Ключ к стихотворению Черубина

Анна Германова
Ключ к стихотворению "Черубина" http://www.stihi.ru/2012/02/16/5521

Эпиграф к стихотворению — Vae victis! — (Горе побежденным, лат.) — девиз на гербе рода де Габриак. Печатью с этим девизом было скреплено письмо, приложенное к рукописи стихов за подписью Ч. де Габриак,  пришедшее в редакцию "Аполлона" в августе 1909 года.
М.А. Волошин, "История Черубины":
"Габриак был морской чёрт, найденный в Коктебеле, на берегу, против мыса Мальчин. Он был выточен волнами из корня виноградной лозы... Имя ему было - дано в Коктебеле. Мы долго рылись в чертовских святцах ("Демонология" Бодена) и, наконец, остановились на имени "Габриах". Это был бес, защищающий от злых духов."
 Тогда же был придуман и герб Черубины:
"Червлёный щит в моем гербе,
 И знака нет на светлом поле.
 Но вверен он моей судьбе,
 Последней — в роде дерзких — волей... "
— "Аполлон" — журнал по вопросам искусства, издававшийся в Петербурге в 1909—1917 гг. Редактор и издатель С.К. Маковский — главная жертва мистификации.
— Мистификатор киммерийский — М. А. Волошин, "крёстный отец" Черубины. Киммерия — античное название Крымского полуострова.
— в качестве сотрудника журнала, не раскрывая свое участие в мистификации, М.А. Волошин публикует изящнейшее эссе "Гороскоп Черубины де Габриак", приветствующее молодую талантливую поэтессу, где называет себя "её придворным астрологом". "Аполлон", N2, 1909.
— Конквистадор в панцире железном — Н. С. Гумилёв; цитата из стихотворения "Я конквистадор в панцире железном".
— Дуэль между Волошиным и Гумилёвым состоялась в ноябре 1909 года.
— Поэтесса Серебряного Века Черубина де Габриак (испанка из знатного рода, католичка, красавица, затворница) родилась в Петербурге в августе 1909 года, а умерла в ноябре 1909 года.
Осень 1909 года стала в русской литературе, по словам Марины Цветаевой, эпохой Черубины де Габриак. Алексей Толстой называл ее "одной из самых фантастических и печальных фигур русской литературы".
М.И. Цветаева, "Живое о живом":
"В этой молодой школьной девушке, которая хромала, жил нескромный, нешкольный, жестокий дар, который не только не хромал, а, как Пегас, земли не знал. Жил внутри, один, сжирая и сжигая. Максимилиан Волошин этому дару дал землю, то есть поприще, этой безымянной — имя, этой обездоленной — судьбу."
М.А. Волошин, "История Черубины":
"В стихах Черубины я играл роль режиссёра и цензора, подсказывал темы, выражения, давал задания, но писала только Лиля.";
Там же:
"Если в стихах я давал только идеи и принимал как можно меньше участия в выполнении, то переписка Черубины с Маковским лежала исключительно на мне. Papa Mako избрал меня своим наперстником. По вечерам он показывал мне мною же утром написанные письма и восхищался: "Какая изумительная девушка! Я всегда умел играть женским сердцем, но теперь у меня каждый день выбита шпага из рук".
"Жизнь" мистификации по имени Черубина де Габриак, вдохновлённой и срежиссированной Максом Волошиным и блестяще исполненной  Лилей Дмитриевой, началась с присылки рукописей в "Аполлон", а закончилась через три месяца, когда мистификация была раскрыта. Разоблачение обернулось для Е.И. Дмитриевой тяжелейшим творческим кризисом. В прощальном письме Волошину она пишет: «Я стою на большом распутье. Я ушла от тебя. Я не буду больше писать стихи. Я не знаю, что я буду делать. Макс, ты выявил во мне на миг силу творчества, но отнял ее от меня навсегда потом. Пусть мои стихи будут символом моей любви к тебе».
Е.И. Дмитриева, письма:
"Сегодня, с этой минуты, когда я услышала от вас, что всё открылось, с этой минуты я навсегда потеряла себя: умерла та единственная, выдуманная мною "я", которая позволяла мне в течение нескольких месяцев чувствовать себя женщиной, жить полной жизнью творчества, любви, счастья. Похоронив Черубину, я похоронила себя".
Прошло несколько лет, прежде чем Е.И. Дмитриева снова смогла начать писать стихи.

Краткая биографическая справка (по материалам "Библиотека "Живое Слово", "Библиотека Поэзии", "Новая Эпоха"):
Елизавета Ивановна Дмитриева (1887—1928) — русская поэтесса, драматург, переводчица.
Родилась в небогатой дворянской семье. Отец — учитель чистописания, рано умерший от чахотки. С семи до шестнадцати лет страдала тем же недугом, была прикована к постели, на всю жизнь осталась хромой. В 1904 с золотой медалью закончила Василеостровскую гимназию, в 1908 — Императорский женский педагогический институт по двум специальностям: средневековая история и французская средневековая литература. Одновременно слушала лекции в Петербургском университете по испанской литературе и старофранцузскому языку, после чего непродолжительное время училась в Сорбонне, где познакомилась с Н. Гумилёвым. По возвращении в Петербург преподавала русскую словесность в Петровской женской гимназии, печатала в теософских журналах переводы из испанской поэзии (Святая Тереса и др.), посещала вечера на «башне» Вяч. Иванова, где завязалась её близкая дружба с М. Волошиным. Лето 1909 Е. Дмитриева провела в Коктебеле, на даче у Волошина, где родилась совместная идея литературной мистификации, был придуман звучный псевдоним и литературная маска таинственной красавицы-католички. С 1909 стихи Черубины де Габриак печатаются в журнале «Аполлон», её успех головокружителен и несомненен, её творчество получает высокую оценку И. Анненского и Вяч. Иванова, а сам Волошин способствует распространению слухов о загадочной красавице-испанке из знатного рода — Черубине де Габриак. Прекрасной поэтессой-затворницей была заинтригована вся редакция «Аполлона», заочно влюбившийся в Черубину редактор С. Маковский напечатал ее стихи двумя большими циклами.
Разоблачение Черубины состоялось в конце 1909: правду узнал М. Кузмин, выведавший номер телефона Дмитриевой. Таким образом в 1910 в «Аполлоне» появилась ещё одна подборка стихов Черубины, с заключительным стихотворением «Встреча», подписанным подлинным именем поэтессы. Мистификацию грубо раскрыли Н. Гумилев и переводчик И. фон Гюнтер, тоже сотрудник журнала. Защищая честь поэтессы, М. Волошин вызвал на дуэль Н. Гумилева. Е. Дмитриева восприняла все происшедшее как трагедию. На несколько лет она ушла из литературы, потом стала писать уже иные по звучанию стихи — мистико-антропософские, но печаталась мало (псевдоним Черубины никогда больше не использовала).
В 1911 вышла замуж за инженера-мелиоратора В.Н. Васильева и приняла его фамилию. После замужества уезжает с ним в Туркестан, много путешествует, в том числе в Германию, Швейцарию, Финляндию, Грузию. С 1915 возвращается к поэзии: в новых стихотворениях понемногу исчезает её прежнее «эмалевое гладкостилье», а на смену приходит обострённое чувство ритма, оригинальные образы, ощущение некоей таинственной, но несомненной духовной основы новых образов и интонаций. Многие стихотворения — религиозные, но уже не католические стилизации, а искренние стихи, отражающие поиск пути для собственной души поэта, стремящейся к покаянию и очищению. В 1921 поэтессу вместе с мужем арестовывают и высылают из Петрограда («потому что мы дворяне»). Она оказывается в Екатеринодаре, где руководит объединением молодых поэтов и знакомится с С. Маршаком. Совместно с ним она работает над детскими пьесами (сборник пьес переиздавался четырежды).
Вскоре на долю Елизаветы Ивановны выпали тяжелые испытания: в вину ей, прежде всего, ставили приверженность антропософии, до революции по делам «Антропософского общества» она ездила в Германию, Швейцарию, Финляндию. Начиная с 1921 г. у нее дома производили обыски, затем последовали вызовы в ГПУ, и, наконец, её по этапу отправили в ссылку, в Ташкент, на три года. В ссылке она продолжает писать стихи, постоянными темами которых становятся мистические переживания, одиночество, любовь, обречённость, тоска по родному Петербургу. В 1927 по предложению близкого друга последних лет, китаиста и переводчика Ю. Щуцкого создает еще одну литературную мистификацию — цикл семистиший «Домик под грушевым деревом», написанных от имени «философа Ли Сян Цзы», сосланного на чужбину «за веру в бессмертие человеческого духа».
Скончалась от рака печени в ташкентской больнице им. Полторацкого, не дожив до конца ссылки. Была похоронена на Боткинском кладбище в Ташкенте. В настоящее время местоположение могилы Елизаветы Дмитриевой неизвестно.

 — Две последние строки стихотворения — парафраз заключительных строк стихотворения Черубины:

С моею царственной мечтой
Одна брожу по всей вселенной,
С моим презреньем к жизни тленной,
С моею горькой красотой.

Царицей призрачного трона
Меня поставила судьба...
Венчает гордый выгиб лба
Червонных кос моих корона.

Но спят в угаснувших веках
Все те, кто были бы любимы,
Как я, печалию томимы,
Как я, одни в своих мечтах.

И я умру в степях чужбины,
Не разомкну заклятый круг.
К чему так нежны кисти рук,
Так тонко имя Черубины?

<1909-1910>

А вот несколько ссылок:

http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/chg/?r=stihi
http://gabriak.ouc.ru/
http://gabriak.ouc.ru/sydbu-poetov.html
http://gabriak.ouc.ru/goroskop-chebyrini.html
http://www.newepoch.ru/journals/7/shato_harmony.html
http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_0260.shtml