Товарищ ефрейтор...

Борис Кравецкий
      
         Ефрейтор (от нем. Gefreiter, Гефрайтер, то есть освобождённый от некоторых нарядов) — воинское звание (чин), присваиваемое старшим и лучшим рядовым (солдатам),  которые в период отсутствия командиров отделений заменяют их.
 
           История

      Впервые появилось в Германии в начале XVII века. Ефрейторы отбирались из опытных и  надёжных солдат для развода часовых,  конвоирования арестованных и выполнения других обязанностей, требовавших доверенных людей.

      1.Имперский период
 
       В России звание ефрейтора введено при Петре I,  воинским уставом 1716 года в пехоте,  кавалерии и инженерных войсках.  Однако звание не прижилось и как минимум с 1722  года уже не использовалось.
       В период правления Павла I было введено примерно аналогичное ему звание рядовой старшего оклада,   которое после воцарения Александра I было сохранено  только для гвардии,  как элемент поощрения.
       Повторно введено в ходе военной реформы 1826 года. В артиллерии русской армии ефрейтору соответствовал бомбардир, в иррегулярных войсках (казачьи войска) — приказный.
       При некомплекте младших унтер-офицеров ефрейторы назначались командирами отделений.
       В начале XX века звание ефрейтора присутствовало в армиях России, Германии, Австро-Венгрии и других стран.

       2.Советский период
 
       В вооружённых силах СССР (а затем и России) ефрейтор — воинское звание по статусу выше рядового и ниже младшего сержанта.
       В ВМФ ему соответствует звание старший матрос. Присваивалось за образцовое выполнение служебных обязанностей и примерную воинскую дисциплину. Обозначается одной лычкой на погонах…

        …. 23 февраля, на день Советской Армии и Военно-Морского Флота, (сорок лет, тому назад – праздновался этот праздник…) мне и моему  приятелю-сослуживцу - Грише Кутынко, на построении нашего армейского подразделения - (подразделение - этим словом обозначаются все воинские формирования, входящие в состав части: отделение, взвод, рота, батальон - все они объединяются одним словом "подразделение"; слово происходит от понятия деление, делить; т.е. часть делится на подразделения.) - зачитали приказ о присвоение нам, звания - ефрейтор.
         К слову – звание ефрейтор, очередное звание за рядовым, почему-то не пользовалось, в солдатской среде – уважением… (В отличие – от звания – старший  матрос, на Флоте. Там – все звания – «святы»)…
         Рассказывались всяческие небылицы и анекдоты о «придурках», нацепивших одну лычку и возомнивших себя, чуть ли, не великими военачальниками. Солдат, получивший это звание, пытался оставаться, таким же, как и прежде, но друзья его сторонились.
       Не сержанты, (звания - младшего командного состава…) но вроде бы и не равны в звании, с такими же молодыми парнями, в солдатской форме.
   
       Вот, один из анекдотов, «прославляющих» - ефрейтора.…

       … Остановилась рота в деревне ночевать, солдаты стучатся в дом:
   - Мать, пусти переночевать.
   - А сколько вас?
   - Да нас два солдата и ефрейтор.
    - А, ну хорошо, заходите солдатики, а ефрейтора своего можете на улице привязать!..
   
        Мы, с Гришей – выслушали приказ, как положено отвечая: «Служу Советскому Союзу!»; а в душе – чертыхаясь…
        Замполит, (была такая должность в Советской Армии…) капитан Пивоваров – поймал нас, через неделю после торжественного построения, а мы лычки на солдатские погоны и не думали пришивать: « Скоро - «дембель», каких то два - три месяца, проходим с «чистыми погонами», как говаривалось, что - "чистые погоны – чистая совесть"; а там и домой, в запас. Что – грешить, не будем шить!"       
        Остановил.… По стойке «смирно» - поставил и… в упор:
   - «Мать вашу», бойцы; вы, что себе возомнили – волю почувствовали!
 Старшине, проходившему мимо, приказал: «Этих деятелей, заставить пришить нашивки, немедленно! Об исполнении – мне, доложить!!!».
        Старшина, нашего призыва парень и тоже скоро на дембель - Серёга Мещеряков: - Ну, что «кореша» – «влипли» и меня, «под монастырь – подводите»! В общем, разговор у меня с вами, будет коротким: «Или – или!!! Мне тоже на «дембель» и «втыки» мне, со стороны начальства - ни к чему.… Так, что – давайте, «дуйте» ко мне - в «каптёрку»: нитки, иголку с собой, а метр красного галуна – на нашивки, дам! Всё – свободны, пока!»
         Пришли в «каптёрку», взяли галун – красную узенькую ленточку, нарезали полосок – покороче и… пришили-таки, «лычки»…
         Ходим, что-то делаем по службе, а на душе - «кошки скребут»; вот и не получилось – нам с ним, «отвертеться»… Тут ещё и молодые ребята, первый год службы, стали посмеиваться, анекдоты «травить», про меж собой.… Совсем – «погано» стало.… Ещё и «старики – погодки», на наши «душевные раны – соль подсыпают»:
  - Разрешите обратиться, товарищ ефрейтор! – обращаясь ко мне; отвечаю: «Разрешаю, обращайтесь!»
  - А можно... в туалет сходить?! – специально подкалывают, что б – больнее…
  - А можно…!
  - А можно…!!
  - А можно …!!!
          Я, как нас учили: « Можно, «козу на возу и - до посинения!» В солдатском обращении, нет – такой просьбы, есть только: «Разрешите!»
   «Достали» - все…
        Гриша  «психовал», драться  - лез, но это ещё больше «подхлестывало» обидчиков: первое, второе… двадцать второе обращение!!!

       Ночью, после «отбоя», (время - после 23 часов, время – солдатского обязательного отдыха…) не сплю и «вынашиваю», все возможные способы – противодействия «произволу»…
       Наконец, уже перед временем «подъёма», (6 часов утра…) я продумал – «стратегию и тактику боя»…
   
       Сказавшись, не совсем здоровым – остаюсь в подразделении…
       (Основная служба - проходила у нас,  в то время, за 18–ть километров в степной глуши – полигон спецтехники…)  Старшине, как раз необходимо было, по хозяйственным делам – провести, некоторое время – вне подразделения; и я вызвался – заменять его: на построениях и проведении работ, по наведению порядка в подразделении…
       Нашивки ефрейтора и моё «стариковское положение», стали моим – «грозным оружием в предстоящем бою…»
       Подзываю пару солдат, из «молодых» и даю задание по уборке «клозета»… Очередную пару – направляю в умывальную комнату…
Несколько солдат – на уборку территории, в радиусе 50–ти метров, вокруг «казарм»… Вызываю - «добровольцев», на кухонные работы…
Одного, нагружаю кипой белья  и направляю - в прачечную.… «Замечаю – вдруг», что у кого-то небритые «физиономии» - исправить!
Грязные подворотнички – пришить! Сапоги – почистить! За пререкания – «награждаю, всех внеочередными нарядами - на хозработы…
       Все – при деле! Периодически, через определённые промежутки времени – контроль и … очередные «репрессии»...
Разговаривающих, о посторонних (не касающихся службы…) вещах – резко обрываю…
       К обеду, с «моей лёгкой руки» - все «нагуляли аппетит»…
       Произвожу построение… Команды: «отставить», «прекратить разговоры», «не слышу - ноги», «не слышу - песни»…
       Перед самой столовой, команда – «строевой шаг», сменяется – «парадным»...
       И, наконец – двери столовой…. И тут я «на высоте…». Командую: «Справа, слева по одному, в столовую – бегом… марш!»
«Не у всех получилось", к сожалению… (Не к моему, конечно…) До конца обеденного времени – время ещё было…
       Вечером, с полигона «прибыло пополнение» - Гриша, как и я – «наделённый высшей властью; с этой властью – не упасть бы?!»
       Я - «просветил», друга: рассказал о своём плане, о текущем моменте… Гриша, «заступил на боевое дежурство»… С его, «лёгкой руки», добавились «кандидаты - на завтра»…
       Сменялись «мои подопечные», не менялась лишь «стратегия и тактика боя»… На третий день, я - «со спокойным сердцем, передал власть» – старшине…
   
       Разговоры и насмешки – смолкли… Цель была достигнута… Мы с Гришей – «ходили именинниками»…
       Всё стало «на свои места» и вот скоро уже, и конец службы – долгожданный «дембель»!
       Мы уже готовились, во всю: подшивали, перешивали солдатскую форму, доукомплектовывали
«дембельские» альбомы …
       По существующей традиции в части, все военнослужащие, уходящие в запас – получали внеочередные звания – мы с Гришей, на «дембельские» погоны, приладили уже по второй «лычке» - повысив себя, «самочинно» - до младших сержантов!
       Штаб нашей части, находился в другом городе и скажу вам, даже в другой республике, в  составе СССР…
       Приказ министра Обороны СССР, Маршала Советского Союза Андрея Гречко, за №71 – мы все, встретили с воодушевлением – домой скоро, уже!
       Приезжает «из другой Союзной республики» - нарочный, сержант-штабист и «по великому секрету» - сообщает, что мол – часть наша, основной состав и весь штаб, «на днях» - передислоцируется – сюда, к нам!
       А «дембель» - задержат, до «особого распоряжения»?! Паника, среди нас -  «дембелей», уже прослушавших приказ министра…
       Многие офицеры, нашего подразделения – «здесь», ушли в отпуска – зная очевидно – «новость» - о передислокации, в ближайшее время…
      Мы – к нашему зампотеху, капитану Гуку: «Товарищ капитан у нас уже приказ, на руках – помогите!» К чести зампотеха – он быстро нас «дембельнул» и вскоре мы, несколько демобилизованных солдат и сержантов, уже ехали в поезде домой…
      Есть одно – но.… Но мы, с Гришей даже были рады этому: приказ о присвоении званий ефрейторов и далее, вероятно и младших сержантов, должен быть оформлен - только в штабе  нашей части…
      Все открепления, снятия с довольствия, сдача оружия и прочее – капитан Гук, смог сделать сам, через штабы, других воинских частей в «нашей республике», а вот – звания подтвердить, должны были начальники из «другой - республики»…
      И мы ехали в поезде, домой: «с чистыми погонами и с чистой совестью» - рядовыми.… Но нас – это, «нисколечко» - не волновало.… Домой!!!