О поэзии и прозе. Размышления

Вова Сальников
Проза может показаться масштабнее, подробнее, более детально прорисованной, как сама жизнь. Мы живем в мире прозы. Однако и в мире поэзии мы тоже иногда живем, только он нам реже открывается, лишь в минуты вдохновения или озарения, или того, что называют муками творчества, когда вдохновение появляется, тут же исчезая, как бы играя с нами и дразня нас…
Проза, это как картина, написанная маслом, которая, будучи создана истинным мастером, способна целиком нас поглотить, расширить сознание, изменить мировоззрение. При этом, наряду с шедеврами рядом могут оказаться копии, которые не способен различить рядовой обыватель, а только человек, несколько уже подкованный в живописи. Может тут же стоять совсем уже откровенная мазня.
Однако же, все это лишь в рамках устоявшихся канонов искусства, которые, будучи внезапно разрушенными, освобождают неведомый доселе гений. Примеров тому множество в живописи, стоит вспомнить, импрессионистов. Точно так же и проза имеет больше возможностей как для масштабной и детальной прорисовки, так и для того, чтобы туда прокралась коммерциализация, банальность и пошлость.
Поэзия, как росчерк иероглифа, который, опять же по канонам, делается одним движением кисти и не подлежит исправлению. При этом сразу видно, коряво или изящно выполнен рисунок, в силу его лаконичности. Как и стих корявый сразу режет слух, порой оказываясь впоследствии новым направлением в искусстве. В стихах несколько иначе, чем в каллиграфии, но любые исправления, если пусть даже не портят, то неизбежно влекут за собой изменение всей конструкции. В погоне за эстетикой можно упустить открывшийся вдруг смысл.
Новое нельзя оценивать в канонах старого, а стихи, это авангард нового, как и музыка. Все последующие изменения жизни, уже их отражение... Мне как то прислали из Платона, что поэт должен творить не размышления, а мифы...Но ведь это тоже каноны. И древние...Я не имею ввиду древнее искусство, современное его не превзошло, это невозможно и вообще так не бывает. Но принципы, это те же рамки. Если они старые, могут развалиться под напором новых тенденций.
Удачный иероглиф содержит в себе всю Вселенную в миниатюре, которую можно увидеть внутренним взором, глядя на него. Так и поэзия, обладает цельностью, емкостью, избавлена от лишнего груза ненужных слов.
Нас с детства затюкали, еще со школьной скамьи, воспитывая комплекс неполноценности в прокрустовом  ложе общепринятых стандартов, вырабатывая отвращение к рифме тупым заучиванием чужих стихов "наизусть".
Поэтическая форма более лаконична, информационно более емкая, чем прозаическая. Рамки рифмы меньше позволяют пускаться в пространные рассуждения, отвлекаться от главного в теме. Поэтическая форма более честная, открытая на истину, менее подлежащая искажению и спекуляции истиной.
Рифма открывает кратчайшие пути от слова к слову, служит цементирующей субстанцией между ними, наводит мосты между их скрытыми смыслами... Она не самоцель, а инструмент поэзии. Бывает, что и признанные мастера отклоняются от нее, на то и мастера, что не приемлют жестких рамок в столь тонком и деликатном деле, как поэзия...
Рифма, это ритм, одно и то же слово в разном звучании. Без ритма невозможно жить, думать… Само наше сердце бьется в ритме.
Здесь не может быть строгих канонов. В поэзии нет точной индустрии, как в инженерии… Надо только сердце открыть… И тогда,наверняка, Высшее войдет в сердце, и выражено будет в поэтической форме, словно фотовспышка запечатлевшей Прекрасное Мгновение Озарения.