Бурич у каменного забора, 
взирающий на построенный им дом на берегу Оки
в Соколовой пустыни.          
    Владимир Бурич. Тексты. Книга вторая. Стихи. Парафразы. Из записных книжек. 
    М. 1995. 352 стр.
    Вторая, посмертная книга Владимира Бурича (1932 - 1994) - практика и 
    теоретика новой волны русского свободного стиха - издана Музой Павловой, 
    вдовой поэта. Она дополняет первую, как подводная часть айсберга надводную, и 
    не столько стихами, сколько личным, биографическим материалом, той 
    реальностью мыслей и впечатлений, что сгущаются в сон творчества. Ее 
    дополнительность, подчиненность первой и главной книге подчеркивается тем же 
    названием и тем же оформлением. 
    На черном поле обложки - белый квадрат. Не только как символ вечного 
    противостояния света и мрака, но и как полемика с черным квадратом - ведь в 
    белом - для Бурича - "всегда тайна и возможность". Черно-белый контраст, 
    вынесенный на обложку, - это еще и характеристика сознания поэта, 
    романтически-поляризованного ("или - или"), поэта, прожившего жизнь - прежде 
    всего литературную - по принципу инакомыслия: "Я думаю иначе - 
    следовательно, существую". 
    Инаковость становится экологической нишей, в которой личность с высоким 
    уровнем самооценки может сохранить себя. И поэтому поэзия для Бурича - "не 
    отражение действительности", но "одна из форм психологической адаптации, 
    прикладная психология". И в качестве таковой она не нуждается, по Буричу 
    (словами Пушкина), в "условных украшениях стихотворства". 
    Открывают книгу символы противостояния (в этом стиле и фотография поэта - 
    "бодающий Бурич"), закрывают - взаимопроникновения: железная ограда, 
    "ассимилированная" деревом. Четкая графика стихотворений, их 
    "последовательный рационализм" нейтрализуется в итоге многозначительным 
    образом-символом. Что это - светлый рацио расписывается в своей 
    беспомощности или трезво осознает пределы, которые ему не доступны? 
    "Я не верующий, а думающий, / Сомневающийся я", - признается поэт. Вся 
    гуманистическая культура выросла на таком фундаменте, правда вследствие 
    этого постоянно колеблемом и проверяемом на прочность. "Гуманист-одиночка" 
    (самохарактеристика), Владимир Бурич обходится без смысла жизни, но признает 
    ее цель - биологическую адаптацию. И тогда, по Буричу, не существует 
    литературы хорошей и плохой, а есть литература адаптирующая данного индивида 
    или нет. 
    Поэтому поэт и писал о том, что в любом социуме и во все времена встает 
    перед каждым человеком, о том, ради чего люди обращаются к искусству и 
    религии, а если те не дают спасительных ответов - к алкоголю и наркотикам.
    Стихи мои
    профилактические прививки
    от страха
    отчаяния,
    ужаса смерти.
    В стихотворении, открывающем книгу, вечная тема неизбежного старения и 
    убывания жизни воплощена в образах еще недавно современного ритуала. Жизнь 
    проходит, как демонстрация трудящихся. Жизни перепадает казенного оптимизма, 
    только оттеняющего трагизм бытия, а демонстрация приобретает характер 
    тягостно-повторяющегося мифа. Личность оказывается под двойным гнетом 
    социального и природного. Сознание фиксирует положение в дурной 
    бесконечности, из которой выход только один - за пределы жизни. Но следующее 
    стихотворение напоминает: ты не вправе распоряжаться собой, ты "на вершине 
    стройплощадки, называемой родом", ты - "единственное, из-за чего они жили". 
    Сознанию поэта присуща жесткость познающего разума. И прежде всего по 
    отношению к самому себе ("и снова / желание заглянуть в себя / в дырочку от 
    пули"). Бестеневое освещение операционной преобладает в стихах Бурича. 
    Поражает сочетание в одном человеке инструмента и объекта исследования. В 
    сущности, единственное, чего он по-настоящему боится, - это "умереть на 
    самом интересном месте". Вероятно, это так и случилось: он умер в Македонии, 
    во время Стружских вечеров поэзии, после яркого, взволнованного выступления. 
    Бесстрастно "любопытные глаза" - обязательный атрибут поэта, по Буричу, - 
    компенсируются постоянным ощущением себя "внутри удара и боли", что и 
    превращает его предельно лаконичные, холодновато-сдержанные стихи в сгустки 
    целящей энергии. Метод Бурича, в сущности, акупунктура: легкие, отвлекающие 
    поглаживания и - точный, всегда неожиданный укол с расходящимися волнами 
    ассоциаций. 
    Дуешь в волосы своего ребенка
    Читаешь названия речных пароходов
    Помогаешь высвободиться пчеле из варенья
    Каким предательством ты купил все это?
    Он не покупал ни житейского, ни литературного благополучия. По его глубокому 
    убеждению - "жить стыдно". Вообще жить. А не только хорошо или, скажем, за 
    границей. 
    Даже соглашаясь с Буричем ("Мы отстали на целую стихотворную систему, более 
    точно отражающую психологию современного человека"), хочется заметить, что 
    любой стих - это всего лишь методика. Она вовсе не гарантия успеха, скорее, 
    веяние времени, предлагающего иные технологии. В поэзии, разумеется, все 
    определяется уровнем личности. Ее технологические предпочтения - всего лишь 
    добавочная информация о ней самой, так же как и ее современность - всего 
    лишь радужная пленка на поверхности вечного источника. В сущности, совесть - 
    единственная традиция русской поэзии. И в этом смысле Владимир Бурич - поэт 
    вполне традиционный. 
Опубликовано в журнале:
      «Новый Мир» 1996, №10 
страница Владимира Бурича по адресу
http://stihi.ru/avtor/burich3294