Видение. Крылатый Змей

Ютен Ольга Свирида
ВИДЕНИЕ:   КРЫЛАТЫЙ ЗМЕЙ
           Рассказ в Рифмах

                —1—
Во сне привиделась змея —
Природа перстная моя…               
И сущность тайная моя
В тщете земного бытия!
               
Был так ужасен вид её,
Что сердце дрогнуло моё. 
               
Но мне  п о ч т и  не угрожала               
Змея (хоть, обнажала жало) —               
Холодной ярости полна,
Меня не тронула она.

Тянулась от земли Змея!
“Змея” здесь значило « С-ней-“Я” »…       1*
И подразумевало ясно:      
“В ней — эго яд,  с ней — эго язва”!
               
Но, что, ведь, странно и “не встык” —
Раздвоен хвост был, не язык:
Она вставала во весь рост,    
На свой же опираясь хвост!        2*

Её был страшен пасти створ…
Самой себе  н а п е р е к о р,
Стремясь достигнуть высоты,
Она вставала “на дыбы”.

Её был беспощаден взор.
И вился по спине узор   
Нечёткий, будто…   Был он прост.               
Но…  как МЕЖ-УРОВНЕВЫЙ МОСТ   
(Хоть, оставался пыли след) —
ЕЁ СПИНА!..  спинной хребет!

Весь вид её был — как уас,        3* 
Богов магическая трость
Египта. Раскалённый “гвоздь” —               
Её сокрытый третий глаз…
Пронзал и видел всё насквозь.               

Опору утвердив в пыли,               
Змея тянулась от земли —
Стремилась ввысь сквозь пыль и прах…   
И, вот, тогда…  нездешний страх               
В холодный пот меня облёк:         
Своей природы…  “п о п е р ё к”! —   
На-пере-кор…  самой себе —               
У п о р н о  стоя на хвосте
(Ей хвост служил как тот упор),
Направив неподвижный взор
Гор`е…  (где правит Сокол-Гор)       4*
В удел она стремилась тот,
Где властвует мудреший Тот…       5*
Дрожа от напряженья так,    
Что выпрямлялся весь костяк!

И распрямившись…  как стрела,
Вверх взмыла — “крылья” обрела
В единый миг: раскрылся в ней               
Кецалькоатль — Пернатый Змей!       6*

Сквозь тело пробежала дрожь —               
Я зачарована…  И, что ж,
Само собою, в этот миг
В мозгу навязчиво возник —
“Что ЭТО?” — каверзный вопрос.   
Ответ пришёл:  “Се, `Антро-
                -пос!”       7*

                —2—
Теперь подробнее рассказ.
Здесь поясню (в который раз!):
Был позвоночник — словно мост,               
И мозгом Ящерицы мозг
Змеи  у-прямой  этой стал:
Энергетический кристалл
Интуитивного Ума!
(Змея, напомню — я сама).

“Змея” вполне смогла  р а з-в и т ь       8*
Игривость ящерки живой
В себе — р а с с у д о ч н у ю  “прыть”               
(Чтоб штурм начался мозговой)!
Сумела лапки отрастить —
Плести логическую нить!               

Хоть позвоночник ещё тощ,               
Явилась рассужденья мощь               
И —  д в о й с т в е н н о с т ь  рассудка…  С ней
Стал так устойчив хитрый “змей”! 

Так, вот, зачем раздвоен “хвост”:
Опора — двойственность ума!
Ответ был, в сущности, так прост.
Как раньше я не поняла…

Хитёр мой первобытный змей,
Но мудрость Ящера важней…        9*

Затем уже, рептильный мозг
Корой — в извилинах — оброс…
(Не зря вставали в полный рост
Рожном энергии мои —
В чудн`ом обличии змеи)!               

А дальше — больше… боже мой:
Когда оброс мой мозг корой,
Был Ящер Светом  о с в я щ ё н —       
В Дракона ящер превращён!

И, обуздав умом свой пыл,
Под Небеса  стрелою взмыл...
Змей-Ящер взвился в облака,
Чтобы теперь наверняка               
Премудрость В ы с ш у ю  найти.               
Но Это только впереди…

                —3—               
Осталось мне ещё сказать,         
О чём не стану горевать:               

Стихии родственной Орёл               
В моей природе не обрёл…
Ни благородный Вол, ни Лев
Ни логово себе, ни хлев
Не обрели. — Внутри меня        10*
Сидит “свирепая змея”!
 
Зато, похоже, вместе с ней —
Священный в сердце Скарабей!       11*
И блеск Дракона — интеллект—
Не чужд и мне:  я человек!

Драконью ж истинную стать               
Мне предстоит ещё стяжать —               
Вне мысли Изначальный Ум…       
В  П о т о к е  быть…   О с о з н а в а т ь       12*
Без мыслей двойственных и дум!

Но… это только впереди —
Дракон летит, а мне — идти!      
     ~~~~~~~~~~~~~~~~~~   

     1*    По принципу вербальных ассоциаций.
     2*    По-видимому,  р а з-в и в ш а я с я,  т.е.
распрямившая позвоночник, змея явилась символом
(эволюционного и/или духовного)  р а з в и т и я. 
(Как точен русский язык в своём проникновении в глубинную
суть вещей!). Змей, опирающийся на раздвоенный хвост —
вероятно, символ перехода от интуитивной “первобытной
мудрости” к концептуальному мышлению, которое предполагает
двойственность восприятия (субъект-объектную дихотомию),
и   о п и р а е т с я   на принцип  б и н а р н ы х  оппозиций
логики.
     3*    `Уас — раздвоенный снизу посох-жезл древне-египетских
богов, имеющий навершием стилизованную голову животного.
Символ власти, могущества, утверждения. Также мог означать
потенцию-мощь, “Ось мира”.
         Можно предположить, что библейский змей на древе
(познания) — это, буквально, раз-вивающееся существо, и точно
такой же символ эволюционного развития, которое ознаменовано
отходом от первобытно-интуитивного ума с его целостностью.
Причём, древо (рост которого происходит за счёт разветвления,
т.е. по принципу бифуркации) означает принцип бинарных
оппозиций логического мышления.
        Здесь также возможна ассоциация с кадуцеем. Кадуцей —
жезл Тота (Гермеса Трисмегиста), символ Посвящения.
Кадуцей, обвитый двумя змеями, опирающимися на хвосты,
и увенчанный парой крыльев, несёт смысл как эволюционного
развития (спираль ДНК), так и  духовного (эволюция сознания
как таковая).
      4*    Гор (букв. “высота“)— древнеегипетский солнечный бог,
также бог света, владыка небес. Изображался с головой сокола.
      5*    Тот — древнеегипетский бог мудрости и знаний.
Изображался с головой ибиса.
      6*    Божество индейцев Мезоамерики (ацтеки, майя) в образе
летающего Оперённого Змея (Дракона), иногда с головой человека.
Бог Света, Покровитель знаний, символ Высшей Мудрости.
Как существо, соединяющее в себе мистические свойства/способности
пресмыкающегося и птицы, является владыкой стихий, олицетворяет
собой объединение противоположных начал (“верха” и “низа”) и
достижение Высшего Знания (Сверхмудрости).
      7*     `Антропос (др.-греч.) — человек.  “Се, Человек!”
(Вот, человек) — цитата из Евангелия /Иоанн, 19. 5/.
      8*    Считаю нужным ещё раз подчеркнуть: Змея, раз-вивающая
свои кольца (т.е. свои потенции) — символ развития,
эволюционного преобразования, трансмутации первобытной животной
мудрости в человеческий разум.   
      9*     Если Змея как таковая — это олицетворение  первобытно-
интуитивной мудрости “земли” с её целостностью, т.е. мудрости
животного начала, связанной с вегетативной нервной системой;   
то Ящер/ица  в  д а н н о й  системе символов означает начало
раз-умности как таковой. Отметим, что мозг рептилии — тип мозга,
связанный с инстинктами и поведенческими моделями, является,
тем не менее, древнейшей стволовой частью головного мозга человека.
         Наконец, взлетевший ящеро-змей (Дракон) — олицетворение
внеконцептуального (изначального) Ума, объединяющего все
“начала”, символ Высшей Мудрости. 
Ср. «Совершенный подобен дракону, а мудрец — он морской гад,
не больше» /Из даосского трактата “Гуань Инь-цзы”/.
      10*      Символы евангелистов, заимствованные из древнейших
источников:  в представлениях древних народов Месопотамии
(шумеров, ассирийцев), Шеду — дух-хранитель человека,
изображался в виде быка или льва с человеческой головой и
орлиными крыльями. Так обозначался метафизический
состав человека:  бык — тело, плоть;  лев — эмоции, психика;
лицо человека — разум (как собственно человеческое начало);
орёл — дух (т.е. сознание, предполагающее способность к
духовному взлёту).
       В таком случае, схема «вол — лев — человек — орёл»
(т.е: «телесность – чувство – разум – дух» )— это чувственный способ
интерпретации духовного развития (`видение как бы изнутри
трёхмерного “пространства”).
Напротив, схема  « Человек как:  змея — ящер/ица — дракон »
(т.е: «первобытная “мудрость” — рассудок/интеллект —
высшая безначальная Мудрость» ) подразумевает сверхчувственный
способ интерпретации процесса развития, а именно, подход с точки
зрения эволюции  с о б с т в е н н о  с о з н а н и я  с выходом
за пределы обыденного (концептуального) разума (Ибо дракон —
существо мистическое, обитающее вне сферы земного бытия).
      11*     Скарабей (Хепри) — аналог солнечного диска,
древнеегипетский символ бессмертия. Поэтому амулеты в виде
скарабеев возлагались на грудь мумии, в области сердца.
Скарабей также был символом пути философа к Мудрости.
      12*     Имеется в виду Поток Сознания как высшая форма бытия
и способ существования индивидуального сознания в Изначальной
Реальности.
                1 декабря 2011.