Февральский конкурс. 16 обзор. Амирам Григоров

Редакция Журнала Окна
Обзор стихов первой лиги.
 
Я назвал бы этот обзор стихов  1 лиги «Отцы и дети». Первая лига, оговорюсь, в нынешнем сезоне, а я писал и по высшей,  накрывает высшую, как удав кролика. То есть, я хотел сказать, перекрывает. Даже нет, покрывает. Г-споди, что-то я всё не то говорю.
Поскольку, то, что лично я считаю поэзией, настоящей, честной и волнующей, подлинной и полновесной, как имперский золотник, делится исключительно по принципу поколений, и никак иначе…
 Поэзия сродни религиозной традиции, передающейся из поколений. Поэзия,  уверяю вас, не разлагается на «актуальную» и «неактуальную». Она никак не разбивается по принципам наличия или отсутствия «культурного смысла». Единственным инструментом, позволяющим производить оценки, является платиновый, даже нет, иридиево-палладиевый эталон, который хранится в нас, людях, говорящих по-русски, и передаётся от умозрительного родителя – умозрительному потомку. Этот эталон зовётся восторгом единения с гармонией нашего мира, зашифрованной в рифмованном тексте. И если ты испытываешь восторг, когда стихотворение читаешь, ты понимаешь – это подлинное, это настоящее, это достойно остаться навсегда.

 
1) Алексей Григорьев
короткие сны
http://www.stihi.ru/2011/09/08/6377

Дядя Володя жив — носит из леса грузди.
Бабка моя жива. Кот — это так, не в счёт.
А под ногами вдруг жёлудь созревший хрустнет —
Не утащить в стихи — нету стихов ещё.
В этих непрочных снах если что есть, так осень:
Жёлтый соседский клён, серые облака...
Бабкин сосед умрёт через неполных восемь
В жёлтом грибном лесу — я не запомню, как.
Странно: был целый мир, яркий, живой, надёжный,
И обратился в сны: в едкий осенний дым,
Запах сырой травы, груздь на короткой ножке,
Жёлудь, что захрустит под каблуком моим.
Поэт Григорьев – однозначно, из поколения «детей». Относительных, конечно, детей, я, не дай Б-г, не пытаюсь завуалировано определить его в  школяры, или, скажем, как-то подчеркнуть в нём незрелость. Безусловно, нет. Григорьев говорит в полный свой голос, и этот голос - чарующий. 
Я назвал бы это маленькое стихотворение, камерное, проникнутое возвышенной грустью – шедевром. Тут есть всё, что надлежит находить в самых качественных образцах поэзии. Тоска, любовь, жизнь, смерть и память. Красота, соприродная кристаллической форме существования материи. Это очень хорошие стихи.


2) Ян Борисович Бруштейн
http://www.stihi.ru/2007/12/24/116
Сухари.

А вот и представитель поколения поэтических отцов. Ян Бруштейн поразительный поэт. Его литературные корни – в 60-х, оттуда, где безумствовал несчастный Леонид Губанов, где кипел и переливался «Смог», где был небывалый всплеск интереса к поэзии. Сейчас мы, находясь на Эвересте нового времени, можем смотреть назад, как сверху вниз. Мы уже знаем, что было потом. Что многое из того, что в те годы звучало, и было ценным, потом окажется пачкой потерявших цену, выцветших ассигнаций, керенок, не стоящих больше бумаги, на которой они напечатаны. Ян родом оттуда, но он из особенных. Ян из тех, кто ни разу не позволил себе криво ухмыльнуться, Ян из тех, кто ни разу не позволил себе двусмысленно пошутить, Ян из тех, кто хранил в себе  высочайший, тот самый платино-иридиевый эталон русского стиха, так же преданно и верно, как рыцарь Грааля – свой мистический артефакт. Ян из тех, благодаря кому мы сегодня имеем великолепную когорту молодых авторов. Все эти годы безобразного распада поэтического слова мы пережили, благодаря, в том числе, Яну Бруштейну.


3) Дмитрий Мельников
http://www.stihi.ru/2011/11/24/3498
Производит в воскресенье

Дмитрий Мельников (поколение «детей») – выдающийся автор современности. Его романтическая мрачность, сотворяемое им неповторимое сплетенье Востока и Запада, его загадочный голос, его умение погрузить читателя в абсолютную прострацию – для будущих поколений литературоведов, несомненно, будут предметами для штудий. Я бы лично счёл бы многие его стихи достойными изучения в школах уже сейчас.


4) Елена Касьян
http://www.stihi.ru/2011/07/25/4974
Там нет ничего

Лена Касьян, в её лучших стихах, я бы, как это ни парадоксально звучит, сравнил бы с Мельниковым, при всей внешней непохожести поэтических приёмов. По моему ощущению. Мне так кажется. Потому что послевкусье, по мне, остаётся таким же. Отменным. Ярчайшее стихотворение. Казалось бы, оно о мраке, но столько света в нём! Сколько света!


5) Мария Маркова
Темнота на кухне, сигарета...
http://www.stihi.ru/2010/10/12/610

Темнота на кухне, сигарета.
Быт и проза – строчка на зубок.
Пролетала вестница-комета.
Падал на пол шерстяной клубок.
Шевели губами, прикасайся
к тонкой стенке: у соседей гул.
Тут полцарства или четверть царства –
сказочно застройщик обманул.
Но пространство ночью отступает.
Звёзды в небе белые горят.
Ходит боль, хорошая, слепая,
тыкается в старый звукоряд.
Всё ей внове – песенка на ощупь,
пепел, шорох, слёзы, пустота,
темноты безлиственная роща,
тёплый мех уснувшего кота
и – пока её не обманули
яркой вспышкой, не свели на «нет» –
человек растерянный на стуле,
сам себе и музыка, и свет.

Ещё один представитель поколения «детей» - поэт Мария Маркова. И опять – маленькая жемчужина, тяжёлая, переливающаяся на свету, вмещающая в себя несоразмерно больше формата. И опять – всё то, что должно быть. И опять хочется сказать – браво, браво и спасибо.


6) Владислав Сергеев
Водомерка
http://www.stihi.ru/2007/11/04/2041
 
Я, признаться, ничего об авторе не знаю. Правда, даже поколение назвать не смогу. Хотя, на 99 и 9 в периоде процентов могу полагать, что это представитель «детей» - из поросли от сорока и меньше. Я уже писал как-то об этом стихотворении. Бейся, бейся, клопиное сердце, продолжайся, маленькая-маленькая жизнь. Столько грусти во всём этом! Но и довольно красоты. И того, что зовётся в нашем мире греческим словом лирика.