Горит цветочек аленькой

Ольга Корзова
Ж-л "Двина", №4, 2011 г.

Впервые на родине писателя я побывала в феврале 2010 года в составе научной конференции «Фёдор Абрамов в XXI веке», поэтому Веркола мне  запомнилась суровой, метельной, снежной. Даже спустя месяцы,  закрыв глаза, я видела высокие сосны, стеной поднимавшиеся  по склону закованной в лёд Пинеги, величественный Артемиево-Веркольский монастырь, возвышавшийся среди снежного пространства, и мне казалось, что родина Фёдора Абрамова может быть только такой: строгой, сдержанной, немногословной…

Но этим летом я увидела Верколу иной. На станции в Карпогорах меня и поэтессу Татьяну Полежаеву по договорённости встретил "Фольксваген". Хозяин его, Василий, отвёз нас в Верколу, где гостей уже ожидал деревенский дом. Жена водителя, Надежда, у которой мы остановились, отворила  двери дома, и мы ахнули. Весь дом был наполнен светом: блестели хорошо вымытые крашеные полы, светились окна, сияла чистотой печь.

Душа сразу же наполнилась ясной радостью. Тишина, прохлада, уют. Русское гостеприимство. Всё это после шестичасовой поездки из Архангельска на поезде, духоты и пыльной дороги на Верколу...
 
…Приятно, выпав из привычной суеты будней, рано утром выйти босиком на   деревенскую улицу, почувствовать лёгкий утренний ветерок, пробегающий даже в самую сильную жару, ощутить под ногами мокрую от росы траву, умыться холодной водой из рукомойника. Радостно сознавать, что никуда не надо торопиться, потому что здесь главное не пройдёт мимо тебя, а может быть, это ты не сможешь не заметить его, не прикоснуться к нему…

Поутру мы с Татьяной отправились к музею Ф.Абрамова. В этот день должна была состояться экскурсия по д.Веркола. Пришли слишком рано, зато успели заглянуть в музей, которому предстояло в эти дни открыться после ремонта.

Удалось застать за работой и северодвинских художников Садомовского Геннадия Петровича и Коршунова Сергея Ивановича, давших некогда слово, что они создадут новую экспозицию в музее. Работы, как нам показалось, оставался непочатый край. Однако нам пообещали, что всё будет закончено к завтрашнему дню...
 
Дожидаясь, когда освободится директор музея Александра Фёдоровна Абрамова (однофамилица писателя), мы отошли в тень деревьев, растущих рядом. Там уже собрались ожидающие экскурсии студенты из Петербурга, приехавшие в Верколу в составе диалектологической экспедиции.

Удивительно милые ребята. Чистые светлые лица, умные глаза. Кто там говорит плохо о наших молодых?..

В тот же день мы встретились и с нашей архангельской молодёжью – учениками 51-й школы, приехавшими вместе с Татьяной Александровной Лариной, директором школы – удивительным энтузиастом. Каждый год она приезжает сюда с детьми. Многие из них до поездки сюда ни разу не видели русской деревни, не жили так просто. А, увидев, возвращаются сюда вновь и вновь, начиная понимать, что в жизни есть главные вещи, о которых говорят книги Ф.Абрамова. То, что они увидели впервые именно здесь…

Вместе с  Александрой Фёдоровной  мы отправились знакомиться с Верколой. Эта деревня изображена Фёдором Александровичем в романе "Братья и сёстры". Только называется там она Пекашино. Нам рассказали, что туристы иногда безуспешно пытаются найти на карте Пинежского района Архангельской области именно Пекашино. И не находят.
Мы прошли по улице,  которой ходил Фёдор Абрамов, остановились у дома с деревянным конём. Одним из тех самых...

Рассматривая дома веркольцев  (родной дом писателя не сохранился), разговаривая с людьми, помнящими Ф.Абрамова,  подошли к его могиле. Находится она на высоком угоре, рядом с небольшим домиком писателя, построенным за несколько лет до его смерти. Сюда он приезжал на лето все последние годы жизни вместе с женой.

Отсюда видна пойма реки Пинеги, раньше здесь ставили гораздо больше стогов, чем ныне. Из 900 коров, составлявших раньше колхозное стадо,  осталось только шесть...
Что бы сказал писатель, как бы оценил перемены, произошедшие в русской деревне в последние двадцать лет?..

В доме Фёдора Абрамова нам посчастливилось побывать на другой день. Подойдя к нему чуть пораньше, чем должна была начаться лития на могиле писателя, увидели, что в доме, накануне пустом, сидит женщина.

Мы постучали,  вошли и   познакомились с племянницей писателя, Галиной Михайловной Абрамовой, дочерью Михаила, старшего брата, заменившего младшим отца. Галина Михайловна приехала из Петербурга. Уже три года она приезжает одна, потому что Людмила Владимировна, жена писателя, с которой они раньше приезжали вместе, уже не в силах ездить так далеко...
 
Именно трудами Людмилы Владимировны Абрамовой  началось возрождение Артемиево-Веркольского мужского монастыря.

Монастырь находится на другой стороне Пинеги, напротив деревни Верколы. Сейчас в нём живут восемь монахов, сюда приезжают паломники, приходят туристы.

Выйдя из дома Абрамовых на улицу, где уже собрались на литию все, кто хотел помянуть писателя, мы познакомились и с Людмилой Николаевной Разумовской, известным драматургом, автором нашумевшей пьесы "Дорогая Елена Сергеевна".

Она приехала в Верколу из Санкт-Петербурга, в дороге простудилась, но стойко выдержала все мероприятия. Не только побывала на литии, но и на открытии новой экспозиции, и на вечере встречи друзей музея.

Кроме того, в этот же день состоялась беседа с ней, где она рассказала о своей новой книге "Русский остаток".

Лития на могиле писателя традиционно была завершена освящением монастырского хлеба, который могли попробовать все пришедшие.

После литии по центральной улице двинулись к музею под пение веркольского хора.
И вот так, с песнями, и подошли к музею, а там уже готовятся красную ленточку перерезать,  ведь музей-то открывается после серьёзного ремонта.
Ленточку перерезали Абрамовы: директор музея Александра Фёдоровна и племянница писателя Галина Михайловна.

Входим в музей,  осматриваемся, крутим головами. Да, всё по-новому, светло, современно. Музея не узнать. Пинежские пейзажи по верху стен, тематически скомпонованные стенды.
Уголок тётушки Ириньи с иконами из квартиры Фёдора Александровича. Иконы самой тётушки, к сожалению, сохранились лишь на снимках.

На боковой стене раскинута огромная скатерть, вышитая стихами Вадима Беднова, посвящёнными Ф.Абрамову и пинежскому краю. Она создана руками Дундиной Г.К. и её дочери Кати.

В одном из залов над головами посетителей кружатся  птицы счастья. Их надо увидеть своими глазами...
 
Центральная стена представляет собой афишу спектакля «Братья и сёстры».
Вывешено и генеалогическое древо рода Абрамовых, начинающееся с имени Иван, как и положено в русских семьях.

В музее многолюдно, душно: июль на дворе. Не помешали бы кондиционеры. Но об этом пока приходится лишь мечтать...

Не выдержав духоты, Выбираемся на улицу, идём гулять по Верколе. В одном из домов на окне виднеется "цветочек аленький". Любил такие цветы Ф.Абрамов, о том рассказала нам Александра Фёдоровна ещё во время экскурсии по Верколе. Сразу вспоминаются стихи Н.Рубцова. Звучат в ушах и строки народной песни:
«Ещё все цветы алЫе,
Один всех алее…»

С удовольствием фотографирую дом. Сколько таких огромных домов в Верколе. И ведь многие из них ремонтируются, перестраиваются,  приводятся в порядок. Может, всё-таки выживет деревня? Школу здесь власти пока не закрыли, хоть и собирались...

Хозяин дома, заприметив нас,  вышел поговорить, узнать, кто мы есть. Разъясняет, что жилого места в старинных  домах было немного: пять на пять. Остальная (бОльшая часть дома была предназначена для скота). И вновь вспомнилось, сколько коров осталось в Верколе...

Уходя, с невольной грустью оборачиваюсь. И снова вижу "цветочек аленькой"...