ВИДЕНИЕ: КРЫЛАТЫЙ ЗМЕЙ
Рассказ в Рифмах
—1—
Во сне привиделась змея —
Природа перстная моя…
И сущность тайная моя
В тщете земного бытия!
Был так ужасен вид её,
Что сердце дрогнуло моё.
Но мне п о ч т и не угрожала
Змея (хоть, обнажала жало) —
Холодной ярости полна,
Меня не тронула она.
Тянулась от земли Змея!
“Змея” здесь значило « С-ней-“Я” »… 1*
И подразумевало ясно:
“В ней — эго яд, с ней — эго язва”!
Но, что, ведь, странно и “не встык” —
Раздвоен хвост был, не язык:
Она вставала во весь рост,
На свой же опираясь хвост! 2*
Её был страшен пасти створ…
Самой себе н а п е р е к о р,
Стремясь достигнуть высоты,
Она вставала “на дыбы”.
Её был беспощаден взор.
И вился по спине узор
Нечёткий, будто… Был он прост.
Но… как МЕЖ-УРОВНЕВЫЙ МОСТ
(Хоть, оставался пыли след) —
ЕЁ СПИНА!.. спинной хребет!
Весь вид её был — как уас, 3*
Богов магическая трость
Египта. Раскалённый “гвоздь” —
Её сокрытый третий глаз…
Пронзал и видел всё насквозь.
Опору утвердив в пыли,
Змея тянулась от земли —
Стремилась ввысь сквозь пыль и прах…
И, вот, тогда… нездешний страх
В холодный пот меня облёк:
Своей природы… “п о п е р ё к”! —
На-пере-кор… самой себе —
У п о р н о стоя на хвосте
(Ей хвост служил как тот упор),
Направив неподвижный взор
Гор`е… (где правит Сокол-Гор) 4*
В удел она стремилась тот,
Где властвует мудреший Тот… 5*
Дрожа от напряженья так,
Что выпрямлялся весь костяк!
И распрямившись… как стрела,
Вверх взмыла — “крылья” обрела
В единый миг: раскрылся в ней
Кецалькоатль — Пернатый Змей! 6*
Сквозь тело пробежала дрожь —
Я зачарована… И, что ж,
Само собою, в этот миг
В мозгу навязчиво возник —
“Что ЭТО?” — каверзный вопрос.
Ответ пришёл: “Се, `Антро-
-пос!” 7*
—2—
Теперь подробнее рассказ.
Здесь поясню (в который раз!):
Был позвоночник — словно мост,
И мозгом Ящерицы мозг
Змеи у-прямой этой стал:
Энергетический кристалл
Интуитивного Ума!
(Змея, напомню — я сама).
“Змея” вполне смогла р а з-в и т ь 8*
Игривость ящерки живой
В себе — р а с с у д о ч н у ю “прыть”
(Чтоб штурм начался мозговой)!
Сумела лапки отрастить —
Плести логическую нить!
Хоть позвоночник ещё тощ,
Явилась рассужденья мощь
И — д в о й с т в е н н о с т ь рассудка… С ней
Стал так устойчив хитрый “змей”!
Так, вот, зачем раздвоен “хвост”:
Опора — двойственность ума!
Ответ был, в сущности, так прост.
Как раньше я не поняла…
Хитёр мой первобытный змей,
Но мудрость Ящера важней… 9*
Затем уже, рептильный мозг
Корой — в извилинах — оброс…
(Не зря вставали в полный рост
Рожном энергии мои —
В чудн`ом обличии змеи)!
А дальше — больше… боже мой:
Когда оброс мой мозг корой,
Был Ящер Светом о с в я щ ё н —
В Дракона ящер превращён!
И, обуздав умом свой пыл,
Под Небеса стрелою взмыл...
Змей-Ящер взвился в облака,
Чтобы теперь наверняка
Премудрость В ы с ш у ю найти.
Но Это только впереди…
—3—
Осталось мне ещё сказать,
О чём не стану горевать:
Стихии родственной Орёл
В моей природе не обрёл…
Ни благородный Вол, ни Лев
Ни логово себе, ни хлев
Не обрели. — Внутри меня 10*
Сидит “свирепая змея”!
Зато, похоже, вместе с ней —
Священный в сердце Скарабей! 11*
И блеск Дракона — интеллект—
Не чужд и мне: я человек!
Драконью ж истинную стать
Мне предстоит ещё стяжать —
Вне мысли Изначальный Ум…
В П о т о к е быть… О с о з н а в а т ь 12*
Без мыслей двойственных и дум!
Но… это только впереди —
Дракон летит, а мне — идти!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1* По принципу вербальных ассоциаций.
2* По-видимому, р а з-в и в ш а я с я, т.е.
распрямившая позвоночник, змея явилась символом
(эволюционного и/или духовного) р а з в и т и я.
(Как точен русский язык в своём проникновении в глубинную
суть вещей!). Змей, опирающийся на раздвоенный хвост —
вероятно, символ перехода от интуитивной “первобытной
мудрости” к концептуальному мышлению, которое предполагает
двойственность восприятия (субъект-объектную дихотомию),
и о п и р а е т с я на принцип б и н а р н ы х оппозиций
логики.
3* `Уас — раздвоенный снизу посох-жезл древне-египетских
богов, имеющий навершием стилизованную голову животного.
Символ власти, могущества, утверждения. Также мог означать
потенцию-мощь, “Ось мира”.
Можно предположить, что библейский змей на древе
(познания) — это, буквально, раз-вивающееся существо, и точно
такой же символ эволюционного развития, которое ознаменовано
отходом от первобытно-интуитивного ума с его целостностью.
Причём, древо (рост которого происходит за счёт разветвления,
т.е. по принципу бифуркации) означает принцип бинарных
оппозиций логического мышления.
Здесь также возможна ассоциация с кадуцеем. Кадуцей —
жезл Тота (Гермеса Трисмегиста), символ Посвящения.
Кадуцей, обвитый двумя змеями, опирающимися на хвосты,
и увенчанный парой крыльев, несёт смысл как эволюционного
развития (спираль ДНК), так и духовного (эволюция сознания
как таковая).
4* Гор (букв. “высота“)— древнеегипетский солнечный бог,
также бог света, владыка небес. Изображался с головой сокола.
5* Тот — древнеегипетский бог мудрости и знаний.
Изображался с головой ибиса.
6* Божество индейцев Мезоамерики (ацтеки, майя) в образе
летающего Оперённого Змея (Дракона), иногда с головой человека.
Бог Света, Покровитель знаний, символ Высшей Мудрости.
Как существо, соединяющее в себе мистические свойства/способности
пресмыкающегося и птицы, является владыкой стихий, олицетворяет
собой объединение противоположных начал (“верха” и “низа”) и
достижение Высшего Знания (Сверхмудрости).
7* `Антропос (др.-греч.) — человек. “Се, Человек!”
(Вот, человек) — цитата из Евангелия /Иоанн, 19. 5/.
8* Считаю нужным ещё раз подчеркнуть: Змея, раз-вивающая
свои кольца (т.е. свои потенции) — символ развития,
эволюционного преобразования, трансмутации первобытной животной
мудрости в человеческий разум.
9* Если Змея как таковая — это олицетворение первобытно-
интуитивной мудрости “земли” с её целостностью, т.е. мудрости
животного начала, связанной с вегетативной нервной системой;
то Ящер/ица в д а н н о й системе символов означает начало
раз-умности как таковой. Отметим, что мозг рептилии — тип мозга,
связанный с инстинктами и поведенческими моделями, является,
тем не менее, древнейшей стволовой частью головного мозга человека.
Наконец, взлетевший ящеро-змей (Дракон) — олицетворение
внеконцептуального (изначального) Ума, объединяющего все
“начала”, символ Высшей Мудрости.
Ср. «Совершенный подобен дракону, а мудрец — он морской гад,
не больше» /Из даосского трактата “Гуань Инь-цзы”/.
10* Символы евангелистов, заимствованные из древнейших
источников: в представлениях древних народов Месопотамии
(шумеров, ассирийцев), Шеду — дух-хранитель человека,
изображался в виде быка или льва с человеческой головой и
орлиными крыльями. Так обозначался метафизический
состав человека: бык — тело, плоть; лев — эмоции, психика;
лицо человека — разум (как собственно человеческое начало);
орёл — дух (т.е. сознание, предполагающее способность к
духовному взлёту).
В таком случае, схема «вол — лев — человек — орёл»
(т.е: «телесность – чувство – разум – дух» )— это чувственный способ
интерпретации духовного развития (`видение как бы изнутри
трёхмерного “пространства”).
Напротив, схема « Человек как: змея — ящер/ица — дракон »
(т.е: «первобытная “мудрость” — рассудок/интеллект —
высшая безначальная Мудрость» ) подразумевает сверхчувственный
способ интерпретации процесса развития, а именно, подход с точки
зрения эволюции с о б с т в е н н о с о з н а н и я с выходом
за пределы обыденного (концептуального) разума (Ибо дракон —
существо мистическое, обитающее вне сферы земного бытия).
11* Скарабей (Хепри) — аналог солнечного диска,
древнеегипетский символ бессмертия. Поэтому амулеты в виде
скарабеев возлагались на грудь мумии, в области сердца.
Скарабей также был символом пути философа к Мудрости.
12* Имеется в виду Поток Сознания как высшая форма бытия
и способ существования индивидуального сознания в Изначальной
Реальности.
1 декабря 2011.