Летающий улов

Борис Мацкин
Рыбацкие байки – воспоминания.
Летающий улов.

За пятнадцать лет жизни в заполярном Ловозеро я пристрастился к лову кумжи, которой богаты водоёмы Кольского полуострова. А ловили эту рыбу мы в далёких семидесятых блёснами с лодки, медленно двигавшейся на моторе, работающем на самых малых оборотах, да на специальном маленьком винте. Для проводки же блёсен использовались, так называемые, торпедки или кораблики, а так же спиннинги. Торпедки изготавливались умельцем-столяром из пары,  закруглённых с нижней стороны,  дощечек различной длинны.  Скреплённые между собой они напоминали санки, а при движении по воде, кораблик или торпеду. К этой снасти крепился шнур или толстая леса, с помощью которой торпедка выпускалась на воду и двигалась параллельно движущейся лодке.  К шнуру, с помощью карабинов, через каждые два с половиной метра крепились поводки, на которые вешались блёсны.  Наиболее популярными для лова кумжи были узкие, похожие на уклейку, блёсны с эмалевым голубоватым или зеленоватым покрытием.  Про блёсны типа «воблер» в  ту пору никто и не слышал.
Сейчас, когда появилось множество импортных современных лодочных моторов и специального оборудования для троллинга,  наши «дедовские» снасти, безусловно, представляются смешными.
Наши выходы за кумжей, которые мы называли «замётами», обычно длились по 5-6 часов. Удобнее всего для такой рыбалки подходил катер «Прогресс-4», на котором легко размещалось три человека. Двое, сидевшие впереди на «торпедках», за которыми  тянулось  по 5 блёсен, и один, управлявший двумя спиннингами и сачком, когда рыба попадалась на блёсны, следовавшие за торпедкой,  сзади.  Случались удачные выходы, когда рыба не заставляла себя долго ждать и попадалась в большом количестве. Однако, чаще приходилось часами ходить десяти километров безрезультатно.
Однажды, когда пустое хождение изрядно наскучило, наш приятель, сидевший на спиннингах,  решил испробовать новый способ лова. Он решил, что если вместо блесны подвесить на спиннинг рыбёшку, предварительно пропустив ей через рот леску и закрепив тройной крючок,  а впереди повесить небольшой груз, то кумжа будет хватать наживку с большей охотой.  Запустив своё изобретение в воду,  он надеялся, что сможет обловить нас. Следует заметить, что за блёснами, идущими практически по поверхности воды, кроме хищников, обитающих в водоёме, всегда наблюдают чайки. Они  постоянно пикируют на блёсны, но распознав в «рыбёшке» железяку, тут же, отворачивают назад.
С приманкой же нашего приятеля всё происходило несколько иначе.  Не смотря на его неоднократные грозные крики «Кыш!», чайки продолжали пикировать на приманку и даже пытались хватать её. И вот в какой-то момент наш возмущённый приятель швырнул спиннинг на дно катера, сопроводив свои действия потоком ругани,  не совсем литературного толка. Мы, сидевшие к нему спиной, развернулись и увидели как на волнах,   следуя за движущимся катером, трепыхается, попавшаяся на крючок чайка.
Буквально умирая со смеху, мы предложили приятелю, срочно вытащить «улов» и освободить бедную птичку. Когда же он, подняв со дна катера спиннинг, начал скручивать катушкой леску, пленница, расправив крылья, взмыла высоко над водой, напоминая воздушный змей на верёвочке.  Достигнув катера, птица зацепившаяся за крючок верхней частью клюва,  стала вести себя столь агрессивно, пытаясь клюнуть нашего приятеля, что он пригрозил, что свернёт ей шею и отдаст на обед своей собаке по кличке «Монтана». Мы же начали умолять приятеля не обижать, пожалеть и отпустить птичку. Пока же освобождение птицы из плена продолжалось,  над лодкой с возмущёнными криками летали её подружки. Но их крики были мелочью по сравнению с тем, что эти красотки, летающие над движущимся катером, постоянно испражнялись на наши головы.  Изрядно вспотев, наш «удачливый» рыбак освободил всё же клюв чайки от крючка и, кипя негодованием, выкинул её за борт. Тут же пленница рванула ввысь, уводя за собой подружек, успевших изрядно пометить нас своим белым помётом.
С тех пор  наши эксперименты лова кумжи на живые приманки были навсегда завершены.


Фото из Интернета.