Обзор по 3 туру конкурса от Юлии Белохвостовой

Литературный Фестиваль Рунета
Вычитывая стихи на том или ином конкурсе, чтобы пропустить/не пропустить их в большой список финалистов, я пользуюсь простым, почти инстинктивным критерием – стихи или не стихи? Субъективный критерий, опирающийся на филологическое образование, личные предпочтения в поэзии, в литературе вообще, на собственный слух.  Вкусовщина? Да, возможно, хотя я всё же надеюсь, что вкус. Или лучше даже – нюх. Дальше – значительно сложнее. Отобрать из стихов (будем считать, что всё, пропущенное редакторами в лонг – это стихи) лучшие значительно труднее, чем отделить зерна от плевел.  Ни один из авторов не просил меня о рецензии, оценке, комментариях.  Я просто хочу сказать несколько  слов о тех абсолютно разных стихах, которые выбрала, не претендуя на экспертное мнение, но, безусловно, имея основания для мнения собственного.

Авраам Белый "Адюльтер" http://www.stihi.ru/2010/12/17/5158
Я люблю кинематографические  стихи – вот это такое стихотворение, стихотворение-история, новелла. Несмотря на длинные строчки, оно легкое – это за счет хорошего звука, песенности, повторов семантических и морфологических (постукивал, погромыхивал, похохатывал), рефреном повторяющееся начало строки («а ветер рвался»)  – типичная анафора, единоначатие, мною очень любимый художественный приём, который вносит разговорную интонацию, делает её живой.  Это стихотворение выбрала именно на слух, интересно будет почитать еще этого автора.

Александр Хинт "Неизбежность" http://www.stihi.ru/2010/08/10/3638
Сложносочиненное произведение – переплетенное внутри себя смыслами, образами, словно ветками. Это не переложение мифа о смерти бога от руки слепца, здесь, скорее, сам мифический персонаж является лишь образом, точнее – основой всего образного ряда. Всё умирает, чтобы воскреснуть.  Множество философских ассоциаций за каждой строфой, за каждой образной парой: мир-война, свет-огонь,  лето-зима, небо-земля. Наконец, сам образ омелы – это не прост о деталь из мифа, это именно поэтический образ, многослойный и многогранный.  К этому стихотворению интересно возвращаться. Царапнуло сначала, в таком гладко-льющемся слоге, ударение в слове родилсЯ, но с другой стороны – такой вот, несколько архаичный, вариант вполне уместен.

Аннабель Ли Аннабель Ли "Из итальянских стихов" http://www.stihi.ru/2011/08/29/4424
Не могу сказать, что это стихотворение не вызывало у меня сомнений.  Оно очень похоже на этюд – короткие строчки как быстрые мазки кисти, передающие сиюминутность бытия. Последняя строчка настолько не связана с этим пейзажем, словно в этюд попадает случайная фигура, точнее – не случайная, но уже не с натуры, а откуда-то из памяти.

Галина Самойлова "Сумерки" http://www.stihi.ru/2010/07/16/6810
О стихах этого автора мне писать проще – потому что я стихи Галины Самойловой читаю периодически, встречаюсь с  ней на конкурсах, на разных страницах рунета. И здесь рада была увидеть её – как радостно бывает встретить доброго знакомого. У Галины – вкусный язык, образное видение мира. Здесь, в этих сумерках её – сказка, детство, воспоминаний воз и маленькая тележка. Я не могу сказать, что стихотворение безупречно, спотыкаюсь на  «заедая хлеб  Мгновений – тишиною запустенья» и фонетически, и семантически, и визуально, но в остальном – волшебное стихо, в котором к шорохам ночным и теням добавляются  запахи, и вот всё это вместе и создаёт атмосферу поэтическую. Мне почему-то кажется, что это должен бы быть цикл, а не единичное стихотворение, надо поискать – надеюсь, так и есть, и будет продолжение.

Йегрес Вокашу "Рыба" http://www.stihi.ru/2011/04/23/3998
На третьем туре Фестиваля несколько стихотворений о рыбах были мне интересны (настоящий рыбный день или, по названию стихотворения Дмитрия Ревского, тоже очень интересного, день рыб), но я на этой рыбалке выловила стихотворение Йегреса Вокашу. Стихотворение, на мой взгляд,  довольно странное – как та рыба.  В нём  какая-то небрежность чувствуется, случайность  некоторых  эпитетов (беспечная рыба, ласковый песочек – есть в этих определениях некая неуместность, несообразность с ситуацией),  ресницы зажмуренные, обращение то во множественном числе (таких вы встретите едва ли), то в единственном (знаешь, мне…) Но стихотворение привлекает меня главной метафорой:  поэт, или шире – человек творческий  – это говорящая рыба. И когда наша братия друг с другом разговаривает – глубокомысленно ведёт беседы про воду (почему «про», а не «о»?)- то остальной мир, нормально говорящий, этих разговоров о самом главном, скорее всего, не слышит.  На нашем, рыбьем языке написано стихотворение, без надрыва, легко и спокойно. А потому – разбирать все его несуразности нет никакого смысла.

Клавдия Смирягина Дмитриева "Слово" http://www.stihi.ru/2011/06/25/2751
Это стихотворение я принесла в лонг сама.  Здесь для меня никакой дилеммы не было – это стихи. И как раз на фоне многих остальных на этом туре фестиваля, это очень заметно. Стихотворение образное, и образность эта не натужная, искусственная, ученическая (так часто бывает – а вот я что вам тут напишу, вы такого еще не видали), а естественная, произрастающая как раз, как те слова, о которых пишет автор.  И все слова здесь  очень уместны (пожалуй, кроме слова снедь – ну, не считывается оно у меня здесь), тот случай, когда говорят «автор мастерски владеет словом».

Лада Миллер "Меня здесь больше нет" http://www.stihi.ru/2010/01/14/1205
Просто понравилось стихотворение.  Я даже удивлена, что автор принесла это на конкурс, еще больше удивлена, что оно прошло сквозь сито редакторов  – такое оно … внутреннее, что ли, о себе и для себя. Всё стихотворение – один выдох, очень насыщенный личными эмоциями и ощущениями, что не помешало  изящной игре со словами, нюансами. Вкус яблок из общего ощущения у меня выпадает, наверное, что-то  сугубо личное – в таком стихотворении это естественно.

Натан Хлебник "ну вот и сорок дней читаешь лет" http://www.stihi.ru/2011/09/02/8283
Многослойное, многоуровневое – несколько поколений в стихотворении, несколько смысловых пластов. Мне это интересно, и я пробираюсь сквозь каждую строчку, не взирая на столь нелюбимое мною обращение с  пунктуацией.  Мне это мешает (наверное, осталось еще профессиональное, филологическое), а потому приходится прочесть еще раз. И еще. И… но уже не из-за пунктуации, а чтобы ничего не пропустить. Вьются, как осы, слова из этого стихотворения вокруг меня, жалят, не оставляют в покое.  Но общее ощущение от стихотворения – вовсе не беспокойное, наоборот. Есть некое умиротворение, «случается всё так, как должно» - вспомнились слова из древнеримской трагедии.

Сергей Богомолов "Городское" http://www.stihi.ru/2011/06/13/1718
Вот еще одна рыба, которую я выловила здесь и еще один автор, стихи которого я знаю, читаю, нахожу  в них нужное и близкое мне.  Это очень живое по языку стихотворение – неспешное,  очень образное, но образы эти словно в разговор вплетены, вдуты ветром. Один в другой перетекает, создаёт общее настроение. В каждой строфе – поэтическая находка, необычное видение обычного мира. А ведь всё это есть вокруг каждого из нас, просто  мы не всё видим.

Смотритель маяка "Витька" http://stihi.ru/2010/10/11/5460
Я за это стихотворение переживала – пропустят/не пропустят, выберут/не выберут. Выбрали. Хорошо. Возможно, для кого-то это зарифмованная проза. Но ведь со времён возникновения поэзии  она может быть повествовательной, лирической или драматической. И здесь, я бы сказала, по внутреннему конфликту, и не повествование даже, а именно драма.  Стихотворение очень тщательно выписано, выстроено, с точки зрения рифмовки, наверное, можно говорить об избытке грамматических рифм (даже морфологических, скорее – прилагательных с одинаковыми суффиксами), но лично для меня здесь, в этой теме была другая опасность. Я сама для себя когда-то придумала термин «некрасовщина», чтобы им обозначать спекуляцию на жалости к несчастным, больным и убогим, особенно – к несчастным детям.  Так вот, здесь нет «некрасовщины», здесь  - история Витьки, которая меня лично тронула.

Ян Бруштейн "Медленное лето" http://www.stihi.ru/2011/07/15/7689
Это стихотворение напомнило лето 2010 – прямо наполнило комнату тем жаром. Конечно, вяленые коты запомнились особо, прекрасный образ.   Наверное, самое техничное из выбранных мною стихотворений – сложная  схема рифмовки (очень интересно использование ронсаровой строфы в форме, более всего напоминающей сонет, красиво)

Хочу еще поблагодарить организаторов за то, что позвали в эксперты – получила удовольствие от чтения хороших стихов. Всем творческих успехов!