27 Наставлений о стихах

Яков Шульц
               

1.

Подтверждением того, что ты действительно что-то понимаешь –
слово, объект, явление и т.д. – является твоя способность это что-то
поэтизировать, т.е. употреблять в поэтическом тексте.





2.

Овладевание каким-либо новым ограничением
есть приобретение ещё одной степени свободы.

прим.: сформулировано в диалоге с Ё.Ё.





3.

Стихи отстранёнными не бывают.

прим.: сформулировано в диалоге с Катей Че





4.

Человек, довольный собой, не может быть поэтом.

корроларий : при обнаружении первых признаков самодовольства следует немедленно прекратить чтение.

прим.: сформулирован на полях Сони Быстрой





5.

Нет и не может быть понимания иероглифов без понимания косвенной речи.





6.

Приступая к чтению стихотворения, следует прежде всего вглядеться в его лицо,
определяемое как совокупность его существительных и глаголов;
фальшь написана на нём вычурными осколками слов или их "кровоподтёками".





7.

Нет и не может быть понимания верлибра у человека без чувства пропорции и справедливости.

корроларий: верлибр могут писать только честные люди.





8.

Рифмование есть самый лёгкий и распространённый способ сокрытия бездарности и безмыслия.

корроларий: наличие рифмы не свидетельствует о том, что перед вами стихотворение.





9.

Словесные выкрутасы свидетельствуют о наличии серьёзных разрывов в душе их написавшего.





10.

Отсутствие прописных букв и знаков препинания в стихотворении не свидетельствует о том,
что автор не умеет их применять, так же как и их наличие о том, что он знает, о чём он пишет.





11.

Большое число читателей и рецензентов не свидетельствует о том, что автор большой поэт;
скорее наоборот.

корроларий: малое число не свидетельствует ни о чём.





12.

Прописная истина есть такое утверждение, о котором все думают, что они его полностью понимают; например: сытый голодному не товарищ.





13.

Ни одно понятие человеческого языка не поддаётся исчерпывающему определению.

корроларий: не следует стремиться к полному пониманию чего бы то ни было.





14.

Высказывая какую бы то ни было мысль, ты никогда не можешь быть уверен в том, что кто-то уже этого не сказал.

корроларий: не следует навязчиво искать предшественников.





15.

Поиски параллелей обычно бесплодны.

корроларий: не следует финансировать исследования типа: "О влиянии А.С.Пушкина
на творчество М.К.Щербакова".





16.

Исследования душевных заболеваний гениев абсолютно бесполезны и даже вредны,
поскольку могут привести к иллюзии понимания того, что такое гениальность.

корроларий 1)гениальность не поддаётся даже началу объяснения.

корроларий 2)исследования самоубийств выдающихся людей есть вид вуайеризма.





17.

Градации творцов по разным рангам совершенно бесполезны для их понимания.





18.

Запоминаются обычно только начала и концы.

корроларий 1)не трудитесь читать/писать длинные стихи.

корроларий 2)если запоминается что-то из середины,то стих замечательный.





19.

Первоначальный импульс к написанию стихотворения обнаружить (обычно) невозможно,
да и не нужно.

корроларий: автор (обычно) не помнит историю написания своих стихов.





20.

Даже у бездарных авторов могут появиться 1-2 хороших стихотворения.

прим.: данный закон есть следствие теории вероятностей.





21.

Не следует осуждать повторений как тем, так и образов - ни при чтении, ни при письме.

напоминание: повторение мать учения.





22.

Краткость есть необходимое, но не достаточное, условие говорения правды.

прим.1: не всё, что кратко, есть правда.
прим.2: использование редких и иностранных слов оправдывается требованием краткости.





23.

Жонглирование цитатами не является признаком ни мудрости, ни начитанности.

прим.: к месту приведенная цитата ценна, но редка.





24.

Аллюзия есть вещь весьма тонкая и опасная;
будучи неуместна, она разрушает текст.





25.

Конструктивная критика редка.
Чаще всего критика нейтральна и подпитывается простым желанием поболтать (что само по себе весьма человечно).

корроларий: критику читать необязательно.

прим.1: часто лучше читать критику, чем критикуемое произведение.
прим.2: рекомендуется использовать критику в поисках возможного импульса для собственных произведений.





26.

Высокий рейтинг говорит о том, что автор пишет доступно для народа  и часто попадается на глаза.





27.

Любой закон поддаётся переформулировке, которая часто бывает хуже
первоначального варианта.

корроларий: не следует стремиться к совершенству.

прим.: автор благодарит читателей за проявленное долготерпение
и просит прощения за причинённое беспокойство.

уведомление: продолжение следует по мере поступления материала