Уроки Поэзии. Перечитывая Фауста

Василий Дмитриевич Фёдоров
ПЕРЕЧИТЫВАЯ «ФАУСТА»


     Когда-то мне нравились стихи Маяковского:

Что мне до Фауста,
феерией ракет
скользящего с Мефистофелем в небесном паркете!
Я знаю —
гвоздь в моём сапоге
кошмарней, чем фантазия у Гёте!

     Мне нравилось само преувеличение гвоздя в собственном сапоге, хотя уже тогда я понимал, что всё это сказано в полемическом азарте, чтобы подчеркнуть значение современности. К тому же в те времена было модным сбрасывать с корабля современности классиков. Сбрасывали Рафаэля, сбрасывали Пушкина и Толстого. Доставалось и Гёте. Теперь ясно, что азарт в литературной полемике — не самый мудрый наставник. Перечитывая «Фауста», я понял, что в данном случае выигрыш Маяковского был эмоциональный, временный, тактический, а не стратегический. Фантазия Гёте ныне представилась мне неповторимо глубокой, и не только в первой части поэмы, но и во второй. В качестве примера приведу только один драматический узел.

     Империя в запустении. В казне нет денег, в закромах — хлеба. Уж давно не задавалось балов. Император созвал на совет своих беспомощных министров. Сидят, судят-рядят. Но вот докладывают: запоздавший на совет любимый шут императора так торопился, что на лестнице сломал ногу. И всё же пусть император не беспокоится: вместо пострадавшего шута появился новый, ещё более остроумный. Это, конечно, Мефистофель.

     Прослушав речи министров, тот говорит: дескать, что вы ломаете голову. Всё очень просто. Он знает старинные клады, полные золота и драгоценных камней. Стоит ему открыть их, как в казне императора окажется столько денег, что хватит на десяток балов. Речь нового шута встречена с недоверием, но Мефистофель всё-таки выполняет обещание. Действительно, в казне появились деньги, правда не настоящие, в закромах — хлеб. Император задаёт грандиозный бал. Он вошёл в роль, он хочет необычайного. Подозревая, что его шут связан с такой силой, которая всё может, он через Фауста просит Мефистофеля:

Знай: государь желает, чтобы на сцену
Мы вызвали Париса и Елену.
В их образах он видеть пожелал
И женщины и мужа идеал.
Поторопись: нельзя нарушить слово.

Мефистофель
Не нужно было обещать пустого.

Фауст
Ты сам таких не ожидал
Плодов своих же ухищрений?
Когда богатство им ты дал,
Теперь давай увеселений!

Мефистофель
...............................
Елену вызвать — нужно тут отваги
Поболее, чем вызвать на бумаге
Богатства призрак. Сколько хочешь, вам
Я карликов, чертей, видений дам;
Но дьявола красотки,— хоть признаться,
Неплохи,— в героини не годятся.

Фауст
Ну вот, опять запел на старый лад!
С тобой всё неизвестность, всё сомненье.
Во всём ты порождаешь затрудненье,
За всё желаешь новых ты наград!
Когда ж захочешь, так без разговора,—
Раз, два: глядишь — и всё готово скоро!

Мефистофель
Язычникам особый отдан ад,
Его дела не мне принадлежат;
Но средство есть.

Фауст
Скажи: я изнываю
От нетерпенья!

Мефистофель
Неохотно я
Великую ту тайну открываю.
 
     Собственно, философская сторона великой тайны уже открыта. Она явственно проглядывается даже при неотчётливом переводе Н. Холодковского, текстом которого я пользуюсь.
     Мефистофель всесилен. Он из дерьма мог сотворить золото, из глины — хлебы, но красота ему, служителю сатаны, не подвластна.
     Секрет его бессилия в данном случае совсем не в том, что «язычникам особый отдан ад, его дела не мне принадлежат». Они не принадлежат и другому служителю сатаны. Из его окружения он мог бы притащить на императорский бал пошлых красоток, но вызвать Елену и Париса у него нет сил. За подлинной красотой должен идти смертный, ищущий и страдающий, рождённый Матерью человек. Вот почему за Еленой и Парисом в подземные глубины пошёл Фауст.

     Какая грандиозная фантазия.
     Поняв её, начинаешь иронически смотреть на полемически-трагический гвоздь в сапоге Маяковского. Лично мне тайна этой фаустовской темы далась лишь после того, как была написана «Проданная Венера».

     Хочется остановиться ещё на одной примечательной линии поэмы: это короткая трагическая линия Гомункула. Образ искусственного человечка, созданного алхимиком Вагнером, по признанию исследователей, трудно поддаётся толкованию. Безусловно, этот образ призван оттенить и подчеркнуть образ Фауста. Но чем? Для того чтобы вернее ответить на этот вопрос, надо читать Гёте не только как поэта, но и как учёного, много занимавшегося естественными науками. Проследим короткую, но поучительную жизнь Гомункула. Когда он зашевелился в колбе, его создатель услышал голос:

А, папенька! Так не на шутку я
Тобою создан? Обними ж меня!
Но только тише: колба разобьётся.
Да, вот вам свойство вечное вещей.
Сознаться в этом мы должны без чванства;
Природному — вселенной мало всей,
Искусственное ж требует пространства
Закрытого.

     Какая трогательная деталь. Рождённый в колбе проявляет человеческое желание: «Обними ж меня!» Но тут же он осознает и хрупкость своего искусственного существования: «колба разобьётся». В этом трагедия. Его дух, замкнутый в стеклянную оболочку, в отличие от духа Фауста, лишён дальнейшего развития. А он жаждет его. Подслушав разговор двух мудрецов — Анаксагора и Фалеса о природе, он спрашивает Мефистофеля (цитирую уже в переводе Б. Пастернака) :

Наверно, всё известно им, всесильным,
Они укажут, может быть, пути,
Как поступить мне в деле щепетильном
И полностью на свет произойти.

На это Фалес ему скажет:

Пленись задачей небывалой,
Начни творенья путь сначала.
С разбега двигаться легко.
Меняя формы и уклоны,
Пройди созданий ряд законный, —
До человека далеко.

     Удивительно современная тема. Сегодня в лабораториях мира идёт титаническая борьба за воссоздание живой клетки. Порой раздаются победные возгласы, но, увы, вскоре всё утихает. Так же настойчиво творят Гомункулов. Даже есть некоторые успехи. Но в данном случае исходный материал всё-таки естественный. Трудность в том и состоит, что в лабораториях пока что невозможно воссоздать все исторические условия и все звенья зарождения и развития жизни на Земле. Выпадет одно-два звена из общей цепи — и всё пропало. Вот почему Фалес посылает Гомункула в Океан, где зародилась и начала развиваться жизнь, с тем чтобы он начал всё сначала. Но у искусственного создания уже присутствуют человеческие инстинкты. Так, увидев в Океане Галатею, он воспламеняется к ней любовью и в страстном порыве разбивается о её трон.

     Трагический образ Гомункула в моём понимании универсален. Его символика может быть перенесена на закономерности творчества и развитие творческой личности. Всё искусственное приводит к печальному концу, ибо оно «требует пространства закрытого», а на пути может встретиться своя Галатея.


Из Книги "НАШЕ ВРЕМЯ ТАКОЕ...". 1973.