Календарь вечности

Татьяна Вика
Из интерьвью наместника Московского ставропигиального Сретенского мужского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова)

        Мир волен сколько угодно переходить на  какой угодно календарь: во времена Французской революции был введен республиканский календарь, при Советской власти перешли на пятидневки, сегодня почти во всем мире действует григорианский календарь, но ему на смену готовят новый всемирный календарь.

        В позиции Святой Церкви есть более веские доводы непременно исчислять время по тому календарю, по которому жили во времена Христа. (Кстати, КАЛЕНДАРИУМ – в переводе с латыни – это «долговая книга». Мы несем ответ за время, данное каждому из нас Богом.)

        Все, что касается церковного года, исполнено МИРА, потому что  наше время исчисление основано на земного времени с Вечностью, с Богом, со Христом – источником мира.

Мы не будем сейчас вдаваться в споры ученых, какой календарь более точный, юлианский, или новый, григорианский, - в данном случае это совершенно не важно. Посмотрим на вопрос с другой стороны.

Что такое светский календарь? В основе его лежит периодичность движения небесных светил. А как быть с церковным календарем, который соотносит наш мир с миром совершенно иным, духовным, нематериальным; наше земное время -  с вечностью,  с тем состоянием бытия, когда времени уже нет?

Для того, чтобы соотнести эти несовместимые понятия, чтобы их – Вечность и время, Дух и материю – объединяло что-то или Кто-то. В этой таинственной точке, где пересекаются время и вечность, перед нами на Кресте предстает Богочеловек, Иисус Христос. Надо понять, что именно Христос, Его жизнь лежит в основе христианского время исчисления. Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение – это те события из которых строится церковный год.

Христос жил в то время, когда древний мир пользовался календарем, введенным Юлием Цезарем в 45 году до Рождества Христова. Это календарь, который одни ученые называют более точным, чем позднейший, григорианский, другие – менее точным, но именно он был в те дни жизни Христа Спасителя. И, естественно, он взят за основу церковного календаря.

В канонах церковных есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения  Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Почему это именно так? Спаситель был распят и умер не Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Если мы пользуемся старым юлианским календарем,  то эта хронология сохраняется, а если переходим  на григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажается.

Но скажут: каждый календарь требует доказательств периодичности – весна сменяется летом, осень зимою. Это мы прекрасно знаем по светским календарям. Нои в церковном календаре события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим, причем самое поразительное, что те моменты Его жизни, которые были связаны с особыми проявлениями в материальном мире, ежегодно повторяются особыми явлениями, которые обычно называют чудом.

Так, именно по старому церковному стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи (которая, как вы знаете, каждый год бывает в разные дни), в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь, который знаменует огненное Воскресение Христа. Напомню, что снисходит этот огонь накануне  Пасхи по православному календарю и свойства этого огня особые: первые несколько минут он не обжигает и люди могут омывать им лица. Это удивительное зрелище, которое происходит каждый год при десятках тысяч свидетелей и снимается на сотни видеокамер.

Другое особого рода соприкосновение Богочеловека с материей было во время Его Крещения, когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна. И от ныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю или календарю, когда в храмах освящается  вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это, повторю, происходит каждый год и также только на праздник Крещения по православному юлианскому календарю. В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но все воды приобретают это первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой – Святыней, как называется она в Церкви. А на следующий день все воды приобретают свои обыкновенные свойства.

Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающемуся ею. Или еще один пример. Праздник Преображения – тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор и облако покрыло их, как описывается в Евангелии. С тех пор ежегодно именно в день празднования Преображения и только по юлианскому календарю на гору Фавор в Галилее, на самую вершину ее, где расположен православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм. Замечу, что в о все остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда. Редко – в январе в сезон дождей. А Преображение празднуется Православной Церковью в середине августа.

Католики и протестанты, особенно пастыри, знают об этих явлениях  и часто бывают их свидетелями (на Святой Земле все это происходит у них на глазах), но замалчивают это.

Ну а нам, православным, ни в коем случае нельзя отказываться от своего церковного времяисчисления, в основе которого лежит жизнь нашего Спасителя, и заменять его на более или менее «правильные» календари материального мира. Мы пользуется ими в нашей обыденной жизни, но в церковной будем как величайшее достояние сохранять церковный календарь, как бы нас ни убеждали отказаться от него.
/Омский Вестник, 08.01.02 г.