Миражные рифмы и работа с ними

Лилит Мазикина
Что такое классическая рифма, каждый из нас себе хорошо представляет. Однако иногда художественная задача требует — или душа просит — нестандартных приёмов. В качестве одного из них может быть то, что я называю "миражной рифмой". К ним я отношу полурифмы, визуальные рифмы, близкие к ним консонансные рифмы и близкие родственник рифм классических — ассонансные.

Полурифму технически построить очень просто: окончание одной рифмующейся строки должно быть длиннее другой ровно на один слог, и рифмоваться должно всё как обычно, кроме этого «хвостика». Насыщенность полурифмы является обычным предметом спора гурманов: одни уверяют, что она вкуснее именно в обеднённом виде, другие, напротив, ратуют за чеканность рифмующихся частей.
В примерах и образцах выглядит так:

перчатка — печать, дрянь — пряник, лассо — бессонный, солнце — сон

По природе полурифмы очевидно, что стихотворение, написанное на ней, будет чередовать рифму женскую и мужскую или дактилическую и женскую и что самый удобный способ рифмовки с ней — парный.
Вот как это может примерно выглядеть (мой этюд, специально для этого эссе в иллюстрацию):

Старый месяц, бледный, будто труп,
по-цыгански крепко курит трубку;
опустив до моря белый трап,
вверх к себе манит сбежать арабку,
деву с ликом бронзовой луны —
разве ей к лицу хиджаб унылой
смертной жизни? Сонная волна
изготовилась и только ждёт сигнала.

Впрочем, целые стихотворения на полурифме пишут очень редко, предпочитая вставлять её в качестве акцента.

Визуальная рифма - "изобретение" англичан. Это рифма, основанная на визуальном совпадении окончаний слов (обычно только последнего слога) и отсутствии при этом реального насыщенного созвучия (но неизменно — присутствии обеднённого, поскольку буквы всё же обозначают звуки). Кроме английских поэтов, эту странную рифму используют рэперы всех стран. Ни одного стихотворения, созданного полностью на визуальной рифме, я не видала, рэперы же добавляют её как своеобразную приправу в тексты, зарифмованные самым обычным способом.
Образец такой рифмы:

пОлной — лунОй, рудА — прАвда, стУлья — жульЯ, тайнИк — тОник, прЕлести — плестИ

Такая рифма может звучать очень интересно, если её подкреплять аллитерацией или ассонансом рифмующихся слов.
Специально для иллюстрации понаглядней я расстаралась на эксперимент и сочинила этюд уже на визуальной рифме.

Не спрашивай, как я сюда проник,
не бойся, я твой преданный сторонник!
Взгляни на руку мне, как радостно горит
мой перстень — пусть тебя он подзадорит,
ведь он — подарок твоего отца,
достойного и славного гасконца
и дяди моего — о, сирота,
теперь ты под защитой Ланселота!

Да, глядя на этот экзерсис, понимаешь, почему визуальную рифму используют именно как приправу, а не основной ингридиент :)

Родной сестрой визуальной рифмы является рифма консонансная, основанная на совпадении согласных вокруг ударных гласных и различии самих ударных гласных. Как и обычная рифма, она может быть разной степени насыщенности. Вот насыщенная консонансная рифма:

морОза — репрИза, шАпка — ошИбка, гОры — уйгУры, двЕри — твАри

Насыщенная консонансная рифма — преимущественно женская, реже — дактилическая (поскольку тогда её труднее подобрать) и почти никогда — мужская, поскольку мужская консонантная рифма требует дополнительной поддержки звукоиграющими поэтическими приёмами.
Ненасыщенная консонансная рифма не бывает мужской, поскольку в таком случаев ней исчезает всякая интересность. Вот примеры женский ненасыщенных консонансных рифм:

гОре — мегЕра, твАри — вЕрит, лАпоть — лУпа

Очевидно, чтобы стихотворение на ненасыщенной консонансной рифме «звучало», эта рифма должна быть подкреплена и другой игрой звуков, например, аллитерацией.
Если посмотреть вновь на мой этюд о месяце и арабке, можно заметить, что, в то время как смежные строки стихотворения соединяются полурифмой, есть и перекрёстная рифмовка консонансной рифмой:

труп — трап, трубку — арабку  — насыщенная консонантная рифма
луны — волна, унылой — сигнала — ненасыщенная консонантная рифма, первая подкреплена аллитерацией

Оба вида рифм довольно нестойки, миражны, но, сочетаясь, начинают подкреплять друг друга, придавая стихотворению очень своеобразную гармонию.

Наконец, я хотела бы поговорить и об ассонансной рифме — основанной на идентичности ударных гласных рифмующихся строк и различии следующих за ними гласных. В насыщенной ассонансной рифме совпадают не только ударные гласные, но также идущие далее гласные и предшествующая согласная:

туманный — крахмалы, банда — собака, сироты — короны, перчатка — Лючана

В ненасыщенной ассонансной рифме могут не совпадать предшествующая согласная и/или последующие гласные:

розы — колонны, двери — постели, кофе — жаркОго, трАвы — тиранят, знамя — мало, руки — пуля

Обычно такая рифма остро нуждается в поддержке другими звуковыми приёмами.
Кстати, в испанской поэзии ассонансная рифма считается как раз классической и благородной, а точная — народной, грубой.
Хорошая ассонансная рифма почти всегда — женская, реже — дактилическая и гипердактилическая, и почти никогда — мужская.

Если мы обратимся опять к моему этюду с проникшим сторонником, мы увидим, что смежные строки в нём сочетаются визуальной рифмой, при этом в стихотворении есть также перекрёстная ассонансная рифма, везде ненасыщенная:

проник — горит, сторонник — подзадорит, отца — сирота, гасконца — Ланселота.

Это ещё один пример того, как миражные рифмы поддерживают друг друга.
В завершение не могу не отметить, что миражная рифма требует хорошего, твёрдого ритмического или силлабического скелета — написать хорошее стихотворение в более-менее вольном ритме и при этом с миражной рифмой почти невозможно.

Очень интересной разновидностью ассонансной рифмы является рифма с чередующимися согласными:

схема — смеха, отрада — дара, кромка — каморка, ламы — малый

Такая рифма получается, что очевидно, путём перестановки согласных, стоящих сразу перед и сразу после ударной гласной и также может быть разной степени насыщенности.

Вот как это может выглядеть в стихотворении:

В спальне моей ночами бродит собака,
Чёрная псина, чернее священной Каабы.
Бродит и скалит клыки из-за шторы на лунный
Маленький диск, серебрящий окно моё снуло.

При работе с миражными рифмами стоит помнить, что даже самая насыщенная из них всё равно заметно беднее даже приблизительной классической рифмы, не говоря уже о насыщенной и богатой классических рифмах, и потому они обычно плохо сочетаются в формах, отличных от псевдомонорима. И всё-таки их можно сочетать, если создать для них твёрдый рисунок рифмовки, например, четные двустишия с классической рифмой и нечётные двустишия — с асонансной, или нечётные строки — с консонансной рифмой, а чётные — с классической.