8. Каких рифм избегать - продолжение

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2011/11/23/7173

В прошлой главе я пообещала вам перейти к теме авторских и не часто встречающихся рифм, но поняла, что про «плохие рифмы» еще не все мною сказано. Поэтому продолжу.

Понятие «плохая рифма» - вещь относительная. В руках мастера и в нужном месте такая «плохая рифма» может оказаться очень яркой и быть к месту. Например, верлибр,  который считается нерифмованным стихом, иногда свои строки («стихи») заканчивает не совсем точной или совсем неточной рифмой, которая все же  поддерживает гармонию внутреннего ритма и оказывается очень удачной.

Любое отступления от правил стихосложения в одних случаях (когда это сознательно задумал и в нужном месте использовал автор) – является художественном средством, а в другом (и это – чаще всего!) выглядит как ошибка, «ляп» по незнанию.  Мои статьи предназначены для Чайников – для тех, кто осмотрительно не спешит в Мастера, пока не освоит азы и не научится писать чисто по форме. Это – школа, без которой ни одному поэту не обойтись.

Про бедную и банальную  рифму мы с вами подробно поговорили в прошлый раз.

Банальная – это скучная, затертая, ожидаемая, всеми  повторяемая рифма. Любые стихи портят о себе впечатление, если они построены только на таковых.

Бедная рифма – это рифма недостаточная, где срифмованы ударные гласные, а согласные после них – не совпадают и звучат по-разному. Но… каждый раз надо смотреть, вернее – слушать! – рифму индивидуально. В одних случаях недостаточная рифма звучит прекрасно, в других – отвратительно. Степень необходимого совпадения звуков после ударного – вопрос непростой. Созвучность слов зависит от конкретного сочетания  звуков.

Сознаюсь, что я при написании стихов и поиске рифмы в первую очередь  доверяю своему слуху и только с недавних пор, взявшись за страницу ЛИКБЕЗА, начала теоретически понимать, что есть плохо и почему. Если вас слух подводит, то  знание правил рифмовки  для вас лишним не будет))).

В этой статье я хочу поговорить о «плохих» рифмах под несколько другим углом зрения.

Рифмы могут быть чистыми по структуре, но выглядеть смешно и даже отвратительно, если они лишены смысла. В борьбе за оригинальность рифм авторы иногда начинают использовать рифму ради рифмы. То есть рифма по значимости становится на первое место.

Знаете, что является главным и определяет ценность вашего поэтического произведения? Не поверите, но это - ПРОЗАИЧЕСКАЯ ОСНОВА. То, что вы хотите передать своему читателю, будь то ваше размышление (и вывод) или рассказ о  пережитых вами чувствах, или описание увиденного вами. Конечно, все это, в отличие от прозы, требует поэтического, образного языка изложения, но даже в пейзажной лирике вы должны не просто выплеснуть бессвязную ассоциацию ваших внутренних состояний и непричесанных мыслей, а постараться сделать их понятными читателю.

Сплошь и рядом на СТИХИРЕ случается как раз наоборот: тема (если она вообще есть!) следует за подвернувшейся рифмой, а мысль скачет, как взбесившийся заяц, от одной картинки к другой. Смысл стихов подгоняется под удачные рифмы, логика изложения нарушается или ее вообще нет.

Вот случайные примеры из недавно виденного мною на сайте:

№1
Мерцание огня-
глаз слЕпит.
Вопрос на злобу дня?
спор, клЕкет!
Философы в тоске-
грустно.
Друг другу-фельетон!
пусто.

Мне хочется дышать
смыслом!
Пытаюсь нить порвать-
кисло.
Кислинкою своей
жалю!
Поверьте вы,
кого знаю.

Шарахается сон,
следом.
Укрыть меня готов
пледом.
Мне нравится порыв
власти-
Возьму и заберу
счастье!

У более маститых стихирян (они очень часто становятся победителями конкурсов – особенно тех, где судят сами участники!) стихи технически грамотны, блещут оригинальностью, но уловить их мысль и сохранить ее в памяти сразу после прочтения – невозможно. Из серии «красиво сказал, но – что хотел-то»?

№2
Двенадцать полдней, сумерек и утр
Теперь мои. Испробовать на ком
Простую суть и пыль алмазных пудр?
Каких дорог стать первым дураком?
В стогу из перепуганных солом
Глазеть на небо может тот, кто мудр,
Как миром не забытый Соломон.
Бескровен путь охотников за сном.
Без двух монет для юноши с веслом
Двенадцать лет заглядывает внутрь,
Туда, где дух не выстроил хором
Волшебный хор поющий ливни сутр.

Или:

№3
Моего дыханья свет,
Я тебя не позабуду,
Уж любить тебя как буду,
Я как Будду минарет!

Спору нет, рифмы хороши, но где в них логика смысла?

Самый плохой вариант из категории «цельнотянутых» бессмысленных рифм, это когда автор либо вообще не заканчивает фразу, перескакивая на другое, либо искажает нормальный порядок слов вопреки всем правилам русского языка (иногда даже не согласовывая  падежные окончания). Его цель написать «складно» и оригинально, а о чем – не важно! Именно так часто пишут тексты для песен под гитару: там главное - мотивчик, а какую мысль несут стихи –не всё ли равно ("придумаю и объясню, если привяжутся с вопросом!")

№4
На холсте размытом, синем,
Ловит взгляд полет орла...
Он в воздушную стремнину,
Вновь парит его душа...

Зорко всматриваясь в землю,
Миг..пришпиленный к траве...
Как у сломанного стебля,
Жребий....в сникшей голове...

Ты лети, орел, все выше,
Мир, оставленный, чтоб ждать...
Под живой небесной крышей,
Где свободней можно стать...

Ты лети, орел, парящий,
Верноподданный ветрам...
Ближе к звездам...Настоящий...
Заглянуть в глаза Богам...

Ты летишь, чтобы подняться...
Ты летишь...Упасть к земле...
В высь...чтоб с силами собраться..
Верность выбранной судьбе...

№5 (Тот же автор)

На песке вода стирает
Те страницы, что прочла...
Но погода вновь кропает,
Что в сюжете не учла...

Вот следы видны в начале
И плутают средь камней.
Кто-то босый, без сандалий,
Отпечатками ступней....

Ног размеру, по походке,
Путник странствует пешком...
Там бутылка из-под водки,
Пишет вкривь перо потом...

Берег вывернут, с землею...
Корни с глиной тех пород..
Часто мертвою петлею,
В штопор входит корнеплод...

ну, и так далее…

Слишком много фраз здесь оборваны на середине, не согласованы по смыслу с предыдущими, странны и кажутся случайными, а иногда и смешными.

Сегодня, я несколько отклонилась от основной темы сборника – «Все о рифмах», но мне кажется, тема «наверченных» случайных рифм насущна. Как бы вы здорово ни рифмовали все, что угодно, со всем, что угодно, но стихи – это звучащий рассказ о чем-то понятном и конкретном, написанный образным, поэтическим языком, а не просто игра со словами и ритмами.

Продолжение см (в работе)