Дорога к судаку

Аббат Бурэ
     После освоения вращающихся блёсен, которые принесли мне много незабываемых впечатлений, я естественным образом перешёл к джиговым приманкам, а главным объектом моего спортивного увлечения стал судак. Путь к этой рыбе начался с памятного дня на зимней рыбалке, когда на Оке я встретил незнакомого пожилого рыболова.

Напичканный премудростями подлёдной ловли своими друзьями-рыбаками, я с лёгкими удочками, тонкой оснасткой и мелкими мормышками приехал на Оку в один из февральских дней 1995 года. Погода была не из приятных. С утра шёл снег, дул северо-западный ветер, пронизывающий до костей. Низкие облака быстро бежали по хмурому небу, закрывая плотной пеленой солнце. Неуютно было одному на открытой всем ветрам реке. Недалеко от крутого левого берега под защитой кустов ивняка было чуть-чуть спокойней. Вот тут-то я просверлил несколько лунок, затем насадил мотыля и начал рыбалку. Поклёвки были очень редкие, да и брали в основном ёршики размером с мизинец. Через некоторое время появился ещё один, довольно пожилой рыбак, который в отличие от меня, стал сверлить лунки на глубине, ближе к фарватеру реки. Подергав удильником несколько минут в одной лунке, он переходил к следующей. В один из таких переходов он случайно уронил меховую рукавицу на лёд. Ветер тут же подхватил её и покатил по занесённому снегом льду. Дед бросился бегом догонять свою варежку. Пробежав метров тридцать, он всё-таки догнал её, затем вернулся к своим лункам и продолжил прерванное занятие. Я с интересом наблюдал за его «чудачеством» и не понимал такого упорства. Но старый рыбак хорошо знал своё дело, а ветер и мороз для него не были серьёзной  помехой. Мне надоела бесперспективная ловля, чтобы размять ноги и немного согреться, я пошёл к деду поговорить. Было уже часов одиннадцать дня. Ветер и снег как-то быстро прекратились, солнце стало чаще мелькать в разрывах туч. Погода значительно улучшилась.

Подойдя к деду, я поздоровался, а затем поинтересовался, как идут дела. Он без особого энтузиазма указал на пробуренные лунки и добавил, что ни одного «стука» ещё не было. Вернувшись на своё прежнее место, я достал из металлического рыболовного ящика термос с чаем, бутерброды и приступил к обеду. Через непродолжительное время опять посмотрел в сторону деда и заметил, что недалеко от него на снегу шевелится то ли полиэтиленовый пакет, то ли рыба. Решил подойти ещё раз.

Такого успеха я не видел ни у кого из своих знакомых рыболовов. На снегу, переливаясь на солнце, и изредка шевеля хвостами, лежали три килограммовых судака и окунь граммов на пятьсот. На моих глазах дед вытащил из лунки ещё и двухкилограммовую судачиху.  Я остолбенел! Опомнившись от увиденного,  растерянно спросил его: « Дед, когда же ты успел наловить столько рыбы?»
Он, довольный своим успехом, радостно ответил:
- Да вот только что начали клевать!
Тогда я попросил, чтобы он продал мне одну из своих блёсен. Но старый рыбак схитрил и сказал, что запасных блёсен у него с собой нет! Огорченный отказом, я стал расспрашивать о тонкостях такой рыбалки и что нужно, чтобы поймать судака. Старый  рыболовный асс разъяснил мне детали и показал технику блеснения, а потом добавил:
- А блесну, судак любую возьмёт, если она ему под нос попадёт!
Этот факт меня несколько обнадёжил, потому что я взял с собой на рыбалку удочку для отвесного блеснения и несколько разных блёсен. Быстро сматываю удочку с  мормышкой, а из рыболовного ящика достаю удильник для блеснения. Привязываю к леске большую летнюю блесну, похожую на уклейку, а затем метрах в десяти от деда бурю несколько лунок. Начинаю пробовать блеснить!

Опускаю блесну до дна, держа удильник у самого льда, затем встаю с колен и начинаю качать удильник вверх-вниз, вверх-вниз, делая паузы секунд по пять-десять между качками. Помахав удильником в одной лунке раз десять, перешёл на вторую, а затем и на третью. В ней я успел сделать только два качка и вдруг… ощутил удар по блесне! Тут же подсек, как научил меня дед и начал выбирать леску с какой-то трепещущейся тяжестью. Несколько взмахов руками, и передо мной на снегу лежит судачок граммов на восемьсот. Ура! Наконец-то, я поймал настоящую рыбу. Прилив радости и энтузиазма заставил меня с новой энергией взяться за дело. Дед тоже не оставил без внимания мой успех, подошёл и от души поздравил с удачей! Но, видимо, стайка судаков была небольшая, так как поклёвки кончились у деда и у меня. Я поменял летнюю блесну на зимнюю судаковую, которую когда-то давным-давно купил в Нарве и часто брал на рыбалку без должного применения. Продолжая бурить новые лунки, мы стали расходиться в разные стороны.

Сергей Николаевич, так звали моего нового знакомого, шёл по течению реки, ближе к её середине, а я стал, наоборот, продвигаться вверх и приближаться к берегу. Через десятка полтора лунок я почувствовал ещё один стук! И скоро на снегу передо мной извивалась килограммовая щучка, которую ловко зацепил багориком Сергей Николаевич, вовремя пришедший мне на помощь, так как леска на моем удильнике была старая и слабая, как потом выяснилось при её проверке. К полной моей неожиданности он всё-таки продал мне одну из своих запасных блёсен, правда, она была без тройника. Вечером после рыбалки мы шли домой вместе. Я был доволен поимкой первого зимнего судака и щуки, а дед Серёга нёс большой полиэтиленовый мешок судаков, обхватив их обеими руками. Так началось наше знакомство.

В следующий выходной мы с ним встретились снова. Пока я доводил свою снасть до ума, он за считанные минуты успел вытащить из воды трёх килограммовых и одного двухкилограммового судака. Когда я приступил к рыбалке, то было уже поздно, так как поклёвки кончились. Пришлось мне в тот день ехать домой пустым. Но зато в следующий выходной, во время сильной оттепели, мне здорово повезло, потому что я привёз с Оки трёхкилограммовую щуку и пару килограммовых судачков. Зима 1995 года с крепкими январскими морозами, необычными затяжными февральскими оттепелями и такими рыболовными сюрпризами останется в моей памяти на всю жизнь.

Летний сезон 1996 года я посвятил освоению джиговых приманок. Потратил на это новое дело много времени, сил и средств, но успехи были очень и очень скромные. Не хватало знаний о данном способе ужения рыбы, плохо чувствовал проводку приманки, частые зацепы и потери расходного материала отбивали охоту к такой рыбалке. Да и сама Ока казалась гораздо беднее рыбой, чем в предыдущий год. Но постепенно я по крупицам набирался опыта и ликвидировал свои недостатки. Мне хочется выразить свою признательность и благодарность Константину Кузьмину, который щедро делится своим опытом с начинающими спиннингистами.

Однажды в конце июля я приехал в Каширу и отправился на Оку к месту впадения реки  Каширки. Тогда здесь (на каширском берегу) лежал огромный, потемневший от воды и времени, ствол дерева. Я удобно устроился у бывших корней, выступающих на несколько метров от берега. Из своего зимнего опыта я знал, что судак здесь держится, и надеялся, что летом мне тоже повезёт. Место куда нужно было послать приманку, находилось в пределах досягаемости спиннингового заброса. День был будничным. На реке не маячили лодочники, а со спиннингом никого кроме меня не было.

Повесив на карабинчик двадцатиграммовую головку с твистером, я методично начал «бомбить» нужную точку. На одном из забросов, когда приманка, описывая в воде дугу, стала падать на дно, почувствовал четкий «стук». Я тут же сделал подсечку! Леска натянулась – значит, рыба на крючке! Спокойно, не спеша, кручу ручку катушки. Рыба всё ближе и ближе. Идёт ровно, почти без сопротивления. Наконец, уже рядом со мной показался килограммовый судачок! Вместо того чтобы спокойно выбросить рыбу на берег, я от волнения, начинаю отходить к берегу по скользкому стволу, второпях ловя его рукой около себя. Едва только я дотронулся до спины судачка, как он будто очнувшись от оцепенения, делает рывок влево, потом вправо и… соскакивает с крючка. Вильнув на прощанье хвостом, долгожданная добыча уходит у меня из-под носа. Всё это из-за моей нерешительности и непродуманности действий. Ругая себя и неожиданно строптивого судачка, начинаю всё сначала.

Но теперь, как на зло, пошли одни зацепы. Приходится обрывать приманки, привязывать новые, теряя при этом драгоценное утреннее время. Всё-таки моё терпение, упорство и труд вскоре вознаграждаются очередным «стуком». Снова делаю подсечку! Здесь, действуя более решительно, выбрасываю на берег килограммовую щучку. Сажаю её в металлический садок и с некоторым удовлетворением продолжаю рыбалку. Опять идёт череда пустых забросов, зацепов, обрывов, иногда – редкие поклёвки. К концу дня в садке – две килограммовые щуки и два щурёнка по полкило. Явно не хватает сбежавшего судачка, но надежда поймать эту рыбу обретает реальные перспективы! Всё лето я с нетерпением ждал наступления октября месяца, когда по рассказам моих друзей начинается жор судака. И  этот день настал!

Со своим сыном Димой и племянником жены Романом мы приехали в один из октябрьских дней на Оку под Соколову Пустынь. Река встретила нас плотным туманом, тишиной и редкими всплесками рыбы. Наладив свои снасти, мы приступили к рыбалке, постепенно расходясь по берегу. Медленно движемся вниз по течению в сторону села Лужники. Туман долго не рассеивается и, когда делаешь заброс, кажется, что приманка без всплеска проваливается в мягкую белую вату. На счёте двадцать или двадцать четыре леска обвисает – значит, джиг достиг дна. Глубина хорошая, течение на этом участке реки умеренное, а дно усыпано ракушками. Место здесь интересное, но, к сожалению, приходится очень часто обрывать приманки на чужих сетях, которых здесь наставлено довольно много. Куда только смотрят инспектора рыбоохраны?

Через час рыбалки сходимся с Романом и обмениваемся новостями. Он говорит, что поймал щучку граммов на четыреста, а у меня на счету окунь граммов на двести. Часам к десяти туман начинает рассеиваться, становится видно, куда падает приманка при забросе. Постепенно я подхожу к еле заметной заводи с илистым берегом. Делаю заброс, стараясь как можно дальше послать приманку. Досчитав до двадцати четырёх, начинаю ступенчатую проводку. Сделав два-три оборота катушкой, три-четыре секунды жду, пока твистер упадёт на дно. В последний момент падения по леске в руку передаётся долгожданный «стук»! Резко подсекаю! Что-то тяжёлое дёргается на другом конце лески-плетёнки. Начинаю вываживание. Рыба, изредка подёргиваясь, приближается к берегу. Ещё несколько секунд и на берегу, вздрагивая хвостом, лежит пучеглазый обитатель окских глубин и моя заветная цель – судак. Наконец-то, я добился своего успеха!

Но удовлетворение никогда не бывает полным, а после достижения цели человек, как правило, ставит себе новые задачи. Довольный началом дня, я продолжаю рыбалку с новой энергией, нахожу другое место, которое дает мне ещё двух судаков и пару щук. Река в очередной раз наградила меня за терпение, труд и верность. В такие дни чувствуешь себя по настоящему удовлетворенным и счастливым, а с рыбалки уезжаешь с новым желанием вернуться на приветливые берега Оки, где ждут тебя приятные сюрпризы и незабываемые встречи с хорошими людьми.