Эсперанса. Рассказы о женщинах

Анна Энсенада
 Сантьяго де Чили.
 
1.Март.Осень.

Город душил зноем и газами. Цветы бешено крутились в глазах - расцветающие и уже цветущие, добавляющие в запахи города аромат надежды, которая всегда обманывает. Эсперанса изо всех сил спешила домой. Она не могла уйти так сразу, хотя это и казалось единственно верным решением. Но дома ждал сын. Взрывной и эмоциональный, доверчивый и внимательный. У него не было никого кроме нее. Теперь больше не было.
   
   Энрике позвонил рано утром.
   - Ты опять не ночевал?- устало спросила Эсперанса. Она никогда не ругалась. А теперь ей ругаться становилось еще и больно. Грудь с трудом выносила давление воздуха.
   - Я не вернусь больше.- тихо и четко сказал он,- Прости. Но я должен начать жить для себя.- на той стороне связи раздались гудки.
   Она не спала всю ночь. И уже не первую. Глаза покраснели. Спину и грудь ломило. А с утра надо бежать на работу. Отдых невозможно было позволить даже теперь - оплата кредита за квартиру в таунхаузе, школа сыну, счета. Черт бы побрал это образование! Оно было совершенно негодным в Чили. Муниципальные школы не давали даже половины необходимых для поступления в ВУЗ знаний. А частные стоили так, что позовлить их себе могли только 7% родителей в стране. Да и там качество знаний было не на уровне. Платили за имидж, который учитывало сегрегированное общество, - почти все приходилось копать самим. В библиотеках, в интернете...Неспроста в этом году студенты вузов и школ реально начали обсуждать начало борьбы за доступное и качественное образование. Дай Бог им выстоять...
   И Габриэль копал. И в интернетах и в библиотеках. Он был ужасно досужий. Но отношения в школе с учителями у него не складыдвались. Он остро чувствовал ложь. И не прощал ее никому. Дети же тянулись к нему. И даже в наступившем учебном году избрали его президентом ученического комитета. За общительность, честность и веселый нрав. Вот и крутилась его школьная жизнь так:
   - Габриэль, иди к нам! Рассказывай!- это девченки и мальчишки.
   - Габриэль, выйди из класса и подумай над тем, что ты сказал учителю!- это учителя.
   За неуступчивость учителя ему постоянно снижали оценки.
   Учиться ему осталось в школе два года.  В октябре ему должно было исполниться 18. Задачей было дотянуть его до конца школы... Это было почти невероятно. Ведь врачи обещали ей чуть больше года впереди...Необходимо было скрывать диагноз и от сына - бросил бы школу и пошел работать, и от матери - у нее было слабое сердце, и на работе - сразу уволили бы. Энрике узнал первый и первый же сложил лапки. Ушел к другой.

2.Апрель.

   Габриэль ждал мать на кухне. Он резал салат, а на столе дымился горячий картофель.
   Молча поцеловал и продолжил резать.
   Эсперанса сняла туфли, умылась и переоделась в домашние брюки. Сели за стол. Молчали. Накоенц Эсперанса не выдержала:
   -Опять что-то в школе?
   -Нет,- он добавил в картошку щипотку карри и глянул на нее виновато из под прямых упрямых бровей.
   -Мама... Извини, но я звонил в центр...
   Она тяжело вздохнула: он знает.
   -Надеюсь ты не бросишь школу?- сказала умоляюще.
   -Посмотрю... Пока нет.
"И то слава Богу!"
   -Мама, я должен тебе тоже кое в чем признаться...-вилка резко чертила в картошке полосы,- Мама, я курю не только сигареты...
   Эсперанса съежилась. Она давно подозревала, но у нее не хватало духа спросить прямо.
   -Мама, я обещаю бросить! У нас полшколы курит. Я начал год назад. А сейчас твердо знаю, что мне этого не надо!

   Эсперанса встала, подошла к сыну и обняла его за плечи. "Я верю тебе,- хотела сказать, но почувствовала, что он понял.

3.Июнь. Зима.
 
   Выходные прошли спокойно. Никто не приходил и не звонил. Габриэль доделывал какой-то курикулум и постоянно бегал на кухню за ирисками.
   -Испортишь зубы!- крикнула она из заллы, когда в очередной раз услыхала, как в буфете хлопнула дверца.
   -Мама, я курить хочу!

   Боже! Как же сказать ему самое главное? Ведь не может же она, как в аргентинских и бразильских телесериалах, сказать ему это на смертном одре. Ему будет это принять еще тяжелее.
   Почему-то Эсперансе казалось, что знание того, что у него где-то есть настоящие родители, окажется  ему поддержкой в жизни. Мать ее отговаривала от этого решения (ей самой только недавно пришлось принять эту правду), но Эсперанса решила, что мальчик уже взрослый, и что через четыре месяца, когда ему исполнится 18,она обязательно ему расскажет...

   4.Август.

   Скорая приехала очень быстро. Именно это и спасло жизнь Габриэлю.
   -Мальчик мой! Сыночек!- плакала Эсперанса в реанимационном отделении.
   Глупый ребенок, не выдержал и на дне рождения друга выкурил после перерыва слишком много сигарет. У него отказали легкие. Врачи спасли его, но предупредили, что одно легкое так и не сможет работать в полную силу. И что Габриэлю НИКОГДА НИКОГДА не следует курить. Даже находиться в накуренном помещении для него будет опасно.
   -Может этого и не случилось бы,- сказал врач,- Но вы же ведь должны знать, как мать, что он родился с большой задержкой дыхания. Вообще чудо, что его легкие выдержали курение как таковое.
   - А что легкие?- растерялась Эсперанса.
   - Они у него не совсем обычные. Мы сделали рентген и он показал изменения, которые явно произошли от того, что легкие вашего сына при рождении открылись с большой задержкой. Судя по всему, он у вас с нормальным умственным развитием. Это тоже большой подарок судьбы. Обычно когда такие изменения в легких,то и изменения в мозге должны быть. Память у него хорошая?
-Не жаловался,- промямлила Эсперенса.

6.Октябрь. Весна.

   Прошло еще два месяца, и в конце октября, после празднования дня рождения Габриэля, Эсперанса решила рассказть ему его же тайну. Но досужий мальчик уже знал и это. В момент последнего откровенного разговора ему поведал это Энрике. Эсперанса была потрясена.
   - Почему ты не поговорил тогда со мной об этом?
   - А что бы это изменило, ма? Ты бы перестала быть моей мамой?- он нежно обнял ее и стал целоветь в мокрые глаза,- Мамочка, ты самая лучшая. А другой мамы я и не знаю. Разве я должен мучать себя и тебя вопросом - почему она меня бросила?
   - Я не знаю бросила ли... Мы тогда с Энрике работали в Германии. Друг Энрике рассказал, что привезли целую кучу новорожденных ребятишек из России, а я, как раз, узнала, что у меня не будет детей. И мы решили взять. Документы оформили очень быстро. Я поняла, что вы были вывезены нелегально. А судя по ситуации в России в то время, варианты могли быть любые... И мы срочно вернулись в Чили. Родным сказали, что ты наш сын и родился в Германии.
   - А я родился в России? Я - русский.
   - Потом еще было много нервных моментов. Это германо-русское дело о переправке нескольких групп новорожденных стал вести Интерпол. К нам приходили...Но женщина была такая милая. Она не собиралась тебя забирать. Сказала, что ты слишком большой для этого. Да и вообще... Ей всего лишь надо было знать подробности, которые мы помнили. Имена тех, кто нам об этом рассказал. Места, где мы забирали ребенка. И другое...
   -Вот видишь, мамочка, сколько хорошего случилось у нас за последнее время! Меня никто не собирается забирать! Я бросил курить! А у тебя улучшились анализы!

7. Надежда.
   
   За окном стал накрапывать редкий в этих местах дождик. Запах свежей травы и весенних цветов, еще не тронутых жарким солнцем, проникал в дом через открытые двери и окна.
   Эсперанса шила новые занавески. На днях Габриэль покрасил внутри дома стены в свежий розовый цвет, а старые зеленые шторы явно к нему не подходили.
   -Почему розовый?- недоумевала она,- Надо было бежевый!
   -Бежевый скучный цвет, ма!- упрямился мальчик,- А розовый нравится одной русской девочке, которая училась в этом году в нашей школе. Она говорит, что розовый - цвет надежды.
   -И куда делась та девочка? Что-то ты мне про нее не говорил!
   -Она уезжает. Она была тут временно.
   -Ой, Габи, у тебя уже двадцать девушек было. И все куда-то уезжают.
   -Она не была моей девушкой. Просто хорошим другом. Но мне теперь тоже нравится розовый цвет. А по русски Эсперанса - это надежда. Так что,это твой цвет, мама!