5. ДВИЖЕНИЕ ЧУВСТВ.
Весна, что не приемлет позже лета,
Как исстари доселе повелось – ЛЮБОВЬ ПОЭТА.
Она вместила несколько эпох:
Общенья платонического полог…
Ахматовой ажурный говорок
Сквозит сквозь строки, оттесняя молох.
Затем судьба стучится на порог
И нежностью и клятвенным признаньем.
К Надежде - жизнь дающей – не урок!
Стремится муж всем существом дознанья:
О растворись, голубка, Лота дочь!
Вернись, «вернись в смесительное лоно»!*
Где Лии нелюбимой меркнет ночь
Перед дорогой «солнца Илиона»**.
А вот и страсти мстительная высь,
Теснящая Надежды утешенья.
Нет лживее «провакселевских»*** ниш ,
И неуклюжей лести обольщенья.
И есть средь них изгойства пустота,
Чей взгляд тяжёл и профиль неприступен:
Его невоплощённая мечта,
Что не подспудна, как системы путы.
_________________________________
*Автор отталкивается от написанного в 1920 году стихотворения О.Мандельштама «Вернись в смесительное лоно…», в котором его будущая жена Надежда Осиповна увидела в образе Лии –нелюбимой жены Иакова – себя. Он, как оказалось, окрестил Лией дочь Лота. Надежда Мандельштам отмечала: «Я теперь знаю, о ком эти стихи… От меня он хотел одного – чтобы я отдала ему всю свою жизнь, осталась не собой, а частью его существа». - прим. автора.
** Илион – Троя.
***Речь идёт о страстной влюблённости Мандельштама в Ольгу Александровну Ваксель , которая осенью 1924 - зимой 1925 года привела к тяжёлому кризису в отношениях между поэтом и его женой – Надеждой Осиповной. Ольге Ваксель Мандельштам посвятил два стихотворения «Жизнь упала, как зарница…», «Из табора улицы тёмной…». После очень сильных стихотворений 1925 года, посвящённых Ольге Ваксель, в которых страсть борется с острым чувством вины, тема которых – беззаконный праздник за пределами данной человеку жизни, в «заресничной стране», а эмоциональный фон – отчаяние, поэт замолкает на годы, до самого конца десятилетия. - прим. автора
Далее «6. Гость Москвы"
http://www.stihi.ru/2012/01/19/1325