Келейные записи отца Ферапонта

Лещатник
Из келейных записей инока Ферапонта ( Пушкарёва )- Оптинского Новомученика...

О ПОКАЯНИИ.

Совершенное покаяние состоит в том, чтобы не делать более тех грехов, в коих каемся и в коих обличает нас совесть ( Преп. Иоанн Кассиан )

Когда человек, памятуя прежние грехи свои, наказывает себя, тогда Бог благоволительно взирает на него. Бог радуется, что за уклонение от пути Его, сам человек наложил наказание, что служит знаком покаяния. И чем более принуждает душе своей, тем более приумножается Богом благоволение к нему. ( Преп. Исаак Сирин)

О БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ

Если хочешь победить страсти, то отсеки сласти...Если удержишь чрево, войдёшь в рай...Когда кто познает душевную и телесную силу изнеможения, то вскоре получит покой от страстей.

Во всем должно смирять себя и осуждать, во всем избирать себе худшее, и таким образом умолкнут страсти душевные. ( Преп. Паисий Величковский ).

О МОЛЧАНИИ

Молчание- есть тайна будущего века, а слово- орудие этого мира ( Препп. Каллист и Игнатий )

Как двери в бане, часто растворяемые, скоро выпускают внутреннюю теплоту во вне, так и все хорошее, когда много кто говорит, хотя бы говорил всё хорошее, испускает память свою словесную дверью. ( Блж. Диадох )

Молчание лучше и удивительнее всяких бесед назидательных. Его почитали и лобызали отцы наши и им прославились. ( Препп. Варсонофий и Иоанн )

Сколь много видел я таких, которые впали в грех чрез словоговорение, зато едва ли кого видел впавшим в грех чрез молчание. Труднее научиться молчанию, чем говорению, и я знаю, что многие потому говорят, что не умеют молчать. Редко кто молчит, хотя он и знает, что разглагольствование ему нисколько не полезно. Мудр тот, кто умеет молчать...По справедливости мудр тот, кто от Бога получает указание на то, когда он должен говорить ( Свт. Амвросий Медиоланский )

Если сохранишь язык свой, то от Бога дастся тебе благодать сердечного умиления, чтобы в Нем увидеть тебе душу свою, и им войти в духовную радость ( Преп. Исаак Сирин )

О НАДЕЖДЕ

При встречающихся искушениях говори себе: "На всякое дело довлеет для меня Того, Кому единожды я предал душу свою. Меня здесь нет; Он это знает..." ( Преп. Исаак Сирин )

О МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ

Знай, брат, что для того нам и надобно не выходить из дверей келии, чтобы не знать злых дел человеческих; и тогда в чистоте ума своего во всех увидишь людей святых и добрых. Если же станем обличать, вразумлять, судить, исследовать, наказывать, укорять, то жизнь наша чем будет отличаться от жизни городской. ( Преп. Исаак Сирин )

О МОЛИТВЕ

Молитва есть моление или умаливание о грехах, когда кто, пришедши в сокрушение о содеянных им настоящих или прошедших грехах, испрашивает прощения в них. ( Преп. Иоанн Кассиан )

Проси того, что достойно от Бога, не переставай просить, пока не получишь. Хотя пройдёт месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь- не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро ( Свт. Василий Великий )

О СОВЕРШЕНСТВЕ

Совершенство состоит в том, чтобы не рабски, не по страху наказания удаляться от порочной жизни и не по надежде наград делать добро, с какими-то условиями и договорами, торгуя добродетельной жизнью, но теряя из виду все, даже то что по обетованию соблюдается надежде. Одно только представлять себе страшным- лишиться Божией дружбы, и одно только признавать драгоценным и вожделенным- соделаться Божиим другом. ( Свт. Григорий Нисский )

Кто хочет достигнуть утраченного совершенства, тот пусть отсечет все похоти своей плоти, чтобы возвратить свой ум в прежнее состояние. ( Преп. авва Исаия Отшельник )

Мы не иначе можем достигнуть истинного совершенства, как возлюбивши Бога не по другому чему, как по одному влечению любви к Нему, потому что и Он прежде возлюбил нас не для другого чего, как для нашего спасения. ( Преп. Иоанн Кассиан )

Небесные ратники ( Жизнеописания и чудеса Оптинских Новомучеников ). Москва. Святитель Киприан. 2008 год.