Точка невозврата

Репин В.
                Для самолёта в полёте "точка невозврата" –
                это точка на трассе, начиная с которой
                топлива на борту просто не хватит, чтобы
                либо вернуться назад на аэродром вылета,
                либо долететь до запасного аэродрома. 


На Одессу прут румын колонны,
Путь их ясен, прям, предельно прост:
Над Дунаем гордо, непреклонно
На быках вознесся Карлов мост.

Ведь горизонтальная бомбежка
Точности хорошей не даёт:
То намного, то совсем немножко –
Недолёт и снова перелёт!

Не обманешь точку невозврата,
И смелы румыны вдалеке:
Не вернутся из атак ребята,
Истребитель заводя в пике.

А ночной ТБ собьют над целью,
Если проводить бомбежку днём.
Враз накроют огненной метелью!
Ну, а если всё-таки… втроём?

«Ишаки» подвешены под крылья –
Тихоход ТБ совсем не прост! –
И уходит в небо эскадрилья
В направленье на проклятый мост.

Отцепились, бреющий… атака!
Вверх свечой, переворот, и вот –
Это же совсем другая драка –
Бомбы лягут точно на пролёт!

Четверть тонны русского тротила –
Фермы вкось, огонь фонтаном бьёт:
Тут не только мост разворотило –
Под настилом шел нефтепровод.

А пилоты – к дому с разворота,
Над Дунаем покачав крылом;
Обстреляв румынскую пехоту,
Возвратились на аэродром.

***

Боевое крещение «Звена- СПБ», в состоялось 26 июля 1941 года, когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать авианосцы, и для проверки было дано задание разбомбить «СПБ» нефтехранилище в Констанце . Задание было успешно выполнено — цель поражена без потерь, в ходе авиаудара истребители-бомбардировщики отсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели и после поражения цели вернулись на аэродром в Одессе, где дозаправились и вернулись в Евпаторию своим ходом.

В связи с успешной демонстрацией возможностей Звена- СПБ 10 августа 1941 был совершён авианалёт на основную цель — мост Карла I на Дунае, через который, помимо войск, проходил также и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Для этого истребители дополнительно оснастили 95-литровым топливным баком, чтобы получить дополнительные 35 минут полёта. Атака производилась тремя носителями, но в одном из них случилась поломка, и он был вынужден вернуться назад, остальные выпустили истребители-бомбардировщики в 15 км от румынского берега. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись назад без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня — 13 августа 1941 года, в это раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли уничтожить мост. И, нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись назад без потерь.