Так клюёт щука

Аббат Бурэ
     Мне часто приходится ловить щуку спиннингом. Многолетние наблюдения за повадками этой хищницы привели меня к определённым выводам и позволяют выделить три основные типа поклёвок.
Первый – это «тюки» – лёгкие прикосновения к приманкам, едва ощущаемые по леске.
Второй – это «удар» – отчётливый «стук» по блесне или джигу, происходящие при активном поведении хищника.
Третий – это «зависание» – мягкая хватка приманки без «тюков» и «ударов», похожая на зацеп о водную растительность.
Сразу хочу сделать одно существенное замечание; речь идёт о лове рыбы на блёсны и твистеры. Поэтому для тех, кто имеет более обширный опыт ловли, я предоставляю возможность дополнить мои выводы своими наблюдениями данного вопроса.

     В водоёмах с чистой, прозрачной водой можно с большим интересом наблюдать за ходом приманки и реакцией щуки на её движение. Такую возможность мне предоставили в основном три реки – Рожайка, Битюг и Ока.
     Битюг протекает в Липецкой области. Река приблизительно такого же размера, как и Пахра, с ровным течением, крутыми обрывистыми берегами, глубокими омутами и довольно прозрачной водой, сильно зарастающая летом камышом, кувшинками и осокой, с редкими ивовыми деревьями на берегу.
     В одну из своих вылазок под деревню Ровенку мне пришлось наблюдать следующую картину. В прогал между водной растительностью посылаю колеблющуюся блесну «Плотвичку». Здесь небольшая ямка глубиной метра два с половиной или три. С высокого берега мне хорошо видно, как слегка переваливаясь с боку на бок, блесна медленно опускается на дно. В ямке пусто, никакой рыбы не видно, но когда блесна погрузилась достаточно глубоко, вдруг сзади неё, откуда-то из травы, появляется щучка граммов на 600-800, стукает блесну, мгновенно разворачивается и скрывается в том же месте, откуда только что выскочила. Больше она на блесну не реагировала!
     В другом месте, проходя мимо небольшого переката с глубиной около метра, делаю заброс без особой надежды на успех. Хорошо видно, как по спокойной воде блесна приближается к быстрой струе. «Видимо, проводка будет пустой!» – успеваю подумать я, как вдруг появляется щурёнок и атакует блесну. Стукнув её, он проскакивает вперёд по ходу блесны, делает мгновенный разворот и собирается скрыться в своём убежище, но не успевает, так как блесна случайно цепляет щучку за хвост и я, несколько обескураженный происходящим, вытаскиваю свою первую добычу за это утро!

     На речке Рожайке было иначе. Когда блесна уже прошла большую часть пути после заброса, и до берега осталось метров пять, внезапно на неё набросился щурёнок граммов на 400. он стукнул по блесне и остановился, блесна ушла немного вперёд; он снова догнал её, опять стукнул и промахнулся. Блесна снова ушла вперёд! Щурёнок опять её догнал и схватил уже сзади за тройник, после чего угодил в мой рюкзак.
Стуки по блесне дают возможность судить о наличии рыбы в данном месте, но также в полной мере показывают, что примака не отвечает аппетиту хищника и нужно поэкспериментировать с другими приманками, чтобы найти более привлекательную!

     Самым желанным для спиннингиста является другой тип поклёвки – удар! То есть момент, когда хищник активно атакует приманку и по леске, а более чётко по «плетёнке», в руку передается хорошо ощутимый стук.

     Путешествуя по берегу Битюга, я вышел на широкий спокойный плёс, сильно заросший у берега кувшинками. На середине реки небольшая группа растений образовала живописный островок. В направлении этого островка полетела моя блесна! После падения на воду она успела погрузиться всего на полметра, как из своей засады на неё, сверкнув на солнце желтоватым брюхом, бросилась килограммовая щука. Я тоже своевременно среагировал и после короткой, но энергичной борьбы, перетянув рыбу по жёлто-зелёному ковру из листьев кувшинки, вытащил добычу на берег!

     В другой раз я долго и упорно хлестал воду в реке, но за всё утро поймал одну щучку. С таким уловом я подошёл к насыпной переправе. Раньше в этом месте был брод, а со временем в реку уложили ряд больших труб и сверху засыпали их землёй. Ниже переправы образовалась стремнина, на которой держались голавли и уклейки, а в затишье между трубами, то там, то тут веером по воде рассыпался малёк. Я решил здесь попробовать. Делаю заброс и стараюсь, вести блесну ближе к островку осоки. Вода довольно мутная и ничего не видно, но вскоре следует сильный удар, и, несколько секунд спустя, вытаскиваю энергично сопротивляющуюся килограммовую щуку. Довольный успехом, снова делаю заброс в то же место. И опять, метрах в семи-шести от переправы, следует жёсткий удар! После нескольких оборотов катушки, метрах в четырёх от меня, выскакивает из воды щука и бешено трясёт головой, потом плюхается в воду, а блесна свободно подходит к ногам. Ушла! Но сожалений нет, так как я с уважением отношусь к любой рыбе, которая смогла освободиться от крючков, и вернулась в родную стихию. Кстати, вернувшись сюда через два дня, я всё-таки выловил эту беглянку! Сменив позицию, несколько ниже по течению ловлю ещё одну щуку. Рыбалка продолжается дальше с хорошим настроением!

     Блесну, довольно крупную колебалку из набора «Рамбинас», посылаю к противоположному берегу, на котором растёт одинокий ивовый куст. После нескольких оборотов катушки, примерно, на середине реки, блесна вдруг зацепилась за какую-то корягу! Кручу катушку с большим усилием, «зацеп» медленно движется в мою сторону. Передо мной заросли стрелолиста, а в голове мелькают мысли, как преодолеть это препятствие? Но «коряга» идёт, раздвигая в разные стороны растительность. Хорошо, что здесь берег очень пологий, и это позволяет, поднатужившись, выволочь здоровущую щуку.

     Последний эпизод относится к третьему типу поклёвки щуки – «зависанию». Особенно часто я наблюдал такие поклёвки, когда перешёл на ловлю мягкими приманками – твистерами и виброхвостами. Приведу такой случай в качестве примера. Приехав в очередной раз на Оку, прежде чем начать рыбалку, я решил проверить игру твистера. Опустив приманку на полметра в воду, я стал водить её около огромного, почерневшего от времени и воды бревна, на котором стоял, туда и обратно. Вдруг  из-под бревна всплыла крупная щука и вяло попыталась схватить жёлтый твистер средних размеров. Я от неожиданности резко выдернул его у неё из пасти. Щука медленно скрылась под бревном. Я снова стал водить твистер взад-вперёд, опять щука вяло ткнулась в приманку, но не засеклась и ушла под бревно. Несколько минут я пытался выманить её разным темпом проводки твистера, но реакции больше не было никакой. Тогда я ушёл в сторону от бревна и стал пробовать ловить на большой воде. Покидав приманку безуспешно минут двадцать, снова вернулся к бревну, но уже с другим твистером. Медленно веду приманку вдоль бревна, одновременно увеличив глубину погружения. Вдруг леска-плетёнка чуть-чуть замедляет ход и натягивается! Резко поднимаю спиннинг вверх и выбрасываю на берег хищницу длиной сантиметров семьдесят. Сняв с крючка, с любопытством разглядываю трофей. Голова у рыбы развита нормально, но тело явно не пропорционально голове – длинное и тонкое. Потом из разговора с местным спиннингистом я узнал, что такие экземпляры иногда попадаются в Оке. Чем можно объяснить подобную диспропорцию? Этот вопрос нужно адресовать к специалистам-ихтиологам!