Путешествие в страну ритма-метра. Глава 5. Логаэды

КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТУ ЛЕКЦИЮ ПО КРАЙНЕ МЕРЕ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ПРОЧТЁТЕ ЕЁ ВТОРУЮ И ОКОНЧАТЕЛЬНУЮ РЕДАКЦИЮ В СБОРНИКЕ "О РИТМЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЁМ"

ВОТ ССЫЛКА: http://www.stihi.ru/2013/10/18/6805

Она просто дорога мне как памятник заблуждений.
 
       

Ну, что ж, друзья?

Позвольте произнести маленькую вступительную речь.

Те,  кто начал путешествие со мной на солнечной поляночке ХОРЕЯ, кто затем  последовал за мной в  светлый берёзовый лес ЯМБА, кто прорубался через заросли ПЕОНОВ и кто, наконец,  штурмовал вместе со мной  24-этажный замок ТРЁХСЛОЖНИКОВ в темных джунглях изящной словестности может быть, приближаясь к концу пути,  вознаграждён спокойным созерцанием красот стихосложения на плато ЛОГАЭДОВ.
Однако очень сильно расслабляться не стоит – можно «попасть впросак» и пропустить что-то важное.

Предупреждаю сразу: эта глава не имеет такого строгого построения как все остальные – слишком обширен материал. Я очень надеюсь на помощь читателей в плане того ЧТО надо подробнее объяснить, а на чём заостряться не стоило, а что вообще оказалось вне рассмотрения, хотя, безусловно, важно для читателя.

Прежде чем познакомиться с ЛОГАЭДАМИ, давайте научится определять ритм вообще. Об этом просили многие читатели в рецензиях и замечаниях. Я обещал это сделать сразу после трёхсложников.

Пора!

Излагаю методику.

                       ПЕРВЫЙ ШАГ:

Аккуратно под строкой обозначаем фонетически ударные (+) и безударные (о) слоги в исследуемой поэтической строке, а лучше подо всеми четырьмя строками катрена или строфы, потому что одна строка может и не быть показательна. Надо определять ритм, минимум, по двум рифмующимся строкам, а лучше всё же по четырём.  Попробуем сделать это на классическом примере.

Мой дядя самых честных правил,
++о+о+о+о
Когда не в шутку занемог,
о+++ооо+
Он уважать себя заставил,
+оо+о+о+о
И лучше выдумать не мог
++о+оо++

Просто Пушкин, просто «Евгений Онегин». Полный хаос ударных и безударных слогов.  Имеются и группы из двух безударных слогов «оо», характерные для ТРЁХСЛОЖНИКОВ, и из трёх «ооо», характерные для ПЕОНОВ и три строки из 4-х начинаются с ударного слога, что наводит на мысль о ХОРЕЕ. 

                      ВТОРОЙ ШАГ:

Подойдём чисто формально. Пробуем наложить известные нам шаблоны всех известных нам чистых метров (ритмов) на структуру строк, а именно:
1о1о1о1о1о1о1о1о1о - ХОРЕЙ
о1о1о1о1о1о1о1о1о1 – ЯМБ
     Берём  10 стоп
1ооо1ооо1ооо1ооо      - ПЕОН1
о1ооо1ооо1ооо1оо      -ПЕОН2
оо1ооо1ооо1ооо1о      -ПЕОН3
ооо1ооо1ооо1ооо1      -ПЕОН4
     Берём 4 стопы
1оо1оо1оо1оо1оо1оо – ДАКТИЛЬ
о1оо1оо1оо1оо1оо1о – АМФИБРАХИЙ
оо1оо1оо1оо1оо1оо1 – АНАПЕСТ
     Берём 6 стоп (больше не бывает).
Проверим не хорей ли это. Для этого под нашими «о+» подложим шаблон ХОРЕЯ и посчитаем для каждой строки количество совпадений наших фонетических ударений «+» с ИКТАМИ ХОРЕЯ «1»:

Мой дядя самых честных правил,
(+)+  о+  о+  о+  о
(1)о  1о  1о  1о  1о1о1о1о1о                       (1 совпадение)
Когда не в шутку занемог,
о+  (+)+  оо  о+
1о  (1)о  1о  1о 1о1о1о1о1о                      (1 совпадение)
Он уважать себя заставил,
(+)о  о+  о+  о+  о
(1)о  1о  1о  1о  1о1о1о1о1о                       (1 совпадение)
И лучше выдумать не мог
(+)+  о+  оо  (+)+
(1)о  1о  1о  (1)о  1о1о1о1о1о                      (2 совпадения)

Думаем. Слогов в строках 9-8-9-8 . Если это двухсложник, значит должно быть 4 ИКТА  ( 9/2=4 )? А мы имеем 1-2 совпадения ИКТА с фонетическим ударением на строку. Нет! Это, явно, не хорей.

Пробуем шаблон ЯМБА.

Мой дядя самых честных правил,
+(+)  о(+)  о(+)  о(+) о
о(1)  о(1)   о(1)  о(1) о1 о1о1о1о                       (4 совпадения)
Когда не в шутку занемог,
о(+)   +(+)  оо  о(+)
о(1)   о(1)  о1  о(1)  о1о1о1о1о                      (3 совпадения)
Он уважать себя заставил,
+о  о(+)  о(+)  о(+) о
о1  о(1)  о(1)   о(1) о1о1о1о1о                       (3 совпадения)
И лучше выдумать не мог
+(+) о(+)  оо  +(+)
о(1) о(1)  о1  о(1)  о1о1о1о1о                        (3 совпадения)

Ну, что ж? Я думаю, трёхсложники примерять бессмысленно. 4 фонетических ударения в первой строке, совпавшие с ИКТАМИ и по 3 в остальных не оставили нам свободы для манёвра.
Заменяем знаки «+», совпавшие с ИКТАМИ на «1» и ритмическая схема готова:

Мой дядя самых честных правил,
+1  о1 о1  о1  о
Когда не в шутку занемог,
о1  +1 о0 о1
Он уважать себя заставил,
+0  о1  о1  о1  о
И лучше выдумать не мог
+1  о1  о0  +1

Без сомнения вы все узнали полный набор стоп ЯМБА: СПОНДОПИРРИХИЙ ЯМБИЧЕСКИЙ (+0), СПОНДЕЙ ЯМБИЧЕСКИЙ (+1), ПИРРИХИЙ ЯМБИЧЕСКИЙ (о0).  Таким образом, применительно к двухсложникам, на классическом примере я показал, как пользоваться моей методикой выявления ритма.

А если слогов в предполагаемом  двухсложнике больше 10? Следует примерить на стих «костюм» одного из ПЕОНОВ.

Берём стихотворение Николая Рубцова  «Размытый путь»:

Размытый путь и вдоль кривые тополя       (12 слогов)
о+о+ ++о+ооо+
Я слышал неба звук – была пора отлёта      (13 слогов)
++о+о+о+о+о+о
И вот я встал и тихо вышел за ворота           (13 слогов)
++++о+о+о+о+о
Туда, где простирались жёлтые поля.           (12 слогов)
о+++ооо+ооо+

Во всём стихе, вроде только три группы «ооо», характерных для пеонов. Но вот вопрос: а сколько ударений фонетических находятся в знаменательных словах, а не в  односложных и незнаменательных?

Примерим костюмы ПЕОНОВ. Ну, то, что это, по большому счёту ЯМБ, а не ХОРЕЙ, вы можете уже определить самостоятельно. Далее круг поиска сузился до 2-го и 4-го пеонов.  А теперь группы «ооо» помогут нам определиться с тем, какой именно из них примерить. По пиррихию в конце второй и четвёртой строк понимаем, что это всё же 4-й ПЕОН, тем более, что таких групп в конце четвёртой строки  две. Ну, кто таким экспресс-методом не владеет, будет примерять и второй пеон тоже.

Размытый путь и вдоль кривые тополя.       (12 слогов)
о+о(+)   ++о(+)  ооо(+)
ооо(1)   ооо(1)   ооо(1)    
Я слышал неба звук – была пора отлёта.      (13 слогов)
++о(+)   о+о(+)   о+о(+)  о
ооо(1)   ооо(1)   ооо(1)  о      
И вот я встал и тихо вышел за ворота           (13 слогов)
+++(+)  о+о(+)    о+о(+)  о
ооо(1)  ооо(1)    ооо(1)  о    
Туда, где простирались жёлтые поля.           (12 слогов)
о++(+)   ооо(+)   ооо(+)
ооо(1)   ооо(1)    ооо(1)      

Лишним доказательством того, что это пеон является то, что все ИКТЫ совпали с фонетическими ударениями. Все 12. Ни одного пропущенного. Можем переписать ритмическую схему, заменив «+» на «1»:

Размытый пУть и вдоль кривЫе тополЯ.      (12 слогов)
о+о1   ++о1  о0о1
Я слышал нЕба звук – былА пора отлЁта.      (13 слогов)
++о1   о+о1   о+о1
И вот я встАл, и тихо вЫшел за ворОта           (13 слогов)
+++1  о+о1    о+о1
Туда, где прОстирались жЁлтые полЯ.           (12 слогов)
о++1   о0о1   о0о1

Погрузимся в детали. Слово  «размЫтый» трёхсложное с  ударением на втором слоге, знаменательное и фонетическое ударение его совпадает с ИКТОМ ЯМБА. Но каждый первый-третий-пятый  ИКТ ЯМБА в 4-ом ПЕОНЕ ослаблен. Его даже можно назвать ПОЛУИКТОМ и несовпадение ПОЛУИКТА с фонетическим ударением гораздо тяжелее воспримется нами, нежели полураспад ударения в трёхсложнике. Это же относится и к другим знаменательным словам, на которые не попадают ИКТЫ пеона. Ну, о ПЕОНЕ можно говорить вечно, но формат моих уроков не позволяет столь долго на нём задерживаться. Но когда будут интересные примеры, мы ещё не раз к ним вернёмся.

А теперь «вернёмся  к нашим баранам», как говорят французы. Попробуем примерить костюмы трёхсложников на попавшийся нам вдруг стих, к которому не подошли костюмы двухсложников и ПЕОНОВ.

Попробуем то же самое сделать, если нам в руки попался трёхсложник. Правда,  пока мы об этом не знаем:

В песчаных степях аравийской земли
о(+)о о(+)о о(+)о о(+)
1оо 1оо 1оо 1оо                    ДАКТИЛЬ (нет совпадений)
о(1)о о(1)о о(1)о о(1)           АМФИБРАХИЙ (4 совпадения)
Три гордые пальмы высоко росли
+(+)о о(+)о о(+)о о(+)
о(1)о о(1)о о(1)о о(1)           АМФИБРАХИЙ (4 совпадения)

Вопросы излишни. Обычно, если ритмы чистые (с минимумом сверхсхемных ударений) нет нужды прикладывать шаблоны. Всё и так понятно. Совсем другое дело, когда количество односложных и двухсложных слов путает карты и не даёт определиться с метром сразу. Приходится считать, смекать, отгадывать.


А теперь о деле.

Кто же такие эти ЛОГАЭДЫ?

В некоторых источниках указывается, что это просто строка трёхсложника, где одна из стоп «стянута» в двухсложную – чаще ЯМБ, реже – ХОРЕЙ. Это, так называемый, русский логаэдический стих.

В других сказано, что это именные типы строк, где смешаны определённым образом двухсложные и трёхсложные стопы. И называются в честь первооткрывателей – средневековых поэтов.

Нисколько не замахиваясь на авторитетность этих мнений, даю своё определение и классификацию ЛОГАЭДОВ.

Логаэд это разновидность строки, которую мы, как из кирпичиков стенку, собираем из разных типов стоп.  Кто умышленно (почему нет?) сконструирует ЛОГАЭД и пишет стих под схему, кто бессознательно. Но, безусловно, и осознанно и неосознанно при этом следует придерживаться определённых правил. Беспорядочность в этом вопросе недопустима.

Например, вклинивание двухсложника в сторку  трёхсложников делает её более динамичной.

А любая мелодия, задающая ритм, отличный от традиционного - разве не логаэдическую схему она задаёт, когда текст песни пишется на готовую музыку?

Прежде, чем дать схемы логаэдов, примем некоторые сокращения:

Хорей – Х
Ямб – Я
Дактиль – ДКТ
Амфибрахий – АМФ
Анапест – АНП
Пеоны  – П1, П2, П3, П4

Наиболее распространены СТОПНЫЕ ЛОГАЭДЫ,  т.е. ЛОГАЭДЫ одной структуры,  повторяющиеся из строчки в строчку в течение всего стиха.  И чаще всего мне встречались ЛОГАЭДЫ из АНАПЕСТА и ЯМБА:

Обычно они длиннострочные – 10 слогов и более:

оо1 оо1 о1 оо1 (2 АНП+ Я+ АНП ) или
оо1 оо1 оо1 о1 (3 АНП+ Я )   

1оо 1оо 1о 1оо (2 ДКТ+ Х+ ДКТ ) или
1оо 1оо 1оо 1о (3 ДКТ+ Х )
   
Размер строки при этом не меняется, количество ИКТОВ тоже, а значит, такие размеры могут быть у двух рифмованных строчек, такие ЛОГАЭДЫ я называю РАВНОСИЛЬНЫМИ. И ничего страшного не вижу, если даже две рифмующиеся строки построены по разной схеме – лишь бы типы окончаний совпадали.

Пример:

Я хочу полететь как птица,
+о+оо+++о
Я хочу парить над землей,
+о+о+оо+

Я хочу полететь как птица,
+о1  оо1  +1 о   (2 АНП + Я)
Я хочу парить над землей,
+о1  о1  оо1     (АНП + Я + АНП)

          Бывают и короткострочные ЛОГАЭДЫ (менее 10 слогов):

1оо 1о 1о (ДКТ + 2Х)

Пример:

В мире моих надежд
1оо 1о 1    
стало гораздо чище,
1оо 1о 1о

Бывают СТРОЧНЫЕ ЛОГАЭДЫ - когда структура строф повторяется, но строки все построены по разным ЛОГАЭДИЧЕСКИМ СХЕМАМ.

Пример (оказывается, если всю строфу предыдущего примера рассмотреть, то в ней три типа логаэдов и два из них равносильные 1,2,4-я строка, третья же иная даже по размеру, но это почти не заметно, ибо число ИКТОВ не поменялось):

Пример:
        Я хочу полететь как птица, (9 слогов)
        +о1  оо1  +1 о         (2 АНП + Я)
        Я хочу парить над землей,  (9 слогов)
        +о1  о1  оо1           (АНП + Я + АНП)
        И взлететь высоко, и влюбиться   (10 слогов)
        +о1  оо1 +о1 о          (3 АНП)    (Частный случай ЛОГАЭДА - чистый метр)
        В красоту любви неземной...   (9 слогов)
        оо1  о1  оо1            (АНП + Я + АНП)            


А вот тут позвольте маленькое отступление мелким шрифтом.

Если строго построенные метры и ритмы вызывают столько споров и толкований, то, что будет с логаэдами, трудно даже представить. Ведь вот в музыке есть такое понятие – ЭНГАРМОНИЗМ. Применительно к нашему случаю, когда одни и те же созвучия (аккорды), записываются по разному, в зависимости от того, какая нота считается основной.
Например, Hm7/5+ то же самое, что и Dm6/H, что нередко вводит в заблуждение начинающих гитаристов.

То же и с ЛОГАЭДАМИ. Их прочтение сугубо ИНДИВИДУАЛЬНО. Но гармоничные  СТОПНЫЕ ЛОГАЭДЫ мы читаем, даже не замечая, порой, их структуры. Только при ближайшем анализе становится понятно, что в какой-то стопе пропал безударный слог, превратив АНАПЕСТ в ЯМБ или ДАКТИЛЬ в ХОРЕЙ. А вот сложные и смешанные ЛОГАЭДЫ очень непросты для чтения и вызывают  разночтения, особенно в том случае, если в одном стихе автор «козлом скачет» от ЛОГАЭДА к ЛОГАЭДУ, а то и вдруг возьмёт, да и ввернёт строку, написанную чистым метром. Тут уж КАРАУЛ!

Ведь, по большому счёту, любую «ритмическую кашу» можно объявить ЛОГАЭДОМ и «послать критиков подальше».

Но это уже, как правило, СЛОЖНЫЕ ИЛИ КОМБИНИРОВАННЫЕ ЛОГАЭДЫ.

И вот любимый пример, который после главы о трёхсложниках, вызвал столько споров и навёл меня на эти ценные мысли.

Здесь мы имеем обычнейший строчный ЛОГАЭД. А ведь на первый взгляд, непонятно что.

Итак:

Я к Вам пишу, а чернила не льются,
++о++о+о++о
Их горечь слез в черный лед превратила,
++о++о+оо+о
Хочу сказать, но слова не даются,
о+о++о++о+о
Хочу сказать, но не пишут чернила...
о+о++++оо+о

Ах, эта странная женская участь –
++о+оо+оо+о
Молчать и ждать от мужчин объясненья,
о+++о+оо+о
И вновь искать для свидания случай...
++о++о+оо+о
Глаза в глаза.  Вот и все продолженье.
о+о++++оо+о

Будем считать, что методикой определения метра и ритма вы уже овладели, и без труда узнали в пятой строчке почти чистый ДАКТИЛЬ. Лишь в первой стопе лишнее слабое ударение – правильно поставленное по «закону батарейки» в слове «Эта». В остальных строках обилие дополнительных ударений позволяет любое прочтение. Особенно это касается начал строк.

И что интересно: с завидным постоянством – во всех строках второго катрена и 2-й и 4-й первого – повторяется окончание +оо+о, что укрепляет нашу мысль о ДАКТИЛЕ. Но если вы вернётесь в конец предыдущей главы, то вспомните, что, приняв ДАКТИЛЬ как основную гипотезу, мы обнаружим у автора 4 двойных распада ударения в 3,4, 6 и 8 строках. Ну, вы помните? ХОчу, хОчу, мОлчать, глАза. Не слишком ли много? Вряд ли автор настолько безграмотен.

А вдруг это какой-то хитрый логаэд? Разберёмся. В 4-х строчках из 8-ми на первом слоге нет ударения. Значит это что-то замешанное на ЯМБЕ. Ну, ведь верно? Это, конечно никак не согласуется с ДАКТИЛЕМ 5-й строки, но чем чёрт не шутит...

И вот перед нами совершенно дикий ЛОГАЭД, который начинается ДВУМЯ ЯМБАМИ, а продолжается двумя АНАПЕСТАМИ.

Внимание!

Я к Вам пишу, а чернила не льются,
+1  о1  +о1  о+1  о
Их горечь слез в черный лед превратила,
+1  о1  +о1  оо1  о
Хочу сказать, но слова не даются,
о1  о1  +о1  +о1  о
Хочу сказать, но не пишут чернила...
о1  о1  ++1  оо1  о

Ах, эта странная женская участь –
+1  о1  оо1  оо1 о
Молчать и ждать от мужчин объясненья,
о1  +1  +о1  оо1 о
И вновь искать для свидания случай...
+1  о1  +о1  оо1 о
Глаза в глаза.  Вот и все продолженье.
о1  о1  ++1   оо1 о

Вот и весь секрет. И даже ни одного пропущенного ИКТА, а значит точно ЛОГАЭД и именно по схеме 2ЯМБА + 2АНАПЕСТА. Как и в ПЕОНЕ, где ИКТЫ пропускать нельзя.

Но почему так тяжело читается. Я, лично, себя всё время насилую при переходе с ямба на анапест. Да потому, что это ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО – переходить с короткой стопы на длинную, передвигаясь по строке. Между ямбом и анапестом, требуется обязательная пауза (цезура). Перепишем ещё раз этот ЛОГАЭД.

Я к Вам пишу, а чернила не льются,
+1  о1  ^  +о1  о+1  о
Их горечь слез в черный лед превратила,
+1  о1  ^  +о1  оо1  о
Хочу сказать, но слова не даются,
о1  о1  ^  +о1  +о1  о
Хочу сказать, но не пишут чернила...
о1  о1  ^  ++1  оо1  о

Ах, эта странная женская участь –
+1  о1  ^  оо1  оо1 о
Молчать и ждать от мужчин объясненья,
о1  +1  ^  +о1  оо1 о
И вновь искать для свидания случай...
+1  о1  ^  +о1  оо1 о
Глаза в глаза.  Вот и все продолженье.
о1  о1  ^  ++1   оо1 о

Вот теперь, вроде, всё грамотно. И как чудесно трансформировался почти чистый ДАКТИЛЬ в пятой строке в 2 ЯМБА + 2АНАПЕСТА. Вот уж, воистину, чудеса!

А дальше - больше. Мы вдруг увидим, что стих начинается как письмо Татьяны Онегину «Я к Вам пишу. Чего же боле?»

Очевидно, на это и был у автора расчёт. Читатель начинает читать ЯМБОМ, и вдруг, бац!, после ИКТА ещё ИКТ. Делаем цезуру и переходим на АНАПЕСТ (а куда деваться?) и, как бы, в контрапункте к Пушкину ведём речь о другом. И так спотыкаемся до самого конца. Ведь неспроста третья стопа не чистый АНАПЕСТ, а везде, кроме пресловутой пятой строки, где ДАКТИЛЬ в АНАПЕСТ трансформировался,  АМФИМАКР.

Итак, автор, наверное, всё же гений, и поизмывался над нами изрядно.

Я вынужден признать, что это тот самый случай, когда ЛОГАЭД оправдан авторским замыслом, создаёт рваное настроение и т.д. и т.п.

Однако должен сказать, что лично мне, ближе ЛОГАЭДЫ, где начинается всё с трёхсложной стопы и в конце перемежается с двухсложной или замещается ею. Так происходит в большинстве случаев у русских поэтов конца 19 века и у поэтов Серебрянного Века русской поэзии.

Здесь, надо отметить ещё и такой момент. Некоторые авторы неправильно записывают собственные стихи, вводя читателя в заблуждение относительно разбиения своего стиха на строки. А если это к тому же ЛОГАЭД, то, просто, хоть караул кричи.

Итак:

В мире моих надежд стало гораздо чище,
+оо+о++оо+о+о
вечер нагнал дождей – хмурому только дай!
+оо+о++оо+о+
но затянулась брешь в сердце, едва ль отыщешь!
+оо+о++оо+о+о
ветер, смешной ди-джей, крикнул вослед good-bye…
+оо+о++оо+о+

Обратим внимание, во-первых на то, что ритмический рисунок всех строк абсолютно идентичен и поблагодарим автора  за это.  Читается очень легко. Сразу невооружённым глазом виден ЛОГАЭД. Какой? Да любимый: Дактиль+Хорей. Но вот незадача: строго говоря, выглядит это так:

В мире моих надежд стало гораздо чище,
1оо 1о 1 ^  1оо 1о 1о
вечер нагнал дождей – хмурому только дай!
1оо 1о 1 ^  1оо 1о 1
но затянулась брешь в сердце, едва ль отыщешь!
1оо 1о 1 ^  1оо 1о 1о
ветер, смешной ди-джей, крикнул вослед good-bye…
1оо 1о 1 ^  1оо 1о 1

Между двумя ИКТАМИ рядом необходима  цезура (пауза). Забегая вперёд, скажу, что такой ЛОГАЭД я называю ДРОБНЫМ. Но вот вопрос: а насколько в данном случае оправдана эта дробность? А не распадётся ли строка на две без ущерба для стиха? Ну-ка:

В мире моих надежд
1оо 1о 1
стало гораздо чище,
1оо 1о 1о
вечер нагнал дождей –
1оо 1о 1
 хмурому только дай!
1оо 1о 1
но затянулась брешь
1оо 1о 1 
в сердце, едва ль отыщешь!
1оо 1о 1о
ветер, смешной ди-джей,
1оо 1о 1
крикнул вослед good-bye…
1оо 1о 1

Батюшки, светы! Да это же восьмистишие с рифмовкой АБВГАБВГ. ЛОГАЭД чистейший без слабых ударений и без никаких цезур. И что же заставило автора спрятать рифму внутрь и заморочить нам голову? Для меня загадка.

Ну, а теперь о, действительно, дробных ЛОГАЭДАХ. Это логаэды, состоящие из двух частей, разделённые цезурой в силу того, что два ИКТА подряд этого требуют.

Облака над головой белые.
оо++оо++оо
Колокольчики цветут синие.
оо+ооо++оо
Умирают на войне слабые,
оо+о+о++оо
умирают на войне сильные.
оо+о+о++оо

Выделим ИКТЫ:

Облака над головой белые.
оо1  +оо1  1оо
Колокольчики цветут синие.
оо1  ооо1  1оо
Умирают на войне слабые,
оо1  о+о1  1оо
умирают на войне сильные.
оо1  о+о1  1оо

Вот! Учитесь студенты! Дробный ЛОГАЭД. 

АНАПЕСТ + 4-й ПЕОН + ДАКТИЛЬ.
Единственно, между 4-м ПЕОНОМ и ДАКТИЛЕМ мы обязательно сделаем паузу – между двумя ИКТАМИ – естественно.

Облака над головой белые.
оо1  +0о1 ^ 1оо
Колокольчики цветут синие.
оо1  о+о1 ^ 1оо
Умирают на войне слабые,
оо1  о+о1 ^ 1оо
умирают на войне сильные.
оо1  о+о1 ^ 1оо

Почему я здесь не разбил строфу на 8 строчек. А потому что здесь нет внутренней рифмы. А была бы, так непременно бы попросил разбить. И из ДРОБНОГО СТОПНОГО ЛОГАЭДА он бы превратился в обычный СТРОЧНЫЙ ЛОГАЭД. Где строки представляют собой разные ЛОГАЭДЫ, но из строфы в строфу рисунок повторяется.

Однако лесенкой я бы этот стих записал, подчеркнув дробность строк:

Облака над головой
                                белые.
оо1  +0о1 ^ 1оо
Колокольчики цветут
                                синие.
оо1  о+о1 ^ 1оо
Умирают на войне
                                слабые,
оо1  о+о1 ^ 1оо
умирают на войне
                                сильные.
оо1  о+о1 ^ 1оо


Однако самый диковинный ЛОГАЭД я встретил у Иосифа Бродского. Некоторые даже считают его АКЦЕНТНЫМ СТИХОМ (об этом в следующей главе). Но по мне это самый гениальный ЛОГАЭД, который собрал в себе все допустимые типы стоп:
Около океАна при свЕте свечИ во мглЕ. (14)
1оо  оо1  +1о  о 1  +1   (ДКТ + АНП + АМФ + 2 Я)  – только хорея не хватает. Верно?  Но мы ведь как-то говорили, что ЯМБ и ХОРЕЙ в одной строке не уживутся. Остальные же сочетания возможны.

Буду рад обсудить с читателями их ЛОГАЭДЫ или, если им попадутся интересные, чужие. Пишите, присылайте, рецензируйте, обсуждайте!!!!
На то и семинар.

Контрольные вопросы:

1. Что такое стопный логаэд?
2. Что такое строчный логаэд?
3. Что такое смешанный логаэд?
4. Что такое дробный логаэд?

   На этом, друзья мои, позвольте закончить повествование о силлабо-тоничеких метрах. Но открытия не вширь, а вглубь теперь нас ждут. В ближайшее время новое взрывное открытие в области ПЕОНОВ ждёт Вас. Следите за Публикациями на ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ.            


Рецензии
Елена у Вас какое образование? Интересная разборка, я ещё вернусь сюда.
Спасибо!

Владимир Малых 2   13.10.2017 22:18     Заявить о нарушении
Не понял. Кто у нас будет Елена?
Но готов к диалогу всегда.

Семинар Юрия Петровича   13.10.2017 23:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.