Мужская рифма теория и практика

Лилит Мазикина
Я не буду пересказывать историю возникновения «пола» у рифмы. Я напомню только, как его определить: если рифмующиеся строки заканчиваются ударным слогом, то их рифма — мужская. Если ударный слог является в рифмующихся строках предпоследним, то она — женская. И это никак не связано с тем, какие больше предпочитают поэты разных полов. Кроме того, у рифмы, в отличие от человека, может быть ещё несколько видов пола, но о них — в другой раз.

Мужская рифма — рифма очень капризная. Её очень легко огрубить, опошлить, искалечить, поэтому работать с ней надо аккуратно.

Самые лучшие мужские рифмы — богатые и абсолютные. В первом случае в рифмующихся слогах совпадает всё: ударная гласная, предшествующая её согласная, последующая согласная или согласные:

ума — кутерьма, слон — поклон, топор — упор, судьба — мольба, сид — висит, рожь — хорош

Помните, что ориентироваться надо на звуки, а не на буквы, а они в русском языке на конце слова при отсутствии стыка с другим словом всегда оглушаются.

В абсолютной рифме совпадают предшествующая и последующие согласные, но ударная гласная рифмуется со своей смягчённой версией:

луч — колюч, раба — тебя, штанах — тенях, нот — мнёт, губЫ — руби

Если посмотреть внимательно, заметно, что именно в случае с мужской абсолютной рифмой ощущение насыщенности заметно уменьшается, если рифмующийся слог открытый, то есть — заканчивающийся на гласную. Вот и пошли, так сказать, капризы.

Неплохая рифма обычно получается, если рифмующиеся слоги отличаются на одну согласную, будь то предшествующая или последующая (одна из последующих):

лес — лезть, кулон — стекло, жупан — хулиган, томат — тюрьма, мир — не томи, окно — стеной

Да, полугласная «Й» в стихотворении обычно идёт за согласную.

Однако описанный приём приводит к заметно худшим результатам, если ударная гласная смягчена или добавленная/отнятая/заменённая последующая согласная относится ко всяким «шипяще-свистящим» (Ж, З, С, Ц, Ч, Ш, Щ):

телА — палас, еда — карандаш, луч — на полу, мне — конец, визг — сподвиг, рощ — старо

Эти звуки очень любят привлечь к себе внимание. Однако и такую рифму можно заставить звучать насыщенней, добавив совпадений согласных в предшествующих слогах:

карандаш — ерунда [РНД], палас — купола [ПЛ], мороз колюч — расколю [РСКЛ], сто колец — на стекле [СТКЛ]

Точно так же можно обогатить и абсолютную рифму в случае открытого слога. Сравните:

губЫ — люби =и= губЫ — губи
раба — тебя =и= раба — грубя

Если количество совпадающих предшествующих согласных увеличить и добавить совпадающие предшествующие гласные, да и вообще аллитерации и ассонансов между рифмующимися словами и в ближайших частях строка, то можно сделать красивой и мужскую ассонансную рифму, которая сама по себе смотрится исключительно убого.

Сравните:

гордА — луна =и= гордА — дорогА
полна — рука =и= полна — полкА
тома — себя =и= тома — тона

Интересно, что в таком случае предшествующая «шипяще-свистящая» согласна стоит пары-тройки любых других:

возьму — мазню, лежмя — рожна

Кроме того, похоже, что одни звуки лучше стоят в парах как предшествующие согласные ударного слога, чем другие, и делают рифму ещё насыщенней в сочетании с указанными выше приёмами. Это, например, В и Б (лбы — львы), М и Н (сны — сомы), П и Б (толпы — столбы), Ж и Ш (дыши — держи), Л и Р (иглы — игры). Однако, ощущение насыщенности не появится, если у этих согласных будет разная твёрдость (сова — себя)

За примерами можно обратиться и к лирике Беллы Ахмадуллиной:

И лавочка в старинном парке
бела вставала и нема,
и смутно виноградом пахли
грузинских женщин имена.

(«Грузинских женщин имена»)

Я ей вовеки соблюдаю верность,
пишу стихи у краешка стола,
и все-таки меня снедает ревность,
когда творят иные мастера.



Когда возводит красную трубу
печник на необжитом новом доме,
я тоже вытираю об траву
замаранные глиною ладони.

(«Чужое ремесло»)

 

Что же делать, если чувство звука ещё не развито, и стихотворение «написалось как написалось»? Попробуйте выписать неудачные рифмующиеся слова и к каждому из них наугад подобрать десяток-другой удачных рифм. Одна из этих новых рифм может вызвать нужный поток ассоциаций, которые останется только записать строкой, выражающей вашу мысль так же или даже более точно.