5. Движение чувств

Елена Грислис
               
                5. ДВИЖЕНИЕ  ЧУВСТВ.


               
                Весна, что не приемлет позже лета,
                Как исстари  доселе повелось – ЛЮБОВЬ ПОЭТА.
               
                Она вместила несколько эпох:
                Общенья платонического полог…
                Ахматовой ажурный говорок
                Сквозит сквозь строки, оттесняя молох.

                Затем судьба стучится на порог
                И нежностью и клятвенным признаньем.
                К Надежде -  жизнь дающей – не урок!
                Стремится муж всем существом дознанья:

                О растворись, голубка, Лота дочь!
                Вернись, «вернись в смесительное лоно»!*
                Где Лии нелюбимой меркнет ночь
                Перед дорогой «солнца Илиона»**.      
               
                А вот и страсти мстительная высь,
                Теснящая Надежды утешенья.
                Нет лживее «провакселевских»*** ниш   ,
                И неуклюжей лести обольщенья.

                И есть средь них изгойства пустота,
                Чей взгляд тяжёл и профиль неприступен:
                Его невоплощённая мечта,
                Что не подспудна, как системы путы.


_________________________________


*Автор  отталкивается от написанного в 1920 году стихотворения О.Мандельштама «Вернись в смесительное лоно…», в котором его будущая жена Надежда Осиповна увидела  в образе Лии –нелюбимой жены Иакова – себя. Он, как оказалось, окрестил Лией дочь Лота. Надежда Мандельштам отмечала: «Я теперь знаю, о ком эти стихи… От меня он хотел одного – чтобы я отдала ему всю свою жизнь, осталась не собой, а частью его существа». - прим. автора.
** Илион – Троя. 
***Речь идёт о страстной влюблённости Мандельштама в Ольгу Александровну Ваксель , которая осенью 1924 - зимой 1925 года привела к тяжёлому кризису в отношениях между поэтом и его женой – Надеждой Осиповной. Ольге Ваксель Мандельштам посвятил два стихотворения «Жизнь упала, как зарница…», «Из табора улицы тёмной…». После очень сильных стихотворений 1925 года, посвящённых Ольге Ваксель, в которых страсть борется с острым чувством вины, тема которых – беззаконный праздник за пределами данной человеку жизни, в «заресничной стране», а эмоциональный фон – отчаяние, поэт замолкает на годы, до самого конца десятилетия. - прим. автора


Далее  «6. Гость Москвы" http://www.stihi.ru/2012/01/19/1325