вкладу в культурное наследие России. А я вот о чём подумал. Сегодня у Путина был замечательный момент для разговора о народном образовании. И он этот момент упустил. И возможно сознательно. Но прежде чем продолжить разговор на эту тему, я бы хотел вернуться к истории Царскосельского Лицея. Это учебное заведение было открыто по указу императора Александра Первого во исполнении, если так сказать, реформаторских намерений Михаила Сперанского. Идеей Сперанского было создание элитного учебного заведения для дворянских детей с целью обучения будущей чиновничьей элиты Российской империи. Той самой элиты, которая по разумению Сперанского, и должна была привести Российскую империю в лидеры остального мира.

       Для этого, в Царскосельском Лицее были собраны лучшие профессорско-преподавательские силы того времени. Для этого были разработаны новейшие методические указания. Для этого были категорически запрещены телесные наказания учащихся. Первый(Пушкинский) выпуск лицеистов стал самым удачным. Из этого выпуска(1811-1817 годы) России принёс славу не только великий поэт и писатель Александр Пушкин, но и будущий великий канцлер Российской империи, дипломат и сиятельный князь Горчаков.  Среди первых лицеистов будущие декабристы Пущин и Кюхельбеккер, путешественник Матюшкин, поэт Дельвиг и многие другие замечательные люди, а главное патриоты России. И вот, что ещё бы хотелось отметить: из 30 первых выпускников Лицея православных было 18 человек, а 12 человек были лютеранского или католического вероисповедания. И это никому не мешало. До 1822 года Лицей, имевший преимущественнно гуманитарно-юридическую направленность в образовании, подчинялся Министерству народного просвещения, а с 1822 года Лицей стал подчиняться военному ведомству и это ,конечно, наложило отпечаток на образовательный уровень новых воспитанников. При всё при том, Царскосельский лицей продолжал успешно функционировать до 1843-его года, когда по указу императора Николая Первого был переведён в Питербург и назван Александровским лицеем.

       Отмечу, что из Царскосельского Лицея ещё до его переезда в сто-
лицу, вышли такие воспитанники, как М.Е. Салтыков-Щедрин-будущий великий русский писатель и общественно-государственный деятель, Замятнин Д.Н.- будущий министр юстиции в Российской империи, Кайданов Н.И.- известный учёный-архивист. После Октябрьской революции Лицей был закрыт, а его архивы переданы различным институтам.

      В начале 30-ых годов прошлого 20-того столетия, когда И.В. Сталиным был выдвинут лозунг "Кадры решают всё!", и встал вопрос о создании этих самых кадров- будущей советской элиты, советское правительство повторило реформу Сперанского. Оно создало в Москве элитный институт гуманитарной направленности- "ИФЛИ"- Институт Философии, Литературы, Искусства. Для этого в институте были собраны лучшие профессорско-преподавательские силы, в том числе и преподававшие и учившиеся до революции не только в лучших российских университетах, но и в лучших европейских учебных заведениях. Эффект от существования ИФЛИ с 1931 по 1941 годы превзошёл все ожидания. Из ИФЛИ вышли не только знаменитые в будущем писатели и поэты, но и известные учёные, преподаватели, дипломаты, политики. Но началась война. ИФЛИ расформировали и открыли в МГУ соответствующие факультеты. На этом история "Красного Лицея" закончилась.

      Таким образом, каждый раз, когда перед нашей страной вставали сложные вопросы её дальнейщего развития, вставал вопрос и о воспитании кадров, о воспитании будущего элитного слоя, который и должен встать во главе выполнения задач нового времени. Вот и теперь, когда перед современной Россией стоят очень сложные задачи по переустройству нашего общества, когда прежняя советская система образования почти развалена, когда мы отмечаем Юбилей Царскосельского Лицея, самое время было Путину поговорить о судьбах народного образования, а не сводить всё к вопросу о Пушкине и к повышению заработка учителей. Повышение заработка крайне необходимое сегодня дело, но только этим мы не поднимем новую систему образования. Мы не создадим той элиты, которая сможет помочь Родине. Сегодня надо создавать в стране элитные школы для талантливых учеников, направляя туда лучших учителей. Сегодня надо сокращать ВУЗЫ, которые своей работой компрометируют настоящую преподавательскую деятельность. А взамен создавать элитные учебные заведения с соответствующим уровнем обучения.

      Вот об этом, как мне кажется и должен был говорить премьер Путин на Юбилее Лицея. Но он не стал об этом говорить. Впереди выборы, до народного ли теперь образования нашей власти?