2006-2012 и далее..

Психоделика Или Три Де Поэзия
      Данный пост открыт для обсуждения более чем 5-ти летнего пути, вехи которого показаны ниже.  В каждой теме работало много авторов,  написано много текстов и следовательно каждая тема может быть подкреплена значительным практическим материалом. Если потребуется под обсуждение конкретной подтемы может быть открыт новый пост. К обсуждению мы попробуем привлечь авторов сайта стихи.ру имеющих специальное образование, но и любое другое мнение нам важно и для нас ценно. Любой спам под данным постом будет пресекаться, авторы, допустившие более одного некорректного высказывания  будут сразу заноситься в чёрный список.
-----------------------------
Авторам, пишущим в данных жанрах и техниках (напоминание): открылась страница Три Книги http://www.stihi.ru/avtor/triknigi.  Просьба помочь собрать все тексты в одном месте (для каждого открываются по три тематические авторские страницы) и поработать с текстами (на странице работает группа из трёх редакторов) из отобранных редакторами текстов формируются коллективные сборники, также с текстами можно работать и на данной странице.
............................ ко всем с уважением, Анатолий



Темы:
1.  Японский сонет (дактиль)
(вариации канона: яс-бабочка, яс-оригами, яс-коврик)
2. Техника совмещения
3. Техника растворения (алеаторика)
4. Японский сонет (ямб)
5. Сонетная матрёшка
6. Сонетный верлибр
7. Растворение в прозе
-------------------------------------------
временно-отложенные темы: звукоритмическое кодирование в стихотворении, фрактальная и психоделическая поэзия.




ЯПОНСКИЙ СОНЕТ (дактиль),  вариации канона.


***  Японский сонет (дактиль)

 Что мне заботы?
 Или затменье Луны?
 Мёртвые осы?
 .
 Сладкие соты
 мёдом и счастьем полны -
 Щедрая осень...
 .
 Льётся целебный янтарь
 в горькую душу -
 другом мне присланы в дар
 Пёрышко с тушью...
тушь (автор: Осеева Светлана)


В небе высоком
 КрУжится тихо перо
 В плавном паденьи.
 .
 Юг так далёко…
 Будет родимый порог
 Ждать возвращенья.
 .
 Сквозь расстоянья, года –
 Путь хоть и труден –
 Птицы вернутся всегда.
 Птицы - не люди…
(автор: Лавров Дмитрий )




*** Японский сонет бабочк (теле-акро-стих)
 
 .............красные на ветках...............
 ....чёрный обугленный лес,…..................С...................сказочный дом ледяной....
 ..рухнувший ангел..
 ты ищешь остро
 ..в царстве запутанных троп....................П...................пахнет морозным бельём..
 .....здесь только в небо......
 .............руны молчат о Тебе,....................Е.......есть только нежность и боль.........
 ..........и только пишешь.......
 ............знает дороги твои.........................И...........................имя своё на снегу,.......
 ...........................в каменном мире............Е........если Ты — вечность.......................
.
(автор: Осеева Светлана)
 

*** Японский сонет-оригами:
 
 Ночь перед смертью…………………………….............
 тише и глубже… в ней нет… шелеста листьев,
 Песни цикады ты не услышишь лишь вздох
 ……………………………………................старого пруда
 Всё ли проходит сквозь сны…
 …Дверь Ясукуни
 Сломанной веткой сосны
 Пахнет сегодня

 ----------------------------------- или:

 Ночь перед смертью
 …..............тише и глубже… В ней нет
 …................................песни цикады
Шелеста листьев
…...............ты не услышишь, лишь вздох
….................................старого пруда
 Всё ли проходит сквозь сны…
….................................дверь Ясукуни
 Сломанной веткой сосны
 …................................пахнет сегодня.
.
Ясукуни (автор: Фомин Алексей)


***
Ангел из пепла,
….................Город ослеп и обмяк.
…...................................Ночи из вздохов.
Эхо вверх лестниц
….................К птичьим чертям на чердак,
…...................................Эхо вдоль улиц.
 Всё в этой жизни не так.
…...................................Верь, если хочешь,
Город ослеп и обмяк...
…...................................Боль - междустрочье.


Ангел из пепла, ночи из вздохов,
Город ослеп и обмяк.
Эхо вдоль улиц, эхо вверх лестниц
К птичьим чертям на чердак.
Верь, если хочешь, боль - междустрочье,
Всё в этой жизни не так.
Город ослеп и обмяк...
.
Срахов




ЯПОНСКИЙ СОНЕТ (дактиль),  ТЕХНИКА СОВМЕЩЕНИЯ


***

В комнате пусто............................за день не распутать теней.
Спелой черешни следы...........................пара косточек, ветка
На белом блюдце.................лежат рядом с мятой салфеткой.
В комнате тихо...................................... Завяли цветы на окне.
Из равнодушных вещей.......................можно выделить шкаф.
Вытекло время.........................из зеркала на пыльный коврик.
Шмель между рам высох весь................Это было во вторник
Осень на крыльях,................................покорная смерти душа,
Тронешь - и хлынут дожди................сквозь бордовые шторы
Прямо из стёкол...............................на то, что живёт не спеша.
.
Климов



*** ХОРЫ (интертекстуальные аллюзии с диакросонетами на "Книга песка", "Линия жизни", "Обсуждение" и "Думая вслух" Х.Л.Борхеса)


Моя коллекция понятна не каждому. В ней (КоЛьца из льдинок,) с тончайшим рисунком
букв, которые складываются в выражения: (Не Искушай мир песков) или Помни ураган
рождённый крыльями прозрачных бабочек, (ИзНеможеньем) и утраченным началом дней.

В ней огромные идолы, пугающие видящих (ГлИняной тенью), а слышащих - разговором
о Словах, падающих с каменных губ. В ней (Ад Якорей-полуснов) с летучих голландцев и
шелковые паруса ловящие ветер и поющие (ПеСни рожденья) голосами херувимов и птиц

В ней много всего, но всё это разнообразие (ЕсТь не ответ, но печаль…) Густые кудри той,
кто приходит раз в сто лет… В чьём сердце (СтОн и измена) смешались с верностью ночи
и смехом до слёз. Так тают льдинки. И всё (КоНчено… Рвётся... Не жаль...) Старые книги
не открыть на пожелтевших страницах, нет. (Алая лента) зари, как огромный бант над ми…
.
Алексей
.
.
В одном из летних дней хранится крик, (ДрОбь барабанов), медные трубы запоминают звук ветра.
Темнеет в отдалённых углах вселенной (УмБра непрожитых лет), вылупилась из кокона звезда-
бабочка с крыльями дракона, перепутав (МеСто с моментом). Смеющиеся серебряные шелкопряды

падают с неба нитями седого дождя на (АлУю ленту) заката. Их никогда не бывает жаль. Осы,
запутавшиеся в волосах Ариадны спят. (Я Же вплетала в рассвет) дороги к старому лабиринту,
в котором чувство страха окутано эхом. (ВиДимо, рано.) Зелёные птицы ткут из листьев платана

зелёный парус, чтобы любоваться через (СтЕны прозрачные для) рыб на то, как плывёт корабль,
под прицелом сверкающих на солнце (ЛиНз и биноклей.) Роза ветров лежит на ступеньках
дворца, не вянет, удивляется тому как (УчИтся дождь у огня), как крошечные морские волны
вылизывают берег. Тысячелетнее дерево (ХлЕщет по окнам) чёрными ветвями. Стон Минотавра.
.
Татьяна (Ё.Ё.)




*** Спецэффекты (автор: Ладошкина Татьяна (Ё.Ё.))  (текст справа вынесен для понимания используемой техники)


Здесь тянутся тени за вором последних минут.....................................тянутся тени
Всей тусклой толпой по камням, по комкам глинозёма,.....................тусклой толпой по камням
Ложатся на пятна от снега страной незнакомой...................................пятна от снега

В канавах и рытвинах тех будто только и ждут,

Чьё время заметно длиннее, чем время песка,.......................................время заметно
Что в лапах ручных черепах рассыпается с блеском............................в лапах ручных черепах
Тьма в старых телегах скатилась до жанра бурлески,..........................в старых телегах

Не этих ли странностей снег прошлогодний искал?

Лишь днём духовые звучат. Скалит зубы тоска,...................................днём духовые звучат
Чтоб струнные ночью щипались, как кислый щавель,...................…..струнные ночью
Весь чертополоховый чат будоража рефреном.....................................чертополоховый чат
Что ж сплетни сорочьи пророчат аншлаг откровенно..........................сплетни сорочьи

Для П.Витгенштейна? Был так механичен Равель...

 Под ель в шемизетке - мешок, на макушку - богов,
 Пусть в позднем подарке осин экзорцистом походит,
 Но к Новому году наденет наряд по погоде -

 Простую фелонь горностаево-белых снегов.

 Над рощей газетной взлетят легкокрылые утки,
 И вырез берёзовых спин обнажит синеву...
 Там низкая мода? Тогда я её и зову

 На подиум пня, - воплощение смеха без шутки.

 Он выстелен кожей змеи и дыханием птиц.
 Как бубен шамана стучит заходящее Солнце.
 Об первое платье зимы так легко уколоться,
 А сон тарлатана растянут на сотню страниц,

 До таянья снега, до счастья цветения вишен.

 Про жизнь табуретки так много никто не напишет...
 Её заторможенность вызвана тяжестью тел,
 За резкостью линий видна нескончаемость дел,

 Нехитрая суть и отсутствие тяги к престижу.

 Всё ж скрещены пальцы часов... То ли лгут, то ли нет?
 Меж неуязвимейших сил они всех уязвимей.
 Из дикой малины варенье невообразимо,

 Как крестик аптекаря яркий насыщенный цвет.

 Жаль, гений легко совместим и с bluetooth облаков,
 И с чёрным злодейством дымов без огня под собою.
 По-прежнему шепчет волна валунам под Луною
 Хит о спецэффектах при чтении длинных стихов.


 Тянутся тени
 Тусклой толпой по камням,
 Пятна от снега.

 Время заметно
 В лапах ручных черепах,
 В старых телегах.

 Днём духовые звучат,
 Струнные - ночью.
 Чертополоховый чат,
 Сплетни сорочьи.


 Ель в шемизетке, -
 Позднем подарке осин
 К Новому году.

 Рощей газетной -
 Вырез берёзовых спин.
 Низкая мода?

 Выстелен кожей змеи
 Бубен шамана.
 Первое платье зимы -
 Сон тарлатана.


 Жизнь табуретки
 Вызвана тяжестью тел,
 Резкостью линий.

 Скрещены пальцы
 Неуязвимейших сил
 Дикой малины.

 Гений легко совместим
 С чёрным злодейством.
 Шепчет волна валунам
 О спецэффектах.





ЯПОНСКИЙ СОНЕТ (ямб)  и вариации формы.

СОНЕТНАЯ МАТРЁШКА (техника совмещения)

*** Из февраля смотрю  (автор: Павлова Лена)

 Из февраля смотрю на старый дом.
 Знакомый запах высушенной мяты,
 И девочка тропинкой босиком
 Бежит к оврагу, как и я когда-то.

 Воздушным змеем вырвался из рук,
 Взметнулся выше к небу быстрой птицей
 Горячий полдень. Солнца белый круг.
 Из старой книги выпала страница.

 Цветами незабудок у реки
 Глаза смеются. В поле васильки
 Для дружных пчёл весёлая приманка.

 Травинки сок, как яблоко на вкус,
 И спелой земляникой алых бус
 Горят ладони маленькой беглянки…


------------------------------------
 Знакомый запах/ и девочка тропинкой/ бежит к оврагу
 Воздушным змеем/ взметнулся выше к небу/ горячий полдень
 Цветами незабудок/ глаза смеются
 И спелой земляникой/ горят ладони


*** Вечность на папирусе (автор: Велма)

 Горячий Ра падет на белый храм,
 Свои ладони разрезая Нилом…
 Сто лет под солнцем высыхать чернилам…
 Мне проще верить звездам, чем пескам…

 Ведь им не больно – вечность не болит…
 И с черепками сонные рабыни
 Сметают со ступеней чье-то имя…
 Молчанье сфинкса… эхо пирамид…

 Прости за смелость смертных… хоть на миг…
 И лишь позволь мне, избранной богами,
 Любить тебя веками и ветрами,
 Моя царица! Нежно с губ твоих
 Лакать, как кошка, сон, и стон, и крик…
 И таять на папирусе стихами…

 Сто лет под солнцем / мне проще верить звездам / ведь им не больно
 И с черепками / сметают со ступеней / молчанье сфинкса
 Прости за смелость смертных / и лишь позволь мне
 Любить тебя веками / моя царица


СОНЕТНЫЙ ВЕРЛИБР (техника совмещения)

*** Открытка PS-iamb  (автор: ладошкина Татьяна (Ё.Ё.))

 бумажная открытка, тройка, сани...
 потрогать можно, - как живые едут.
 не дорог почерк напиши руками
 позёмки-нидерландки, ветра-шведа...
 топчу ногами снег, ловлю губами
 прозрачный камень праздничного глянца.
 в рождественской гирлянде в ритме танца
 на липком скотче вздрагивают лани
 папье-машовый ангел обернётся,
 стеклянный лётчик выглядит, как местный.
 игрушечные панды, колокольцы...
 сюрпризы ночи всем давно известны, -
 на ёлке неба - белый шарик солнца, -
 уже с утра моё согреет сердце.

---------------------------------
не дорог почерк / позёмки-нидерландки, /  топчу ногами
 прозрачный камень /  в рождественской гирлянде /  на липком скотче
 папье-машовый ангел /  стеклянный лётчик
 игрушечные панды, /  сюрпризы ночи



*** проблемы прохождения временной мели (Валдис Дуббулт)

 проблемы в том, что идолы из камня
 переживут январь и не заметят
 движенье света сквозь сетчатку веток
 к фрагментам знаний майя об улитках.
 вчерашний вечер переплавят в слитки
 конквистадоры в латах из омелы.
 поднимут крест чуть выше чёрных меток
 голов-игрушек  - смуглых бонбоньерок.

 что наша песня небу: вера? память?
 всего лишь ветер зимних акварелей. 
 что ждёт сидящий ворон в пыли белой
 никто не знает. выдержат ли нервы,
 когда начнёт весна по-женски плакать
 о том, что ей не быть в желаньях первой.

----------------------------
 движенье света /  к фрагментам знаний майя  / вчерашний вечер
 конквистадоры  /  поднимут крест чуть выше /  голов-игрушек 
 что наша песня небу: / всего лишь ветер
 что ждёт сидящий ворон / никто не знает.
 


СОНЕТНЫЙ ВЕРЛИБР (техника растворения)


*** Непогодное (автор: Рейвен)

 Усни, не слушай шёпотную речь
 Белёсой тьмы крадущегося снега.
 В глухую полночь кто-то тихий бродит
 В провалах туч, с луной-поводырём.
 Лес до костей исклёван вороньём,
 Гудят деревья к долгой непогоде,
 Зажжёшь огонь – и в поисках ночлега
 Мертвец, не странник, постучится в дом.

 А выше снов – вселенская тоска
 В зрачках волков далёкой звёздной стаи,
 Алмазный всполох, млечная река...

 Кровь тяжелеет синей зимней сталью
 От песен древней вьюги – смутных, странных,
 Болеет сердце, пустота - сладка

 ---------------------------------------------
 усни, не слушай / крадущегося снега / в глухую полночь /
 гудят деревья / и в поисках ночлега / мертвец, не странник /
 далёкой звёздной стаи / алмазный всполох /
 от песен древней вьюги / болеет сердце



ТЕХНИКА РАСТВОРЕНИЯ (алеаторика)

*** Период абстиненции (автор: Анатолий Страхов)

Лишь мысль о том, что можно не успеть
 В конце концов сбывается. Банальность.
 В угрюмом парке, в каждой ветке — плеть
 И в каждом вздохе есть своя тональность.
 К многоголосной музыке Машо
 Дорога в листьях от каштанов старых...
 Но ты давно не веришь в этот шёлк.
 В твоей квартире тёмной вянут астры.
 Не сложится картинка прежних встреч
 Из одиночеств и туман всё гуще,
 Окно закрыто плотно неимущим
 Словам о счастье счастья не сберечь.


 Притоплен берег. Дождь десятый день.
 Аир разросся, реки стали шире.
 В угрюмом парке проявилась тень
 И астры расцвели в твоей квартире.
 Мерцают осыпаясь с веток вниз
 За каплей капля, что здесь надо гостю?
 Омлет на завтрак, тофу с рыбьей костью?
 Твоя готовность выполнить каприз?
 Сгорают долго листья, горек дым.
 Ручьи текут в ненастье обнажаясь
 И снова ты сидишь одна, не каясь
 И ждёшь его перед окном пустым.

 Но птицы улетели навсегда
 В чужую осень снам оставив гнёзда
 На стенах звёзды проступили поздно -
 Полы покрыла мёртвая вода.


------------------------------------------ 
в угрюмом парке /  не сложится картинка / из одиночеств
окно закрыто /  аир разросся, реки /  в твоей квартире
мерцают осыпаясь / за каплей капля
сгорают долго листья / на стенах звёзды

из одиночеств / не сложится картинка / дорога в листьях
притоплен берег / но птицы улетели / оставив гнёзда
в твоей квартире тёмной / на стенах звёзды
мерцают осыпаясь / в чужую осень

 в угрюмых парках / сгорают долго листья / каштанов старых
 туман всё гуще / окно закрыто плотно / омлет на завтрак
 но ты давно не веришь /  словам о счастье
 аир разросся, реки / текут в ненастье




*** Улика. Реконструкция мифа. (автор: Анна Малютина)

       Знакома ли вам магически притягательная сила некоторых предметов, которые иногда совершенно случайно попадаются на вашем пути?.. Действенность этой силы особенно заметна, если вы находитесь в гостях у букиниста, антиквара или иного собирателя раритетов.
     До сих пор помню то странное ощущение, которое возникает, когда держишь в руках книгу с автографом А.Блока или листок, исписанный аккуратным учительским почерком Ф.Сологуба, а на стенах обычной квартиры видишь картины К.Сомова, А.Бенуа, В.Серова, В.Борисова-Мусатова. И чувствуешь, как возрастает напряжённость неведомого физикам поля и вас начинает затягивать в такую воронку, из которой не знаешь, как выбраться…
     Раздвигаются незримые грани, и вы уже не понимаете, что за рамками этих картин? – Тюильри?.. Версаль?.. Царское Село?.. и, восклицая "о век галантный!", вы почти вживую представляете прогулки дам и кавалеров, а на заднем фоне в туманной дымке проступает булонский лес…
     Прощальный маскарад на старой акварели продлится совсем недолго. Среди боскетов затеряются напудренные букли париков, а мушки на щеках выцветут, словно буквы в буклете, надпись в котором мелкой нонпарелью беззвучно кричит о том, что праздник завершится плахой, и столь любимый стиль рококо – не роскошь, а предтеча Робеспьера.
     Когда на пороге санкюлоты, лето сулит отнюдь не отдых. Июньский вечер обещает на завтра – облачность, а ветер, если верить прогнозу, ожидается переменный. И куда ни двинешься – мерещится мятежный Париж за каждым поворотом.
       Декорации те же, но ещё можно переиграть роли. И вот уже слышится: "Пора, пора…" – Это мадам Рошет торопит медлительного дворецкого: "Дюран, скорее в путь!.. Для нас спасение – дорога до Варенна…"
      Но время безнадёжно упущено. Не убежать в нагруженной карете… Переодетый девочкой дофин, проснувшись, начинает плакать. Колёса вязнут, на спицах оседает пыль, сухой суглинок скрипит на зубах и на подошвах. Погода портится, в театре небо затягивают чёрным крепом и кажется, что не туча, а тень гильотины нависает клином над головой обречённого монарха.
      И скоро, очень скоро, – на рассвете, когда невозможно скрыться под полями чужой шляпы и надо расплачиваться серебром за выезд, – вот тогда-то злосчастное экю станет нечаянной уликой, по которой будет опознано лицо простолюдина.
        И занавес падёт, когда сравнят гражданина Луи Капета и королевский профиль на монете…

        Куда закатилась эта монета?.. Нумизматы хранят молчание…

--------------------------------------------
данный текст написан в технике растворения. В нём можно увидеть спрятанное стихотворение:


О век галантный дам и кавалеров!
Булонский лес на старой акварели,
В буклете надпись мелкой нонпарелью:
Стиль рококо – предтеча Робеспьера.

Июньский вечер… Ветер переменный,
Мерещится Париж за поворотом…
"Пора, пора, – мадам Рошет торопит, –
Спасение – дорога до Варенна".

Не убежать в нагруженной карете,
Колёса вязнут… Пыль… Сухой суглинок…
Тень гильотины нависает клином
Над головой монарха…
…..........................................На рассвете
Опознано лицо простолюдина
И королевский профиль на монете.


------------------------------------------------
а в самом стихотворении — японские сонеты:

в буклете надпись: / над головой монарха / тень гильотины
о век галантный / и королевский профиль / простолюдина
июньский вечер, ветер, / сухой суглинок,
спасение – дорога, / колёса вязнут

о век галантный / предтеча Робеспьера / тень гильотины
июньский вечер / дорога до Варенна / сухой суглинок
Париж за поворотом, / колёса вязнут
мадам Рошет торопит / простолюдина

-------------------------------------------------
Цитата:
 "Бодрой рысцой, быстрее, чем четвёрка, восьмёрка лошадей тянет тяжёлую, громоздкую карету вдоль серой дороги, извивающейся, словно ручей. […] Все шутят по поводу ролей, которые приходится играть беглецам: госпожа де Турзель теперь знатная дама мадам де Корф, королева – мадам Рошет, гувернантка её детей, король в ливрее лакея – дворецкий Дюран, дофин превратился в девочку. […]
Пути назад нет, остановиться тоже нельзя, у беглецов одна лишь дорога – дальше и дальше…"
Стефан Цвейг "Мария Антуанетта. Портрет ординарного характера"