Дед

Надежда Каталикова
        Дед Алексей был добрым и мужественным человеком, плохим председателем колхоза и хорошим ассенизатором. Он довольно много пил: жизненные всплески заглушал океан истины. Даже с войны дед вернулся в родную деревню с самогонным аппаратом.
        Колхоз под руководством деда не процветал, но и не бедствовал, чего нельзя было сказать о семье: все было пропито до нитки. Таков был дедов ответ материализму. Голос океана был сильней.
        Не единожды дед возвращался с районных совещаний "пьяней вина" (мамин словесный изыск). Это был невольный человеческий поединок с бесстрастным мирозданием. Несколько раз дед рисковал заживо замерзнуть. Спасала председательская лошадь: ее многолетняя выучка, животное чутье и полное равнодушие к спиртному.
        Дед был невысок ростом, худощав, красив. Пьянство его обаяния не искоренило, но было вечным спутником жизни. Неотъемлемым пунктом в человеческой характеристике. Восклицательным знаком в конце предложения. 
        Впрочем, все это не помешало деду обзавестись второй семьей и перебраться из деревни в город. Туда же, спустя некоторое время, приехали моя мама и бабушка. Низкий деревянный барак, многочисленные соседи, шумные вечера на кухне - линия жизни. "Жили дружно и весело" - художественная зарисовка памяти.
        У деда было девять детей: двое - от первого брака и семеро - от второго. Широкая дедова душа принимала всех.
        Алиментов дед не платил. Соседские женщины говорили моей бабушке: "Анисья, подай на алименты". Бабушка неизменно отвечала: "Он хуже меня живет".
        Дед работал, пил, снова работал. Умудрялся содержать семью. Подарил маме на свадьбу  ужасную  зеленую лампу. Лампа оказалась средоточием  лучших качеств дедова характера: исправно светила. В течение долгих лет она безмолвно и покорно созерцала папины чертежи и мамины бухгалтерские книги.
        Деда знал почти весь город. Каждый обращался к нему почтительно. "Алексей Арсентьевич" - иначе его не называли. Дед знал людей, видел и слышал их. Радушная встреча, теплый прием, искренность сердца - это дед называл благодатью жизни.
        Что-нибудь да значит, если в последний путь вас провожает толпа народа...