Ария Лещенко для Бережковского моста

Александр Шерстюк
АРИЯ ЛЕЩЕНКО
ДЛЯ БЕРЕЖКОВСКОГО МОСТА В МОСКВЕ И СТАДИОНА В СИДНЕЕ

            Иному читателю странно будет услышать, что небоскрёбы Америки стоят на... песке. «Как?» – спросит он. – Манхеттен имеет скалистую основу. Вы эти штучки бросьте!»

            Верно. Но бывает песок иного рода. Тот, о котором Христос сказал: «Не на камне строите дом свой». Не на истине то есть.
Что такое истина в науке? Это такое знание, в котором доля незнания минимальна. Да, весь современный мир – крупные здания, мосты, ТВ-башни и т.п. – имеют свой теоретический фундамент. Называется он строительной механикой, мучительным – в студенческом фольклоре – сопроматом (сокращённое название учебного курса «Сопротивление материалов»). Отцом сопромата в западных странах является С. П. Тимошенко, профессор из России, эмигрировавший в США после переворота 1917 года. В СССР лидером этой науки был В. З. Власов, академик, лауреат Сталинских премий.

            Конечно, небоскрёбы стоят, не падают. И Бруклинский мост много лет исправно служит стартовой площадкой для самоубийц, а сам падать не собирается. Старая строительная теория в общем-то работает. Появляются новые материалы, меняются архитектурные идеи, облик сооружений, но остаётся прежней их теоретическая основа – строительная механика.

            Остаётся прежней? Учёный из Таганрога Александр Лещенко поверг в шок всю старую строительную науку, показав, что всё, что мы нагородили в ХХ веке, стоит на песке. То есть на камне-то на камне, да слеплен этот камень из того же песка – неточного знания – с помощью бустилата. Именно клеем можно считать в расчётах строительных конструкций те так называемые коэффициенты запаса прочности, применение которых является правилом «Правил» – «Строительных норм и правил» (СНиП), без которых не обходится сегодня ни одно сколь-нибудь серьёзное инженерно-строительное сооружение. Фактически же эти коэффициенты покрывают ту недостаточность знания, которая в эротизированном студенческом фольклоре о сопромате откликнулось такими смешными законами, как «Всякое сопротивление временно» и «Где тонко, там и рвётся», и которая свойственна действующей строительной науке. Неточность строительной науки коэффициенты покрывают с таким запасом, что в результате конструкции хоть и стоят, да ведь стоят-то пе-ре-о-тя-же-лён-ны-ми (вы почувствовали физическую громоздкость этого эпитета?). И, кстати, не очень-то уверенно стоят. В той же Америке за последние полвека рухнул 251 мост.

            Краеугольный камень учёного-строителя А. Лещенко – это камень истины. Истинное знание того, что происходит в элементах строительных конструкций, физика этих явлений – вот основа его новой теории. Она отличается от прежней СИСТЕМНЫМ ПОДХОДОМ, и создан этот подход тремя фундаментальными открытиями Лещенко. Звучат они так: явление разделения крутильных деформаций; специфический закон аналогии в устойчивости и колебаниях; принцип парности силовых факторов.
Как всякое новое знание, концепция Лещенко встречает бешеное сопротивление адептов старой научной школы. Но вспомним: «всякое сопротивление временно». В 7-часовой защите своей докторской диссертации А. Лещенко поверг всех своих оппонентов. Его доводы неопровержимы, потому что они истинны. Они проверены сотнями экспериментов. И Лещенко уже доверяют практики. Недавно он скорректировал старые расчёты Бережковского моста в Москве, и при реконструкции этого сооружения поправки были учтены. Сидней пригласил Лещенко быть главным консультантом по комплексу спортивных сооружений, строящихся в этом городе.

            Лещенко строит и сам. Он – генеральный директор фирмы «Наука». И он же возглавляет строительный колледж, в котором обучает молодёжь новой строительной теории.

            «Бруклин – дурак, твердокаменный чёрт. Памятник эры – аэропорт», – сказал поэт, сравнивая сооружения двух эпох. Да, одним из памятников ушедшего ХХ века останется этот воспетый аэропорт имени Джона Кеннеди. Но именно памятником. Потому что в пришедшей на смену эпохе – III тысячелетии – люди построят новые удивительные сооружения. Сооружения, в основе которых будет строительная наука русского учёного Александра Петровича Лещенко.