О научной социологии

Шолохов Виталий
В какой мере можно говорить о существовании научной социологии?
Григорий Дмитриевич Чесноков считает, что «В 20-40-х гг. подавляющее большинство социологов в Европе и Америке переключается на занятие конкретными эмпирическими исследованиями. В эти годы П.А.Сорокин был едва ли не единственным западным социологом, отстаивавшим необходимость сохранения социологии в качестве теоретической науки.» /Чесноков Г.Д.  ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ. Москва, Изд-во РАГС, 2003, - 342 с. Глава 4. Питирим Александрович Сорокин и его место в социологии XX века. С.307/.
Ниже приводится ряд цитат из упомянутой выше книги.
«Для Сорокина предметом изучения в социологии являются три культурные системы высшего типа: идеациональная, идеалистическая и сенситивная.» /с.293/
«Сорокин подчеркивал, что только культурологи придерживаются целостного взгляда на общество, представители же биологического, психологического, экономического, организационного и других течений в социологии выделяют в качестве определяющего лишь один из действующих социальных факторов. Подобный подход к обществу Сорокин называл "атомистическим", лишающим общество его реальной целостности.» /с.294/ «Специализированный "атомистический" подход позволяет. - читаем у Сорокина; - в лучшем случае понять отдельные стороны явления и никогда - его причины. Отсюда - когнитивная потребность целостного рассмотрения общества, а это - исходная точка зрения социологии»  / Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992. С. 169./
«Природа суперкультуры, по Сорокину, трансцендентна. Это значит, что научными средствами суперкультура познана быть не может. Чтобы разрешить указанное противоречие, Сорокин допускал, что ценности высших культур (суперкультур) проявляют себя через эмпирическую культуру данного общества.» /с. 294/
Питирим Сорокин писал: "Физические науки изучают неорганические явления; биология исследует органический мир, общественные науки рассматривают надорганические явления. Как наличие жизни характеризует живые структуры и процессы, так и наличие сознания или мышления в своей развитой форме отличает надорганические явления от органических. Так же как лишь небольшая часть физического мира (растения и животные) обнаруживает феномен жизни, так и небольшая часть живого мира проявляет сознание в развитой форме - в науке, фило¬софии, религии и этике, искусстве, технических изобретениях и социаль¬ных институтах. Надорганические явления в таком развитом виде обнаруживаются только в человеке и в цивилизации. Другие виды живого мира проявляют лишь рудиментарные формы надорганики. Социология и смежные общественные науки имеют дело с человеком и созданным им миром" ./ Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С. 156. "/
"Задачи социологии и общественных наук в целом, - подчеркивал П.Сорокин, - начинаются там, где заканчивается изучение человека физикой и биологией" . /Там же. С. 157./
«Обратимся к рассуждениям Аристотеля, который, придерживаясь материалистических воззрений в натурфилософии, в то же время оставался идеалистом в общефилософском плане. Любое явление природы представляет, по Аристотелю, единство идеальной формы и материи, однако приоритет в этом единстве он отдает не материи, а форме. Нечто аналогичное мы встречаем и у Питирима Сорокина. Он рассуждает о событиях реальной человеческой истории, но это лишь второй план реальности. Действительная реальность - суперкультура остается в трансцендентном мире, но именно она с помощью своего основополагающего принципа придает обществу целостность. Последнее для Сорокина очень важно. Дело в том, что социология изучает не отдельные явления общественной жизни, но целостные социально-культурные системы. Автор отличает систему как целостность от случайных скоплений существующих в области общественной жизни и в области культуры.» /с.195/
«Поскольку структура общественной жизнь, по Сорокину, сложна, она изучается с помощью системы общественных наук: этики, эстетики, государства и права, лингвистики и т.д.» /с.296/
«Социолог Сорокин, естественно, доказывал необходимость существования социологии как самостоятельной науки и обосновывал это следующим образом. Социология - генерализирующая наука. Она изучает социальные и культурные явления не какой-то одной специфической области общественной жизни (экономики, политики, морали, искусства и т.д.), но то общее, что присуще всем без исключения социально-культурным явлениям.» /c 296/
«Разъяснив смысл понятий интеграции и дезинтеграции общества (социальной системы) у Сорокина, можем более основательно рассмотреть его общесоциологическую концепцию высших культур. Высшая культура играет в социологии Сорокина примерно ту же роль, какую играет в философии Аристотеля категория формы. Выше уже отмечаюсь, что в эмпирической действительности трансцендентные суперкультуры проявляют себя через посредство культурного элемента социальной системы. В действительности суперкультуры в чистом виде быть не может, точно так же как в чувственно воспринимаемом мире аристотелевские формы всегда существуют в единстве с материей.» /с.297/
«Согласно учению Сорокина, эмпирическая, или чувственно воспринимаемая, культура любой социальной системы является отражением трансцендентной суперкультуры. Вместе с тем, анализируя системы культурных ценностей в обществе, социолог получает представление о ценностях суперкультуры. Всего, как уже было сказано, возможно существование трех высших культур (идеациональная, идеалистическая и сенситивная). Однако различия между ними Сорокин связывал с различием и. трех, а всего лишь двух систем ценностей: материальной и духовной.» /c 298/
Итак, Социальная наука в качестве своей исходной модели принимает органицизм Аристотеля с определяющим значением «цели» жизнедеятельности общества, однако считает, что к теоретической социологии относятся высшие формы идеального целеполагания, а прикладная социология занимается материальными системами потребностей. Причем, действующие причины целедетерминируются потребностями общества и человека.