Испарившийся жерех

Аббат Бурэ
     Довольно долго занимаясь рыбалкой со спиннингом на простые колеблющиеся блесны, я подошёл к тому пределу, когда ловля щуки и изредка окуней уже не доставляли мне того удовлетворения, как раньше. Да и разговоры с друзьями-рыбаками сильно разжигали моё спортивное любопытство. Ведь они давно уже ловили спиннингом на вращающиеся блесны не только щуку и окуня, но и такую рыбу, как жерех, о которой я знал немного только из литературы, а, кроме того – язя, плотву, голавля, судака и даже карпа. Нужно было качественно менять своё рыбацкое снаряжение. А тут как раз подвернулась хорошая работа, которая позволила собрать нужные деньги для новой экипировки. Помог мне приобрести новый спиннинг «Байрон» и безынерционную катушку «Кардинал» Анатолий Маилков, с которым тогда мы были в дружеских отношениях. Затем в течение зимы я собрал небольшую коллекцию вращающихся блёсен, и стал с нетерпением ждать открытия рыболовного сезона.
 
     Ловить «по-новому» начал на реке Пахра, где вскоре поймал своего первого полукилограммового красавца голавля. Рыбалка с лёгкой снастью существенно отличалась от моего старого опыта и приносила с каждой последующей поездкой на водоём новые интересные впечатления. В моих уловах заметно увеличилось количество окуней, стал чаще попадаться голавль, но ещё не было жереха, хотя однажды я воочию увидел этого красавца на кукане незнакомого спиннингиста. Тогда мне самому очень сильно захотелось поймать такую же красивую сильную рыбину.

     В один из дней начала августа я с Владимиром Мироновым (моим хорошим приятелем, старым заядлым рыбаком, спортсменом – лыжником, футболистом и шахматистом) отправились на Оку под город Каширу. Вышли на платформе «Белопесоцкий» и, миновав затон, подошли к реке на «ступинском» берегу. Собрав снасти, мы начали ловлю, медленно продвигаясь по топкому, заиленному берегу, вниз по течению реки. Первые забросы скоро принесли мне результаты – окунька и небольшую щучку. Немного ниже по течению на воде покачивался белый бакен и периодически около него раздавался всплеск крупной рыбы.

     Вскоре я уже кидал свою блесёнку напротив этого бакена, но, к моему великому сожалению, она до него не долетала. На одном из забросов я заметил, что леска, едва коснувшись воды, как-то быстро и странно обвисла. Поддернув кончиком спиннинга, почувствовал, легкие толчки на конце лески. Поклёвка была необычная, и я с любопытством начал выводить рыбу. Вскоре недалеко от меня что-то засеребрилось. Вытащив двухсотграммовую рыбку из воды, я стал с интересом её разглядывать. На плотву она явно не походила, на язя тоже (эту рыбу я часто ловил на «тюкалку» в деревне), а, скорее всего, напоминала очень крупную уклейку. Через некоторое время я понял, что держу в руках своего первого жерешка, которого всё же пришлось, отпустить! Успех всегда окрыляет человека и даёт надежду на солидную добычу. Я начал активнее менять блёсенки, экспериментировать с проводкой и вскоре заметил, что на блесну «Меппс» № 1 белого цвета с красными точками поклёвки следуют чаще, чем на другие блесны. На ней я остановил свой выбор!
 
     Пройдя ещё немного вниз по течению реки по вязкой грязи, я вышел на «пятачок» с плотным песчаным грунтом. Здесь рядом с берегом частенько раздавались всплески рыбы, поэтому я решил тут немного задержаться. Вскоре на одной из проводок поймал хорошего окуня, затем ещё одного. Недалеко от меня безуспешно кидал свою блесну Владимир. Мы обменялись новостями и снова разошлись, точнее, я остался на месте, где клевали окуни, а он ушёл дальше по берегу к зарослям водной растительности, где периодически била крупная рыба. Там он минут двадцать помахал спиннингом, а затем пошёл дальше вниз по течению реки. Между тем, рыба периодически продолжала бить в том месте, поэтому я тоже решил попытать счастья, тем более, что окуни у меня клевать почему-то перестали.

     Делаю заброс и старательно веду блесну между кустов водной растительности. Метрах в десяти от меня от одного из них отделяется какая-то тень и устремляется к блесне. Удар! «Хорошая щука» - мелькнула мысль в моей голове. Подсечка! И я осторожно начинаю выводить крупную добычу. Вдруг метрах в пяти от меня что-то сверкнуло в воде, тогда стало ясно, что я тащу не щуку, а большую белую рыбину. Ещё несколько секунд и в моих руках оказался килограммовый красавец – жерех!   

     С этого памятного августовского дня 1995 года я открыл счёт жерехам, пойманным в Оке. А дальше началась сказка, которая вряд ли ещё раз повторится в моей рыбацкой практике. Та осень была жаркой и сухой! Уровень воды в Оке падал с каждым днём, а активность клёва рыбы нарастала. Каждая последующая поездка приносила очередной успех. Вскоре я уже был настолько уверен в себе, что уезжал на рыбалку часов в двенадцать дня, а к десяти вечера возвращался домой с солидным уловом, приятно оттягивавшим плечи. Всё было прекрасно! Но однажды произошла странная история, которая долго не давала мне покоя и заставила усиленно шевелить мозгами над разгадкой «знаков судьбы». О ней я хочу рассказать особо!

     В тот день я приехал на Оку рано утром и, как обычно, стал пробираться к своему излюбленному участку ловли ниже железнодорожного моста на каширском берегу. Пройдя залив, где на приколе стояли несколько моторных лодок, я вышел на песчаную косу и увидел здесь пожилого рыбака с овчаркой. Он увлечённо следил за своими донками. Обмолвившись несколькими репликами, я двинулся дальше вверх по течению к своей базовой точке.
Утро было прекрасное! Лёгкий западный ветерок гнал по воде мелкую волну. Осока, росшая на берегу уже пожелтела, поникла и не путалась под ногами. Ил, который обнажился с отходом воды, быстро подсыхал, поэтому идти по нему было уже не трудно. Дойдя до своего места, я быстро собрал снасть и занялся любимым делом. Поклёвки следовали часто, поэтому садок быстро наполнялся окунями и щуками!

     Часам к двенадцати дня ветер немного усилился, волна стала крупнее, а интенсивность клёва уменьшилась. Я начал больше бродить по берегу и стал чаще бросать блесну на глубину, где ещё наблюдались удары крупной рыбы. Метрах в пятидесяти от своего соседа я сделал очередной заброс к середине реки, и не спеша стал выбирать леску. После нескольких оборотов ручки катушки леска стала натягиваться, как при зацепе. Я её поддёрнул для проверки и вдруг почувствовал, что «зацеп» медленно идёт в мою сторону!
Сомнений быть не могло. На крючок села рыба и очень крупная! Медленно-медленно кручу катушку. Спиннинг выгнулся дугой! Что делать дальше не знаю… нужна помощь!
Громко кричу соседу:
- Мужик! Иди сюда!
Через несколько секунд он подбегает вместе с собакой. Я ему говорю:
- Возьми мой подсак, помоги рыбу вытащить!
    
     Он бежит к моему рюкзаку, хватает подсак и возвращается обратно. Проходит секунд тридцать, может быть, минута. За это время я успеваю подвести рыбину ближе. Она идёт медленно, тяжело, но спокойно. Постепенно из воды выходит огромный спинной плавник. Ещё немного и можно брать в подсак!

     Мужик размахивается подсаком, как сачком, будто собирается ловить бабочек и… промахивается! Я от досады кричу своему неумелому помощнику:
- Ты что делаешь? Осторожней!!!
     Рыбина сразу же делает резкий рывок в сторону! Кончик спиннинга сгибается к самой воде, леска звенит, как струна и режет воду, но, к счастью, выдерживает рывок. Потихоньку подвожу второй раз. Мой помощник весь в напряжении. Теперь уже осторожно подводит подсак под рыбину… Есть!

     Огромная, блестящая серебряной чешуей рыбина, барахтается в подсаке. Мы выходим из воды на твёрдую почву, возбуждённые борьбой и довольные победой! Он поздравляет меня с удачей, собака тоже крутится рядом и с интересом следит за происходящим. Я доволен и счастлив! Ведь сегодня привезу домой такого красавца, что все ахнут!

     Жерех был действительно хорош – на первый взгляд явно больше двух килограммов! Таких огромных рыбин я ещё не ловил. Осторожно снимаю его с крючков и кладу в большой полиэтиленовый мешок, а сверху для надёжности придавливаю рюкзаком. Жерех бьется в мешке и несколько раз сбрасывает рюкзак, но постепенно затихает. Скоро я тоже успокаиваюсь, однако домой ехать рано, ещё можно рыбачить и рыбачить. Мой коллега смотал свои донки и вместе с собакой пошёл домой обедать. Я остался на берегу один. На противоположной стороне стоит палатка, там кто-то отдыхает, но между нами широкая река. Побродив безрезультатно по прибрежной полосе, я иду искать рыбу в другом месте, метров за 150-200 от рюкзака. Поймав штук пять-шесть окуней, возвращаюсь обратно, чтобы посадить их в садок. Прошло минут сорок пока я рыбачил вдалеке от оставленных вещей. Прихожу на место и вижу странную картину! Как будто всё лежит на своих местах: коробка с блёснами, металлический нержавеющий термос, подсак, даже рюкзак, но… под ним нет мешка с рыбой?!   

     Как исчезла рыбина? Кто это сделал – непонятно? Почему более ценные, с моей точки зрения, вещи остались на месте, а рыба невероятным образом – «испарилась»? Такая ситуация долго для меня оставалась загадкой. В тот день мой триумф не состоялся.
Анатолий Маилков принял «посильное» участие в этой истории, которую опубликовал в «Российской Охотничьей Газете» № 1 за 3 ноября 1999 года под названием «Кто взял рыбу».  «Испарившийся жерех» хотя и не принёс мне морального удовлетворения, но этот уникальный случай в рыболовной практике, также как и случай с «Удивительной щукой» заставил меня усиленно шевелить мозгами над разгадкой непонятной закономерности. Постепенно анализируя ситуацию на рыбалке и причины воровства в России, я понял смысл случившегося в жизни и нашёл способ, как избавить государство от криминальных пороков и очередного будущего кровавого передела. Однако всё это будет описано уже в других работах!

2005-10-19