у смерти черные одежды

Людмила Дубинская
у смерти черные одежды
во что одета разве важно.
не носит тоги белоснежной.
у смерти черные одежды
но лик ее совсем не страшный
для теx кто жизнью жил безгрешной
у смерти черные одежды
во что одета разве важно.





В Европе символом смерти является черный цвет, в Азии — белый. В исламской мифологии символом смерти является ангел Исрафил, который стоит рядом с троном Аллаха и поднимает листья с дерева мира с написанными на них именами людей, которым Аллах назначил умереть (поэтому данные листья опали). После этого ангел смерти посещает тех людей и сообщает им о кончине, причем в разных образах: «Перед Адамом он появился в образе козла, Авраамом — хворого старика, Моисеем — вооруженного мужчины». Ангел смерти Исрафил, не упоминаемый в Коране по имени, является тем, кто при создании человека доставил необходимую для этого семицветную землю, которая получила обещание Аллаха возвращать ей материальную часть человека после его смерти.
Рисунки на XIII карте «Великих Арканов» в таро изображают смерть в виде скелета с косой или со стрелой и луком, часто в черной монашеской одежде или в виде «апокалиптического всадника». Эта карта предвещает «смерть, утрату, перемену, устранение старого новым» и другими подобными понятиями.
Танец смерти — символическое оформление мысли, согласно которой в смерти все люди становятся равными и различия в сословиях уже не имеют значения.
Предположительно в испанской церковной традиции возникла серия картин, подобие которой распространились затем по всей Западной Европе (гравюры Г. Гольбейна Младшего), серии, в которых люди всех возрастов и всех слоев общества принуждаются скелетами к «чахоточному» танцу (франц. Dance macabre) или танцевальным шагом уводятся прочь, при этом богатые чаще всего пытаются отчаянно сопротивляться, а бедные безропотно покоряются своей судьбе. Танцевальный мотив в изображениях позднего Средневековья отодвигается на задний план в пользу более спокойной манеры представления, сопутствующей мысли «media vita in morte sumus» («среди жизни мы окружены смертью»). Картины танца смерти возникли в основном в те времена, когда в Европе бушевали великие эпидемии (чума, холера). Картины танцующих скелетов с музыкальными инструментами (флейтами, трещотками) известны также в империи Чиму Североперуанской области побережья, где они, очевидно, изображали сцены из царства мертвых.