Фарид Баязитов. Звезда над Марьевкой

Василий Дмитриевич Фёдоров
ЗВЕЗДА НАД МАРЬЕВКОЙ.


 
На горьком аромате трав

Настоян был горячий воздух.

Как прежде, голову задрав,

Гляжу на марьевские звёзды...

             Василий Фёдоров

 

            ОДНАЖДЫ был у меня день, когда клавиатура компьютера не смогла  притянуть к письменному столу. Я нашёл для себя довольно хитрый приём:  бросился в поиски фотографии более тридцатипятилетней давности. Чтобы как-то растянуть время, стал перебирать старые записи, листать толстые тетради, в которых были страницы, помеченные началом 70-80-х годов. Перечтя некоторые из них, напрягал  память, старался хоть как-то воскресить день или событие.

           Поиски фотографии продолжались бы очень долго, если бы на помощь не пришёл один мой очень старый домашний фотоальбом. Вот там-то я и обнаружил чёрно-белый снимок довольно большого формата. 

         На обороте было отмечено: 8 июля 1972 года.

         Внимательно всматриваюсь в лица, ловлю знакомые улыбки близких мне людей и перед моими глазами как-то зримо и отчетливо всплывает тот далёкий июльский день. В памяти вспыхнул  час, когда знакомые и друзья собрались на встречу с известным советским поэтом Василием Фёдоровым. Так оказалось, что поэт и автор этих строк -  уроженцы тех мест на севере Кузбасса, а село Марьевка - это малая родина поэта. В тот день я, дежурный по номеру, не смог поехать на встречу, заведующая отделом и редактор были строги и мне почему-то было неловко выпросить у них эту поездку. Но я сделал следующее: из «Литературной газеты» аккуратно вырезал напечатанный снимок поэта со стихотворной подборкой и отдал заведующей районной библиотекой, с которой  был очень дружен.

         На следующий день мои друзья с упоением рассказывали о встрече с поэтом, а Светлана Александровна Сурнакова протянула мне тот самый листок. На нём поэт чётко надписал: «Фариду - на добрую память. Вас. Фёдоров». Признаюсь вам, я не собиратель автографов знаменитостей, но почему-то надписанный известным поэтом обыкновенный лист, мне был дорог. К сожалению, ветер странствий, дальнейшие жизненные пути-дороги не сберегли эту реликвию.

         С той поры минуло много, ох, как много лет. Я оставил родные сердцу места, жизнь юного газетчика закрутилась и, пройдя  отличную школу, в которой нас обучали опытные коллеги, сдал экзамен на зрелость, с годами она превратила робкого юношу в профессионального журналиста. Среди множества встреч за три с лишним десятилетия в памяти остались дни, когда мой первый редактор, высоко ценивший поэзию, восторгался стихами Василия Фёдорова, его поэмами «Марьевская летопись», «Седьмое небо» и «Проданная Венера». Помню, как всем сердцем вслушивался я в мелодику и ритмику строк, которые читал мой  редактор - Петр Георгиевич Яковлев,  пестовавший нас, тогда юных и неопытных.  Это он привил нам  нескончаемую любовь к настоящей поэзии, великому русскому слову...

         Жизнь потом преподнесла множество сюрпризов, поначалу были неудачи и немного побед, которые по молодости стойко переносились. Она   одарила моих ровесников и друзей зрелостью, а старших коллег озарила старостью.

         Память -  штука удивительная. Она беспощадно стирает то, что не нужно, а в затаённых уголках хранит лишь особые дни и даты, чтобы время от времени мы могли к ним вернуться.

         И тогда щемящее чувство и ностальгия охватывают наше сердце, лишь стоит произнести дорогое имя.

         Безусловно, исконно сибирский поэт Василий Фёдоров -  это немеркнущая звезда на поэтическом Олимпе, гордость отечественной литературы и, конечно, сибиряков.

         В четвёртом томе собрания сочинений в очерке «О себе и близких» поэт подробно рассказывает о корнях и истоках: «...Но вернусь к деду Фёдору. В Марьевку он привёз три чуда тогдашней цивилизации, дотоле неизвестных её жителям: железную печку, самовар и керосиновую лампу со стеклянным пузырём. В доме собрался народ и удивлялся, что печка согрела избу за десять минут, самовар вскипел сам, а лампа осветила все тёмные углы. Это сразу же принесло ему уважение мужиков, которое он всю жизнь потом старался поддерживать не только справностью хозяйства, но и своим видом...».

        Далее поэт повествует: «...Родился я в 1918 году не то 23 февраля, не то 7 марта. При получении паспорта на мой запрос мне выслали метрику с мартовской датой, а несколько лет назад - с февральской. Дело в том, что календарная поправка была внесена в год моего рождения, когда в Сибири орудовали Колчак и Гайда, которые советских установлений, разумеется, не признавали. Одним словом, впредь до выяснения имею два праздника и промежуток между ними».

 
        И вот родители будущего мастера поэтического слова переезжают в деревню. «...Поздней было странно слышать разговоры о городе. Я даже не представлял, что можно было жить где-то, кроме Марьевки».

         За плечами Новосибирский авиационный техникум, работа на заводе, занятия в аэроклубе. Полагаю, что эта основная его профессия, связанная с небом, наложила определённый отпечаток на все творчество поэта. Символы  «небо», «облака» и концепт «звезда» доминируют в  стихах, а названия, яркие поэтические метафоры,  говорят сами за себя – «Марьевские звёзды», «Земля и Вега», «Звезда на небе», «Звёздная память», «Звезда», «Звезда на небе, как цветок», «Всё небо в ярком звёздном свете», «В пустынном небе журавлиный крик», «В небесах монотонные песни разлук»... И, конечно, природа отчего края с упоминанием дорогой Марьевки является основной в творчестве – «Когда ты в Марьевке живешь», «Марьевская летопись», «На радость мне, до Марьевки дошла...».

            «...Помню, в новосибирской квартире старшей сестры, где мы долго жили, был закуток, нечто вроде ванной, где ванны, однако, не было, а стояла деревянная бочка. В ней хранился мой литературный архив. Ко времени отъезда в Литературный институт имени Горького она была полной. Однажды, по приезде домой, мама подвела меня к этой бочке.

 
            - Тут у тебя какие-то бумаги. Может, что не нужно, так отбери на растопку.

            Бочка была большая. Запустил в неё руку, взял первое попавшееся. Посмотрел, ощутил какое-то смущение. Разбираться в хаосе бумаг не захотелось. Видимо, сказалось и высокомерие столичного студента к тому, что делал раньше. Сказал:

     -  Да бери все, только вот, где будут короткие строчки, - это стихи, ты их оставляй.

  Мама даже обиделась:

          -  Ну, разве я не понимаю. Где стихи, я вижу...».

         Спустя годы, окончив Литературный институт им. Горького, став известным поэтом, Василий Федоров  обосновался в Москве, чтобы быть ближе к собратьям по перу и столичным издательствам. Но поэт частенько наведывался в дорогие сердцу места, родную Марьевку: «...Она и поныне стоит на высоком берегу древнего русла. Под нею озеро, окаймлённое зарослями черемухи и калины, за озером -  заливные луга, устланные цветами, за лугами - быстрая пескарёвая река с белесой гладью, с береговыми скулами выгибов, за рекой - зелёный лес с тёмными пиками елей и далёкий туман. Но в нём ещё нет конца. В солнечный день за ним далёким-далёким амфитеатром поднимаются новые поля и перелески. Осенью, когда созревают хлеба, на закате они особенно красивы. На всём уже лежит тень, а этот приподнятый окоём на десятки верст полукруга всё ещё светится и отливает золотом. Когда всё это однажды одним махом открылось моему взору, я онемел от изумления и полюбил на всю жизнь...».

         Мне кажется, что именно Марьевка поила его сердце, словно родниковой водой, которой он всё же не мог утолить нескончаемую жажду поэзии...

Когда ты в Марьевке живёшь,
Обхаживая грядки,
Мне кажется, что мир хорош
И в мире всё в порядке.
Когда гора горит в заре,
А грудь рассветом дышит -
На той Назаркиной горе
Мы к правде чуть поближе.
Здесь тишина средь лопухов
И запаха капусты
Высоким криком петухов
Приправлена так вкусно.
Когда же солнце на закат,
Вздыхая аппетитно,
Пылит молочный комбинат -
Рогатый и копытный.
И рад я, что тебя привёз
К земле первично-личной:
Первичных дел, первичных слёз
И радостей первичных.

 
      Поэма Вас. Фёдорова "Проданная Венера" посвящена нашему недалекому прошлому и построена как будто на более или менее частном факте и частном конфликте, но тоже, по существу, является открытым и большим разговором о  нашем времени. В образе простой советской девушки, отдавшей лучшие свои годы, свою молодость и красоту Родине в годы тяжких испытаний поры Отечественной войны, в самой драматической судьбе этой девушки воплощаются красота и величие подвига нашего народа, перенесшего неимоверные трудности и лишения ради утверждения высшей правды наших идеалов. Образ Наташи Граевой реалистически конкретен, исторически точен, а вместе с тем символичен и своим содержанием целиком обращен к нашему современнику.

Кровь пролилась,
А не чернила
В сражениях за красоту.

      Это горькое и мужественное обращение поэта к современнику и будущим поколениям выражает основной пафос поэмы. Поэма проникнута призывом к людям научиться беречь красоту, бороться за нее:

За боль,
За раннюю сутулость
Спеши сторицею воздать.
Найди же, чем не стала юность
И чем она могла бы стать!

     КАЖДЫЙ раз, когда перечитываю строки, написанные поэтом, не перестаю восхищаться и непременно диву даюсь: как много оставил он и в поэзии, и в публицистике. Тот же четвёртый том, отмеченный мною вначале, целиком посвящён прозе и состоит из восьми глав: «Уроки поэзии», «Вехи русской поэзии», «Поиск прекрасного», «Мои современники», «Комментарии на полях», «Поэзия прозы», «Еще о себе». Василий Дмитриевич, конечно, не составлял пятитомник сам,(это ошибка, имеется рукописный черновик оглавления - А.К.) а это с любовью и бережно сделала его жена, близкий друг и соратник, известная писательница Лариса Фёдорова. Безусловно, талантливо просто мог писать только истинный поэт, мастер слова. Так вот: в заключительной главе четвёртого тома Василий Фёдоров отвечает на вопросы своих многочисленных читателей, которые обожали его творчество и, думаю, после его смерти продолжают читать и перечитывать  строки, в которых пылают огонь и жар фёдоровской души и сердца.

      Например, в «Комментариях на полях» Василий Дмитриевич Фёдоров рассказывает о Леониде Мартынове и Николае Ушакове, Владимире Туркине и Александре Яшине, Николае Рыленкове и Евгении Винокурове, Ольге Фокиной и Игоре Кобзеве. Для каждого собрата по перу, поэтическому цеху Василий Фёдоров нашёл светлые интонации, особый тон письма, через каждого из них он показал время, в котором они жили, учились, любили и творили во благо российской поэзии и словесности.

      Конечно, не обходилось и без справедливой критики в адрес писателей. Например, на пленуме Союза писателей СССР, проходившем 26-28 марта 1963 года, «Вас. Федоров ругал два рассказа В.Войновича, «в которых наша действительность, героическая по своей сущности, преподносится в опошленном виде» [В.Лакшин. «Новый мир» во времена Хрущева. М., изд-во «Книжная палата», 1991. С. 115].

      Вот что пишет о Василии Фёдорове  Валентин Сорокин, сопредседатель правления Союза писателей России:

    «Сибирь - крепкий, суровый и красивый край. И присылает она в Москву поэтов, равных себе... Василий Фёдоров был поэтом страстным. Он сумел охватить взором и сердцем нашу историю, разобраться в ней и сказать о своем честном поколении, о своем ветровом времени.
    Голос лирических стихов поэта то нежный, то горький, то неодолимо гневный, но всегда - мудрый, высокий, зовущий к свету истины, к человеческой пламенной совести... Герои поэм Василия Фёдорова - бунтари-правдолюбцы или искатели оздоровительных житейских глубин, тех звездных просторов, где распрямляется воля, утверждается характер, твердо выбирается призвание...
Женщин он, как умный и вдохновенный мастер, наделял чертами не только любимой, но и притягательной заботливостью матери. Мужчин он видел смелыми, знающими цену труду, понимающими ответственность перед собою и перед отеческой землей.
    Я не могу представить Василия Федорова просто: он - в огне, в движениях облаков, в свисте и грохоте серебряных машин. Он всегда будет созвучен эпохе - как музыкант, как скульптор, как мудрец... Я встретил его - молодого и храброго, а проводил в последний путь - седого и усталого от работы. А работа им сделана и оставлена потомкам большая. Сразу, сегодня, нам и не определить ее удельного веса…»

       ПРОШЛО столько десятилетий с той поры, когда на родной земле поэт организовал встречу с библиотечными работниками района. На том самом чёрно-белом снимке я узнаю Светлану Александровну Сурнакову, Валю Гимаеву, заведующего отделом культуры Владимира Мотова. В первом ряду - Василий Фёдоров с женой Ларисой, на их лицах улыбки и радость встречи. Поэт приобнял маленькую девочку, видимо, дочку одной из работниц. Снимок сделан, вероятно, возле дачи, под ногами разнотравье, все по-летнему легки и нарядны. Друзья мне рассказывали, как он трепетно относился к  профессии сельского библиотекаря, потому что эти люди, действительно, сердцем служат Книге и их создателям - поэтам и писателям. Если бы мне посчастливилось побывать на той встрече, обязательно спросил бы, как ему пишется и как быстро создаются поэтические шедевры. К радости, в книге Василия Федорова я нашёл ответ на мой незаданный вопрос. «Книга «Третьи петухи» была написана быстро, менее чем за полгода, что для меня случай - редкий... «Седьмое небо», наоборот, писалась около девяти лет»...

       Далее поэт отмечает: «...Крупные произведения с одним общим сюжетом, как правило, бывают плохо организованы, их сюжетные линии, если они есть, чаще всего затухают и теряются уже где-то в середине. Такие поэмы похожи на длинную кишку, нашпигованную строчками, между которыми часто нет внутренней связи. Поэтому я писал каждую главу по законам своих небольших поэм, связанных между собой не только судьбой главного героя Василия Горина, но и логикой развития самого материала... Начатая в романтическом духе, что соответствовало  состоянию героя - студента, учлета аэроклуба, влюблённого в Марьяну, в новых, заводских, условиях поэма должна была всё больше вбирать в себя реалистические черты...».

       Василию Фёдорову свойственно возвышение простого человека-труженика как носителя высшей правды. Поэт склонен к монументальным обобщениям в раскрытии душевной красоты своего героя через факты его обыденной жизни. Но в его лирике социально-нравственная проблематика решается на более широком жизненном материале. Он постоянно как бы сопрягает труд физический и интеллектуальный - кузнеца и скульптора, великого композитора и рядового строителя, поэта и мастерового («Мастер», «Его величество», «Руки Шопена», «Трудовая книжка» и др.). Его стихам менее свойственны повествовательность, событийность, в них преобладают романтические принципы обобщения. Поэтому его излюбленные образы Красоты и Подвига нередко приобретают черты символические. Стремясь постичь сложную диалектическую связь добра и зла, любви и ненависти, строгости и доброты, суровости и милосердия, Василий Фёдоров постоянно соизмеряет эти понятия с жизненной философией и историческим опытом человека-труженика, сознающего свою миссию... Ярко выраженный национальный характер героя произведений поэта, очень современный образ его мыслей, чувств и переживаний, серьезность жизненных вопросов, которыми он взволнован, - всё это делает творчество Ваилия Фёдорова весьма значительным явлением послевоенной русской поэзии.

(История русской советской литературы. т.2)
 
         
         НЕКОТОРОЕ время назад у меня в руках оказался 5-й номер тюменского историко-публицистического и литературно-художественного альманаха «ЛУКИЧ» (отчество главного редактора и издателя Ю.Л.Мандрики  (прим. Ф.Б.) пятилетней давности.

         Известный тюменский поэт и прозаик Александр Рахвалов в отрывке из романа «Бездари» рассказывает о встрече с Василием Дмитриевичем Фёдоровым, когда молодой Саша Рахвалов вместе с сокурсником Иваном по Литературному институту им. М.Горького творили незабываемые встречи с известными художниками слова - поэтами и писателями в разгар своих экзаменационных сессий.

         Так вот, в московском Доме книги проходил вечер памяти российского поэта Василия Фёдорова.  Кто-то вспомнил фразу, ставшую фёдоровским афоризмом:
«Писатель, его успех – это на две трети жена».

         Александр Рахвалов пишет: «После того вечера Иван подошёл к Ларисе Фёдоровой.

        -  Почему на две трети жена? – спросил он писательницу. – Разве иначе не может быть?

         Она рассмеялась.

        - Иначе может, но в молодости, в самом начале творческого пути, пока поэт не надорвётся, как грузчик. После этого его хоть с ложечки корми – ребёнок ребёнком. Куда и подевалась, думаешь, былая удаль… Вот такие дела, мой чалдончик.

         Лариса Фёдорова знала, что говорила. На её глазах прошла вся жизнь Василия Дмитриевича. Они вместе учились в Литературном институте, сидели за одной партой и прожили долгую совместную жизнь. Она знала все его слабости и достоинства.

        - Отрезают у нас на даче, - любила вспоминать она, - целую сажень от участка. Надо бы осадить соседей, пристыдить их, что ли. Но кто осадит и пристыдит? Вася? Это мой-то Вася! – хохочет она. – Да он же и тихоня, каких свет не знает… Пришлось самой защищать нашу собственность.

        Как-то за чаем она поведала молодым совсем уж неправдоподобную историю из жизни большого поэта.

        - Осерчала я на него – тогда мы на даче жили, - рассказывала хозяйка. – Ну и говорю: «Всё, я больше не могу, оставайся тут один, а я еду в Москву». Сказала и отправилась укладывать чемодан. Собираюсь, значит, и вдруг слышу: какие-то странные звуки доносятся из комнаты Василия Дмитриевича. Что, думаю, такое? Вбегаю и глазам не верю. Ну и что вы думаете? На кровати сидит мой седой, величавый муж и рыдает навзрыд. Какие ж вы мужики для нас, жен? Дети малые. Оставь вас на сутки, и с голоду помрёте. Так что не ерепеньтесь.

         Напоследок она сказала Ивану, но не при всех, а как бы по секрету: «Я тебя об одном прошу: не пей. Как мать прошу, - чуть ли не умоляла она. – Василий бы Дмитриевич гораздо дольше прожил, если бы не пил. Сколько российских поэтов погибло до срока из-за этой проклятой водки… Запомни мои слова».

         И, прежде чем вытолкнуть за двери, сунула ему в руки четвертную. «Будет голодно, приходи».

         Василий Фёдоров был исконно русским поэтом и сам, казалось, походил на Россию. Легко ли ему было петь с кляпом во рту…».

        А я вспоминаю Марьевку, в которой мне удалось всё-таки разок побывать. Стояла весна и мы с журналисткой Ниной Крутовой после сбора материала в очередной номер выбрали полчаса, чтобы посмотреть дачу поэта, полюбоваться синими далями, постоять на той самой Назаркиной горе, которую не раз упоминает в своих стихах Василий Дмитриевич Фёдоров. Действительно, места там красивые, поэтому, наверное, они так завораживали и вдохновляли поэта, а он с упоением впитывал этот пьянящий аромат во все времена года, когда приходилось ему там бывать.

       МАРЬЕВКА - старинное село в Яйском районе на севере Кузбасса, со своим тогда преуспевающим совхозом «Марьевский», душевными, искренними и словоохотливыми людьми. Мне запомнились добротные дома марьевцев, в которых тогда ладно  и размеренно проистекала деревенская жизнь. А уж приезд поэта-земляка для каждого из них был праздником души, как говорят, «именинами сердца». Селяне гордились своим знаменитым поэтом, а Василий Фёдоров щедро делился впечатлениями о поездках и встречах, рассказывал им о  жизни в Москве. Видимо, в тоске по малой родине, живя в столице, рождены им эти строки:
На родине моей

Повыпали снега,
Бушует ветер в рощах голых.
На родине моей,
Должно, шумит пурга
И печи топятся в притихших селах...

      Спустя много лет, по тюменскому  областному радио я услышал голос писательницы Ларисы Фёдоровой. Супруга поэта рассказывала о себе, о Василии Фёдорове, лауреате Государственных премий, присужденных   за поэмы «Седьмое небо» и «Проданная Венера», о том, что вот уже столько лет поэта нет рядом с нами. И я тогда почувствовал, что вся современная русская поэзия осиротела без Василия Дмитриевича Фёдорова, ведь он был поистине камертоном, аккорды  его поэтического голоса были сильны и многозвучны.

      В иные часы мне воочию видится маленькое сибирское село Марьевка, что затерялось на севере Кузбасса, представляю закат над созревающими хлебами, вижу гулкое ночное небо, на котором сияют  звёзды  и среди них есть одна-единственная - марьевская звезда выдающегося российского поэта Василия Фёдорова.


Фарид Баязитов. г. Тюмень      *Огни Кузбасса*, №4. 2010