Явленье оперы народам. Сигачёв А. А

Белая Росса
http://www.liveinternet.ru/users/alena_mama/post161863610/

Продолжение поэмы "РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА ИЗ ДУХА МУЗЫКИ".

Сквозь тьму веков нам видится яснее -
Театры греков рождены из музык;
Из духа музыки, коль говорить точнее,
Театрам греков музы неба служат.

В народных празднествах, народных игрищ,
Где пенье сочеталось с пантомимой;
Инструментальной музыкой любимой,
И в ритуалах храмовых святилищ.

Но мудрость образов сценических мудрее,
И с большей ясностью, чем логика поэтов;
Но пенье хора было всех сильнее,
Как в царстве тьмы светилось Божьим светом!

Так утверждали мудрецы, что греки,
В искусстве драматическом, как дети,
Имевшие игрушку, развлекались,
Затем разбили на куски и разбросали…

Их в музыке и в мифах откровенье,
Вдруг прервалось, замедлив бег искусства.
И в дифирамбах музыки и пенья
Отыскивала золотое русло…

И возбуждая удовлетворенье
Фигурами посредственных  звучаний,
Фальшивое питая настроенье,
Фальшивый  гимн играла на прощанье.

И скудным стала музыка явленьем,
Беднее, чем само явленье жизни,
И дифирамбов чуждо было пенье
Самой себе, как горечь наважденья.

Дух музыки куда-то подевался?
Прочь побежал несчастный от искусства…
Лишь диссонансом в душах отзывался,
К прекрасному - тлетворность недоступна.

И вот скажите, разве же не чудо? -
Речитатив явился ниоткуда.
Да так, как будто был он, есть и будет.
Кто раз услышит, больше не забудет!

Культура оперы – сама собой назвалась,
В поддержке посторонних не нуждалось;
Все встретили восторженным приветом,
Досель невиданное чудо это.

Возвышенной, невыразимо сочной,
Невестою встречали непорочной.
Спешили разом в чувствах ей признаться, -
Красивой, как богине и с богатством.

Неистовые страсти к ней питая,
Речитативы, с пением сплетая,
То говорит певец, то он поёт,
То патетически воскликнет и замрёт!..

То музыка одна поёт-играет,
То тишиною зал весь замирает,
То все танцуют, то царит лишь хор,
Оркестр с минора, резко шлёт мажор…

Речитативы, чередуя с пеньем,
От пенья, к музыкальным исполненьям,
Считалось новым стилем - воскрешенье
Всех древнегреческих трагедий от Орфея.

И первобытную эпоху воскрешая,
Где возлежал певец на лоне рая,
Актёр возвышен, стал - до идеала,
Учёности отбросив, ликовал он…

Так в опере в эпоху возрожденья,
Воскресла тень трагедий и комедий.
Воскресла в музе оперы идиллия,
Как Данте воскресил в стихах Вергилия.

И добродушьем не смутив стремлений,
Певец наш оперный блистал, как гений;
Простой пастух, играющий на флейте,
Прославил радость - жить на белом свете!..

В утрате здесь не слышались печали,
Но радость вечной жизни воспевали;
Идиллий, наслаждений не смущались,
В мгновенье каждом - счастьем упивались…

Иные возражали: мол, способна
Она собой затмить всю радость жизни,
Способна обмануть она безбожно,
Питаясь соками искусственных идиллий…

Стремясь живописать картину звуком,
Становится служанкой развлечений.
Достоинство своё теряет гений,
Вкус возрождая, прошлым уж искусством…

Столь странная взошла метаморфоза:
Создать Александрийского Эсхила,
Мощь Геркулеса тратить невозможно,
Для сладострастья в рабстве у Омфилы.

В сплетенье новых оперных мелодий
Заговорит ли дух былых видений,
Непостижимой жизненности гений -
Небесных, солнцем блещущих рапсодий?!

В смущении поэтов ищут взоры –
Цвет из былого золотого света,
Всей полнотой роскошной жизнью этой,
В стремительном порыве к музе новой!

Лишь в музыке мир видится нам краше!
Лишь музыка позволит видеть дальше!
В стихиях муз дыхание миров!
Забыться и забыть всё… О восторг!