Откровение коллективное, бессознательное

Фили-Грань
             — Вовочка…
             — Да, Марьиванна?
             — Что ты пишешь?! Нет, ну что ты пишешь?! «В ДАЛИ ШАГАЛ КОНЬ»!!!
             — А что такого?
             — Ну ты бы ещё написал: «В РУБЕНСЕ ВЕЛАСКЕС ХОМЯЧОК»!
                (анекдот)
                ***             
Сдавал на днях историю искусства…
Да, непередаваемое чувство!
Я рад бы про предмет сказать приятное,
Но… Не объять, известно, необъятное.

Экзамены – вот зло так зло, миряне!
От них повымерли и греки, и римля'не!
(Ну, ри'мляне, что дела не меняет…)
Вот кто, скажи, искусство понимает?

Что – «педагоги»? Долг их! Богу богово,
А педагогу, стал быть, педагогово.
Студенту, получается, студентово...
А преподы не понимают энтова!
(Да придираются ещё безбожно!
Как в бедный мозг впихнуть всё? Невозможно!)

…А сколько я всего учил зачем-то!
Вот знаю, что не знаю кватроченто…
Не знаю я ни немцев, ни фламандцев,
Не знаю малых и больших голландцев…
Не знаю этих… прерафаэлитов…
Но знаю: были; чем-то знамениты…

Нет, прямо смех! Послушать педагога,
Так путает Гогена и Ван Гога
Тот, кто «знаком с искусством понаслышке»!
Мне что, всю жизнь зубрить без передышки?!
Я ж от натуги чуть не на'жил грыжу –
Всё вспоминал, КТО ухо отчекрыжил?
...А я б обоим поотгрыз с досады!
Ведь на Таити грели пузо, гады!
В ночных кафе транжирили монету…
(«А, ты ревнуешь?» Да уж не без этого!)
Они по Мулен Ружам отрывались,
Чтоб преподы над нами измывались!!
...Мне наших жалко... Что они видали?
Родные отмороженные дали?
Ночь на Днепре? Неву? Нева не Инд же!
Бесились с жиру Бенуа с Куинджи!
Нам не понять их, по определенью!
(А без – тем более берут сомненья…)
Из-за бугра Россия – заграница,
Но тут не Лувр, не Прадо, не Уффица!
Пусть гении, как старость, неизбежны,
Но для чего так много зарубежных?
(Сказал я это – препод чуть не рухнул:
ВСЕ наши оказались! Вот непруха…
Во всём бардак! Уж именам не верь их…
Ну, кто мог знать, что русский – даже Рерих!!
Пусть мир искусства тёмен – что тебе-то?
Я ж был уверен: он – гонец с Тибета!
Читал ещё про это где-то в книжке…)
…Кто точно наши, – Васнецов и Шишкин.

Всё выучить – немыслимое дело!
Само усердие – и то бы околело…
Вот, кстати, о колах. О наболевшем.
(Скажу – и будь что будет, ну всё к лешему!)
А гении бы Бабиковой сдали?!
Хотя бы то, что сами накропали?
Нет, специально все сыграли в ящик,
А ты тут отдувайся, в настоящем.

И нечего совать под нос табличку!!
«Эпоха? Автор?» Взяли все привычку!
Я много знаю всякого такого,
Но не умею изложить толково.
Тут помню – тут не помню. Вот зараза…
Как будто, понимаешь, кто-то сглазил!

Вот помню, что «Последний день Помпеи»
Наш Карл не крал! (Ни этой эпопеи,
Ни брюлликов не крал и ни кораллов…
Да их у нас как грязи, этих Карлов!
Что хошь тебе в два счёта нарисуют…)
…А преподы билет сорганизуют…

«Ночной дозор»? Глядел! (Я не врубился,
С чего экзаменатор так взъярился?..)
А синдиков не помню ни фига я…
И эту… как её? Да ну… Данаю.
Из дебрей подсознания готово
Пробиться имя Ре'мбрандта… (Хреново,
Когда оно само собой всплывёт,
А стиль – какой? Какой хотя бы год?)

Где Клод, где Эдуар? С какою гласной
В историю попали? Я, несчастный,
С имями запопал, уж это точно!
…С пуантилистами ваще дошёл до точки.
Почти усёк дуплет «модерн/сецессия» –
Тут бац! – облом! Опять случилась сессия…
А думать в экстремальной ситуации...
Я ж вам не Буш на инаугурации!!
Прикинь, Пика'ссо в «голубой период»
Кого мог рисовать? Ведь ясен вывод!
При чём тут девочка? Хотя бы и на шаре?
(Что, препод сам в истории не шарит?..
А точно: сам учился, нас вот учит…
Крышак поедет! Думалка заглючит…)

...Ну сколько можно! Прям уже зверею…
Я на учёбу, точно, зуб имею:
Долблю, долблю – а всё ни в зуб ногою!..
…Ой, помню, дал я маху с этим Гойей!
Вмиг угадал, что он из корифеев,
Но сбился: из плейбоев? из плебеев?
Кто пялит глаз на девок обнажённых?
…А кто писал жирафов обожжённых?
Какой-то мачо бешеный… С усами…
Фамилия? Не знаете, что ль, сами?
Чего дали'? Возможность пересдачи…
Да я же весь семестр, как раб, батрачил!
ЕЩЁ меня о чём-нибудь спросите!!!
Что-что назвать? Не понял, – повторите...
Как, чей шедевр «Сикстинская мадонна»?
О, мама мия! Конестабле донна!
(Откуда это?! Чакры развернулись?
Феноменальные способности проснулись?!)
…При чём – «не учите!»? Зачем – «офонарели!»?
Как так – «в упор не видят Рафаэля!»?
Мне б глянуть ближе хоть на сантиметр…
Да вижу: Рафаэль. Ну, Санти. Мэтр.
А что за неподписанные снимки?!
Не отвечаю я на анонимки!!
Вам хорошо – краплёная ж колода!
А тут гадай, какого это года?
Какого автора «известная работа»?
Кому известная? Вот я не знаю что-то…

…В музее? Был! (Да практика, понятно…
Мне всё равно – а преподу приятно).
Так уходился – прямо мысли всмятку.
Совсем ушёл в глухую непонятку:
Картины – сплошь из нашей методички!
Всё – копии! Ну, разве, увеличены.
(Чего тогда мы в Петербург таскались?
Тем более, с зачётом обломались…)
Так вот. Необходимостью гонимый,
Стою пред шестикрылой… Серафимой?
Здо-о-ро-о-вая картина! Ценник – «В РУБЕЛЬ»!
(Во демоны! Как я, ни в чём не рубят!)
Я, было, даже чуть развеселился:
Какой-то перец рисовал, трудился…
Ведь это ж только краски сколько надо!
И – «в рубель»… На-кось, выкуси! Награда…
Сик, понимаешь, транзит глорья мунди!
Поди, как я, страдал: «Достали штудии!»
...Куда глядела зрительская масса!
(А может быть, не знали, где там касса?..)

Пусть мне капут – я не капитулирую!
О ренуар! Пока! (Я резюмирую).
Посмо'трите: пробьюсь в лауреаты –
Вангоголем пройдусь до деканата,
Роняя евры и швыряя баксы…
(Картина маслом! Отдыхают Баксты!)
ВЫ ЛИЧНО ЕЩЁ КРИКНЕТЕ МНЕ «БРАВО»,
ВЕДЬ Я ЖЕ ВАШЕЙ НУЖНОСТИ ГАРАНТ.
СТОЛЬ МНОГОГО НЕ ЗНАЮ Я, ЧТО, ПРАВО,
УЖЕ В КАКОМ-ТО СМЫСЛЕ Я – ГИГАНТ!

(Поток сознания студентов Факультета искусств Омского педуниверситета приняла и записала лично в … да уж лет пять тому…)