1. Отшумели каштаны под башнями (по м.Хочу в Париж М.Веллера)
"...Ах, почему так быстро кончается все хорошее! Оттрещали на ветру
трехцветные флаги Великой французской революции на готических шпилях
Нотр-Дам, отшумели каштаны под башнями Консьержери, отсверкали в паркетах
люстры Версаля. Укатился в прошлое франк, поданный Кореньковым клошару под
мостом Де Берси..." ( М.Веллер "Хочу в Париж!" )
Отшумели каштаны под башнями
Консьержери,
Отсверкали в паркетах натёртых и люстры
Версаля.
Ты увидел Париж? Попрощайся. А лучше -
умри.
Не сейчас, так потом заберёт тебя стерва
косая.
А быть может, остаться, и жить себе тут
не спеша?
Под мостом Мирабо, Сен-Мишель, под мостом
Нотр-Дама?
Будешь ты - добродушный, приветливый, милый
клошар.
Ты - почти не жилец, ну а мёртвые имут ли
сраму?
Оторвись от привычных корней, от родимых
осин
И корми голубей Пляс Пигаля французскою
булкой.
Здесь когда-то бродили Мане, Мопассан,
Дебюсси.
И Козетта с Гаврошем стремились по улице
гулкой.
Что - вдоль Сены гулять. Что - вдоль серой свинцовой
Невы.
Что - курить "Голуаз", что - "Житан", да и "Шипку" хоть
даже.
Только нет никакого Парижа на свете,
увы.
Башня Эйфеля - просто муляж. И абсент -
разбодяжен...
*
2.АРИСТОКРАТКА (по м.М.Зощенко)
Я не люблю аристократок, братцы –
Сантехникам такие – просто страх!
Однажды мне случилось прогуляться
С одною…. в фильдеперсовых чулках.
Я сразу воспылал всем организмом,
Когда её увидел в первый раз:
Сменил бачок ей в качестве сюрприза
И дал намёк на новый унитаз.
Я на волне возвышенного чувства
Искал в душе мамзели уголок,
Когда по контрамарке в "храм искусства",
Её на ту премьеру поволок.
Давился на галёрке в первом акте
По-джентельменски ей отдав партер,
Затем гулял под ручку с ней в антракте,
Среди давно не трушенных портьер.
Повёл в буфет для полного успеха,
И фифе предложил, как идиот:
- Мадам, эклер фигуре не помеха,
Извольте угоститься за мой счёт!
Изволила… потом другой и третий.
Стоит и жрёт… не бережёт свой вес,
А я в сердцах гремлю в кармане медью,
Которой у меня на три – в обрез.
Звонка всё нет…и я смотрю, как стерва,
Четвёртый тянет в ярко-красный рот,
И сдали тут мои стальные нервы:
"Положь - кричу ей - с кремом бутерброд
И - марш на место, раз пришла в театр!!!
Тебя там весь состав актёрский ждёт…"
А гад-буфетчик - верите, ребята?! –
Четыре штуки мне включает в счёт!
Подумаешь - эклер чуть-чуть надкушен…
Я стал бороться за свои права,
Но вдруг ещё монету обнаружил,
Когда буфетчик набирал ноль-два!
Я доплатил, свою скрывая ярость
И предложил: " Доешь, чего уж там!"
Так эта профурсетка отказалась –
Поди пойми поступки этих дам!
Ушла (хотя была и виновата),
Свою горжетку пальцем теребя….
С тех пор я не люблю аристократок –
Уж очень много корчат из себя!
*
3.НА ЖИВЦА (по мот. М.Зощенко)
Ехал как-то по трамвайной ветке
На работу честный индивид -
Видит – тётка в вязаной беретке
То ли дремлет, то ли просто спит
А напротив тётки в отдаленьи,
Будто и её и не её,
Свёрточек скучает на сиденьи,
Честно жить народу не даёт.
Даже не успев посомневаться,
Индивид толкает тётку в грудь,
Мол, пора, раззява, просыпаться,
Чтоб не стырил свёрток кто-нибудь.
Вместо благодарностей обычных
Происходит форменный скандал:
- Ты чего в меня, зараза, тычешь?!
Чем пакет не так тебе лежал?!
Для чего шпынять меня в трамвае,
Проверяя, сплю я иль не сплю?
Может, я за вами наблюдаю
И жульё на свёрточек ловлю!
Каждый день, и в выходные даже,
У меня тут свой аттракцион -
Пассажиров уличаю в краже
И потом стыжу на весь вагон!
Ты такой откуда - честный слишком…
Что в пакете? Ветки да трава!
Тётка свёрток сунула под мышку,
И ушла встречать другой трамвай
*
4."Как я ехал в Россию" (по мот. рассказа Э.Распе «Конь на крыше»
( рассказ барона Мюнхаузена )
В Россию я ехал верхом на коне.
Шёл снег ( ведь стояла зима на дворе).
Вот конь мой устал, спотыкаться он стал.
И я бы прилёг отдохнуть и поспал.
Но поле вокруг. Нет села, деревушки.
Из снега торчит только столбик. Верхушка.
Коня своего привязал я к нему.
Пристроился в снег - моментально уснул.
Проснулся. Лежу на земле средь села.
А снега - то нет, вот такие дела!
И где же мой конь? Как я здесь оказался?
Заржал мой родной. Звук тот сверху раздался.
Картиной такой изумлён я был сразу:
За крест колоколенки конь мой привязан!
Но я догадался, сей казус откуда.
И конь на кресте - это вовсе не чудо.
Вчера выпал снег. Очень много. Ну слишком!
Село всё под снегом, не видно ни крыши!
За столбик я крест колокольни принял,
Коня - бедолагу к нему привязал.
А ночью, вдруг, оттепель с юга пришла.
Снег стаял, и я - посредине села.
Что ж делать? Достал тут же свой пистолет.
(Я - лучший стрелок, обойди целый свет!)
Уздечку пробил. Был один только выстрел.
Спустился на землю мой конь очень быстро.
И вот с ним опять мы помчались стрелой
В Россию, вперёд. Нн - но - о! Лети, вороной!
*
5."Заметки об охоте на полях…" ( По мотивам охотничьих рассказов Э. Распе )
Род наш бедный, но древний и гордый!
У Мюнхаузенов славная родня!
И ещё утверждаю я твёрдо,-
Нет скромнее и отважнее меня!
Я охотник по рожденью и от бога,
Не люблю накатанных путей,
Моя память сохранила много,
Редкостных охотничьих затей….
Много лет мной отдано России,
Если спросит кто, - Иероним,
Ты скучаешь по России? Сильно?
Я расплачусь… Я ведь так раним!...
Утки здесь доверчивы, как дети,
Любят сало, запивают самогоном,
Сами отправляются на вертел
Фаршируя себя кашей с кардамоном.
Я ещё большой знаток акупунктуры,-
До икоты щекотал волков и лис,
Так что звери, выпрыгнув из шкуры,
Хохоча, вприпрыжку, мчались в лес!...
А какие по полям российским,
По росистым, пойменным лугам,
Скачут толпы зайчиков мясистых,-
Я и тут урок вам преподам:
Разложите по пенькам морковку
Пусть боками сочными алеет,
Сверху нужно крепкую махорку
По пеньку рассыпать, не жалея!...
Будут зайцы, от души чихая,
Головами биться о пеньки,
Дальше всё не сложно, полагаю,-
Собирай их, тёпленьких, в мешки!
Я отведал и перчёных и печёных,
Я знаком с кулинарией дзен,
Лучше почек заячих верчёных,
Не едал барон Мюнхаузен!
*
6. Зощенко. "Плохой обычай"
Я в феврале, в разгаре дел,
Представьте, братцы, заболел!
И вот в больнице городской
Определён был на постой.
Какая божья благодать!
Кругом порядок, тишь да гладь!
Захочешь сесть –
Вот стул вам есть.
Захочешь спать –
Вот есть кровать.
Сестрички ласково глядят,
Лелеют, словно ребетят,
Обед в палаты волокут,
Под мышки градусник суют,
И все врачи и доктора
Приходят каждый день с утра,
Присядут рядом на тахту,
И спросят вежливо: "Как тут
Здоровье ваше, аппетит,
Да что ещё у вас болит?"
Я был приятно поражен,
Что так заботой окружен,
И в благодарность за труды
Решил отсыпать щедро мзды*.
Да вот вопрос: А дать кому?
Ведь хватит только одному.
И вот я думал, да гадал,
И в размышлениях блуждал.
Тут вижу: фельдшер наш, Иван,
Ну, прямо истинный титан:
И рост, и сила, даже стать –
Никак нельзя ему не дать!
Ну, что же, ладно! Дам ему!
А как бы сделать по уму?
Чтоб не обидеть, не сглупить,
И в рожу чтоб не получить.
А тут и случай мне помог.
Пришел он как-то на порог:
- Ну, как здоровье? Был ли стул?
- А как же, был! Да умыкнул,
Наверно, кто-то из больных.
Как жаль, что нету запасных.
Да вы присядьте на кровать,
Чего столбом в дверях стоять.
Присел Иваныч и сидит,
В окошко хмуро так глядит.
Тут я смущенье превозмог
И робко начал диалог:
- Ну, как вообще, да пишут что?
(Газет не носит мне никто)
Велик ли заработок тут,
Ведь цены нынче лишь растут.
- Зарплаты тут невелики,
Да те, кто к раю уж близки,
Всё сунуть в руку норовят -
Культурно так благодарят.
- Извольте, говорю, и я-с,
Хоть и не при смерти сейчас,
Но не отказываюсь дать,
Мечтаю-с, можно так сказать.
Ну, значит, деньги достаю,
Иван Иванычу даю,
А он любезно мой аванс
ПринЯл и сделал реверанс.
Назавтра всё и началось!..
Дотоле славно мне жилось,
Лежал спокойно, хорошо,
Короче, отдыхал душой,
А тут Иваныч ошалел,
Уж как он за меня радел!
Ко мне затеял беготню:
Придёт по десять раз на дню,
То одеяло подоткнёт,
То в ванну вдруг поволокёт,
А ванна – караул кричи,
Уж больно воды горячи.
А то предложит вдруг клистИр,
А то и сам ведёт в сортир,
И всё мне градусник суёт…
Замучил, ясно, сукин кот.
Я уж и этак, уж и так,
А он усердствует, чудак.
Чтоб он скорее перестал,
Я уж и денег снова дал,
Отстань, мол, миленький, уважь.
А он всё пуще входит в раж,
Прошла неделя – вижу, край!
Ну, хоть ложись и помирай -
Едва шатаюсь на ногах,
Худею прямо на глазах.
А тот усердствует, болван,
Да всё насчет горячих ванн.
И раз, бродяга, учудил -
Чуть в кипятке не изварил:
Налил мне прямо из котла,
Мозоль аж с кожею сошла.
Тут я кричу с последних сил:
- Ты что, мерзавец, натворил?!!
Людей что варишь в кипятке,
Как кость свиную в котелке?
Уйди подальше от беды,
Не будет больше тебе мзды!*
В ответ мне этот троглодит:
- Да и не надо!, говорит,
А вы без помощи наук
Пусть даже подыхайте вдруг.
И вот, теперича опять
В моей палате тишь да гладь:
И градусник один раз в день,
И клизму сёстрам ставить лень,
И вновь прохладная вода,
И не таскают никуда…
Так что, по правде говоря,
Борьба с конвертами не зря!
Ох, братцы, истинно не зря!
__
*МЗДА – в данном случае - награда, вознаграждение
7."Наваждение"( По рассказу М. Веллера "Хочу в Париж")
( примерно на мотив песенки А. Миронова - "…Колетта, Мюзетта…")
В Париж! В Париж!
Хотя ещё не время вербам,
Запас терпения исчерпан
А в небе шалая звезда,
Молчишь, лежишь…
А где-то дамы и маркизы,
И Пляс Пигаль и Моны Лизы -
В нас это с детства навсегда.
В Париже каштаны, и Сена, и ниши, и крыши,
И Эйфеля башня всех башен прекрасней и выше,
Кокотки, колготки, и чрево, и Чрево Парижа!
Когда же тебя я, Париж, наконец-то, увижу?
В Париж! В Париж!
Я по примеру Д'Артаньяна,-
Прекрасный рыцарь из романа,
Навстречу призрачной мечте!
Малыш! Шалишь!
Пусть это блажь и наважденье,
Но всё ж, какое наслажденье -
Версаль, канкан и фуэте!
Не смейтесь, папаша с мамашей над сыном - повесой,
Зубрилки, училки, поверьте - Париж стоит мессы!
Пусть нету успехов в рутинном учебном процессе,
Соблазнов и планов Париж стоит порознь и вместе!
Людовик, Бриджит, Ля Рошели, клошары, мансарды,
Шанель, Сен-Дени, Нотр-Дам, кружева, алебарды,
Французы, бордо, круассаны, Поэзия Сартра,
Мегре, Бельмондо, парижанки…ах, ...фиалки Монмартра…
*
8."Соблазнение Парижем"( По рассказу М. Веллера "Хочу в Париж")
«Ах, я опять, опять хочу в Париж!»
Скажите, пялясь вдаль куда-то томно.
Тем самым свой поднимете престиж
Легко и до предела экономно.
Отточенным движеньем сомелье,
Вино лениво покачав в бокале,
Отметьте, что простое Божоле
Букетом интересней Цинандали.
Вверните пару-тройку лёгких фраз
«Тенденции на днях высокой моды».
И многих дам повергнете в экстаз,
На что иным потребуются годы.
Перечисляя разных шансонье,
Раскройте мило их секрет успеха.
И утверждайте, что Мирей Матье
Харизматичней, чем Кобзон и Пьеха.
А Лувр и Елисейские поля –
Не модно, примитивно, даже глупо.
Зато шепнул вам некто Николя
Рецепт старинный лукового супа.
Когда продуют ветры дальних стран
Мозги девицы, те, что вдруг остались,
Тащите в ЗАГС, иль просто на диван,
Ну, собственно, куда и собирались.
И лишь затеет птичка щебетать,
Что, мол, совсем готова к переезду,
Вдохнув Париж, согласна умирать,
Такси начнёт заказывать к подъезду,
Тогда вздохнёте грустно: «Ах, малыш!
Ну что мы там забыли, в том Париже?
Французом быть и здесь не запретишь,
Хоть хаты ниже и асфальт пожиже»
*
9."Конь на крыше"( по одноим. рассказу Э.Распе)
В Россию въехал,помню, на коне.
Шёл снег,случилось то зимою.
Устал мой конь, и спать хотелось мне,
Пустынным путь был предо мною.
Вдруг вижу прямо впереди меня
Торчащий столбик из-под снега,
К нему я как-то привязал коня,
Валившегося с ног от бега.
А сам мгновенно лёг на мягкий снег
И спал спокойно, крепко, долго.
Проснулся вмиг, то не забуду век,
Лежу я посреди посёлка.
Кругом нет поля, лишь одни дома,
В домах, я вижу, горожане.
А где мой конь? Сошёл ли я с ума?
Знакомое вдруг слышу ржание.
Как ржёт мой конь, узнаю за версту,
Смотрю, на крыше колокольни
Висит мой конь,привязанный к кресту.
Понять всё, мига мне довольно.
То снег занёс все здешние места,
Занёс весь полностью посёлок,
Оставив лишь верхушку от креста.
До удивлений путь не долог.
Я помню это ясно и теперь,
Всё помню, память не пустая,
Там сильная случилась оттепель,
И ночью снег совсем растаял.
Не думая,схватил я пистолет,
Уверенно в уздечку метил,
Уздечка пополам, не тронут крест,
Конь подо мной, скачу как ветер.
*
10.На охоте в дебрях Крыма.
( Рудольф Эрих Распе. Лисица на иголке )
На охоте в дебрях Крыма
Был в засаде на лося...
Пробегала тупо мимо
Черно-бурая лиса.
Я подумал: " Пуля - дура",
Вынул пулю из ружья,
И иглу засунул в дуло,
Что всегда при мне не зря.
Сделал выстрел идеальный,
Пригвоздив лису иглой
К дубу, что пирамидально
Возвышался над землей.
Вынув плетку из баула,
Стал хлестать промеж ушей,
И лиса, покинув шкуру,
Убежала в неглиже.
Случай выдался забавный.
Для стихов - сюжет... И книг.
Будет к новой шубе славный
Баронессе воротник.
*
11."Аристократка"(по одноим. рассказу М.Зощенко)
В изложеньи женского вопроса
Буду честен и предельно краток:
Дабы не остаться вовсе с носом,
Не ведитесь на аристократок.
Вьют веревки, превращают в тряпки...
В доме нашем завелась такая:
Стрижка, фильдекос - чулочки, шляпки,
Зубик золотой во рте сверкает.
Стал ходить к ней, якобы по делу:
Не течет ли, скажем, где в уборной?..
Словом, очень скоро углядела
Цаца интерес мой непритворный.
В театр зовет! Мне что? я сам - культурен...
Взял билет, второй ссудил приятель:
Я верчусь впотьмах на верхотуре,
Фря в партере, будто заседатель.
Ну, в антракте шпарит до буфета,
Глазками стрижет... Да вот непруха:
Денег у меня почти как нету,
А она - к пирожным, что те муха.
Первое, второе, третье - баста!
На четвертом ей кажу: положим!
Краля рот разинула зубасто,
Ставя явный надкус на пирожном.
Ну, хозяин просит за четыре,
Публика подыгрывает смело.
Я карман распахиваю шире.
Хам один: доем, раз надкус сделан!
Фря: без денег с дамами не ездят!
Я ей: мол, совсем не в деньгах счастье!
С эдакой водиться - много чести
Аристократической напасти!
Больно падки дамы на дензнаки!
Что бы не трепали там поеты:
Мол, на небесах вершатся браки...
Но отнюдь не там кроятся сметы.
*
12. Парижа не было и нет ( М.Веллер, «Хочу в Париж»)
« …Это был гигантский театральный задник, натянутый на каркас крашеный холст.
Дома и улочки были изображены на холсте, черепичные крыши, кроны
каштанов.
Он аккуратно открыл до отказа регулятор зажигалки и повел вдоль
лживого пейзажа бесконечную волну плавно взлетающего белого пламени.
Не было никакого Парижа на свете.
Не было никогда и нет.»
Стаей срываются крыши –
Неважно, в огонь ли, в небо ли…
Нет никакого Парижа.
Возможно, его и не было.
Запах любви и ванили,
Каштановое цветение -
Всё, что влекло и манило
До сбоя сердцебиения,
Пело, бродило, дрожало -
В глубинах, в своём, в несбыточном –
В тесном тепле кинозалов,
Мучительном, страстном, пыточном -
Неутолённая жажда
Сродни неуёмной похоти…
Не повторяется дважды
Мираж, заклеймённый копотью.
Может, вначале и слово,
Но дальше – земля ли? небо ли?..
Нет тебя. Нет – никакого.
Возможно, тебя - и не было...
13. Увидеть Париж и… прозреть
(по мотивам рассказа М.Веллера)
Мы все болели в детстве Дартаньяном
И жили жизнью не своей, а книжной,
Но повзрослели поздно или рано,
А он остался "пленником" Парижа.
Он грезил наяву, не замечая
Прошедших лет, стареющей любимой,
Мечтая всё начать опять сначала
Когда-нибудь... И проносились мимо
События и вёсны, жизнь и вёрсты,
А он в парил в мечтах над Санте-Клером,
Работая на скучном производстве,
Реальное ему казалось серым...
Когда на склоне лет в Париж попал он,
Все обошел - от Лувра до Монмартра.
Тогда завеса с глаз его упала:
Париж - обычный город эмигрантов.
14.Аристократка (по мотивам М.Зощенко)
в повествованье буду краток:
я – не люблю аристократок,
их фельдикосовых чулочков,
с вуалью шляпок на боку.
в театр повел… одну такую.
вокруг, как тетерев, токую,
она ж в буфет. - пирожных хочет
и вводит тем меня в тоску…
а у меня в кармане пусто -
не шелестит, увы, «капуста»…
но говорю интеллигентно:
«откушайте эклер, мадам»
мадам как будто бы не слышит,
три заглотила… томно дышит
и пользуется, фря, моментом,
халявным радуясь дарам.
я истекаю липким потом,
и настроение чего-то
ушло в неясном направленье.
ну это ж надо -так попал!
взяла четвертое… прелестно!
рычу ей в ухо: «лож…на место!»
аристократка в изумленье…
эклер на блюдечко поклав:
«Вы ,Серж, такой неромантичный,
Вам заявляю я публично.
для дамы жалко вам пирожных.
Вы- просто форменный мужлан»
Да... на проглоток я не падок,
и потому аристократкам
я нынче без стеснений ложных
предпочитаю сельских дам.
15.Хочу в Париж.
Михаил Веллер. Хочу в Париж.. (переложение прозы на поэзию)
А вот история сюжета – парнишка с самых юных лет
Парижем бредил и на этом сошелся клином белый свет;
что для мальчишек – только чтенье Жюль Верн, Дюма, Франц Анатоль,
у паренька связалось крепко с всепоглощающей мечтой…
И в городке провинциальном, что по российским меркам мал,
французский он учил ночами, запоем атласы читал…
питался луковым бульоном, зажмурившись, лягушек ел
и по заезженной пластинке, под Азнавура громко пел…
Он знал Версаль и лес Булонский, и Мулен Руж, и Плас Пигаль,
-Привет, Париж! кричать по- свойски, с высотки Эйфеля мечтал,
копил сначала на квартиру, а позже на билет в Париж,
мечтал, чтоб только подфартило- хотеть, увы, не запретишь..
Копил, мечтал, а годы мчались, дерзаний юных стихла песнь,
уже и средних лет усталость успела в памяти осесть,
уже и пенсия за дверью, и вдруг… путевка и билет! –
все то, во что полвека верил!
Потом вердикт начальства – «нет»…
Народ постарше точно знает, как бесполезен этот спор,
и приговор такой бывает похуже выстрела в упор.
Но наш мечтатель неуемный, рискуя подхватить инсульт,
пошел в инстанции войною – в профком, горком, райком и суд.
И этот пласт, представьте, дрогнул. Полгода ужаса, и вот –
герой наш собственной персоной по Сен-Дени в толпе идет.
Рукой подать – Монмартр и Сена, и Елисейские поля,
Гранд ОперА, фонтанов пена, бистро, шарманка, о-ля-ля!
Счастливый, он не сразу понял, что это было для кино,
что пласт судьбы, конечно, дрогнул, но в голове, причем давно,
что декорации фальшивы, ни дать ни взять – папье-маше,
жизнь прожита, как есть, паршиво, еще чуть-чуть, и всё… туше,
что путь единственный – к началу! – сквозь унижения толпы
к тому далекому причалу, где стал он пленником мечты.
Он чиркнул спичкой торопливо…
«Массовка» кинулась смотреть: «Париж» горит!
Горит красиво, как может только он гореть…
16.Аристократка.
Григорий Иванович шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал рассказывать:
Пусть любят баб лишь сумасшедшие,
А я вам, братцы, так скажу…
Разочарован в этих женщинах,
А бабы в шляпках - просто жуть...
Слащавый мопсик на руках,
При фильдекерсовых чулках,
Бонжюр, мэрси – ну просто ах. . .
Представить – страх. . .
Гулял я раз с аристократкою,
В театр, помнится, водил. . .
Такие бабы – место гладкое,
Понять таких - не хватит сил. . .
Билеты в оперу достал,
Я ж думал, баба - идеал,
Но даже не подозревал,
Что ждёт скандал. . .
Предупредил бы кто заранее,
Не подошёл бы к ней тогда. . .
Её я встретил на собрании,
Зуб золотой – почти звезда.
Гражданка "фря", а я простой,
На зуб - то клюнул золотой:
-Ваш номер, - спрашую, – какой?
В ответ – седьмой!
Она ужасно мне понравилась,
И зачастил я в гости к ней…
Был, как лицо официальное,
Как представитель от властей:
- Ну как у вас водопровод?
Труба в уборной не течёт?
Она лишь глазками: "МУР-МУР"-
Меня стрижёт!
Попал Григорий блин Иванович,
Стал с ней по улицам гулять. . .
Всё "разговоры разговарюю",
А на уме лишь "в бога мать". . .
Как щука, под рукой тащусь,
У самого на сердце грусть,
А ей - театр подавай -
Карман-то пуст. . .
Тут партячейка подсобила мне,
И друг билетик подогнал. . .
Идём на оперу счастливые,
Там целый час сидел -скучал…
В антракте к ней – она в буфет,
Быстрей бы выключили свет -
Она приметила десерт,
А денег нет!
Стоит и смотрит на пирожные…
Ах, мать етиш - ну нету сил,
Куда деваться - осторожно я,
Взять лишь ОДНО ей предложил:
- Я заплачу, смелей бери,
(У самого шкварчит внутри)
Она в ответ своё - «мэрси»-
И … съела ТРИ!
Когда она взяла. . .ЧЕТВЁРТОЕ. . .
Я позабыл про долг и честь,
Ну , баба, думаю, упёртая,
Не разрешу ей больше есть!
Кричу ей: взад скорей положь!
Куда четвёртое берёшь!
Стошнит! ЧЕТВЁРТОЕ НЕ ТРОЖЬ!
Как в сердце нож. . .
Стою кряхчу гусём я лапчатым,
В кармане денег с гулькин нос. . .
Лежит "ЧЕТВЁРТОЕ" начАтое,
Сам чёрт в буфет меня занёс.
Хозяин требует - платить,
Кричит: успели НАД-КУ-СИТЬ!
Народ хохочет – просто стыд,
Ну как тут быть. . .
Карманы я повыворачивал
И нервно деньги отсчитал,
Все до копейки - по-горячему
Решил закончить тот скандал.
Стою чешу печально плешь,
На встречи больше нет надежд,
Я ей :
- Пирожное доешь -
Народ потешь!
А ей докушивать не хочется,
Пропал у дамы аппетит!
Мозги напрасно мне морочила,
Теперь имеет бледный вид. . .
Да я и сам стою, как мел...
А тут мужчина...ох и смел!
Он, сволочь, видно, есть хотел…
Взял. . . и доел!
Мадам затем упрёки сыпала,
Не в дЕньгах счастье - так скажу,
Не повторю ошибку сызнова:
На баб, что в шляпах – не гляжу!
К башке прицепят абажЮр,
Качают бёдрами: Мур-Мур!
Аристократки - мать твою...
Мэрси, бонжЮр!
17.ЛИСИЦА НА ИГОЛКЕ (Эрих Распе)
Надо жизненным советам
Следовать всем в унисон.
Всех находчивей на свете
Сам Мюнхгаузен-барон.
В русском раз лесу дремучем
Мне попалась на глаза
(Нет лисиц на свете лучше)
Чёрно-бурая лиса.
Шкура - чудо, что б вы знали.
Хороша, о чём судить...
Очень жаль так шкурку стало
Портить пулей, дробью бить.
Я не медля, благочинно
Вынул пулю из ствола.
Зарядил иглою длинной.
Бей, сапожная игла!
Выстрел в дерево, простите...
Пригвоздил ей хвост, попал.
Подошёл я к той лисице,
Плёткой всё её хлестал.
Ошалев, лиса в натуре
Лишь смахнула боль хвостом,
Мигом выскочив из шкуры,
Убежала нагишом!
Чудом мне досталась шкура.
Не испорчена стрельбой.
Цела шкура, пуля - дура.
Дробь всегда ношу с собой.
18.Аристократка
(По мотивам рассказа М.Зощенко)
Чужим полам естественно сближенье,
Но надо ведь однажды было мне
Схлестнуться на собраньи в нашем ЖЭКе
С аристократкой голубых кровей.
Ничто проблем тогда не предвещало,
И, ощутив в себе амурный зуд:
– Мадам, как ваши трубы? – прошептал я.
Она в ответ с улыбкой:
– Не текут.
Ах, эта благородная улыбка!
И зубик в горстке белых золотой…
До юбок вроде жаден я не шибко,
Но сделался буквально сам не свой.
Дойдя в тот день до поцелуя в губы,
Шептал я, впечатлением сражен:
– Сударыня, ну как там ваши трубы?
Она мне с придыханьем:
– Хорошо.
Но ближе к воскресенью – что за чудо! –
Как подменили милое дитя.
– Веди в театр, а то любить не буду!
И не поймешь – всерьез или шутя.
Как будто чем задел или обидел…
Но отказать, конечно, не посмел.
Сидим, балет… Билеты в дефиците.
Достались – мне галерка, ей партер.
На что потратил деньги, непонятно.
Весь первый акт скучища, веришь-нет.
И, как на грех, моя аристократка
В антракте мне твердит:
– Пойдем в буфет!
Наличные прикинув осторожно,
Ее под ручку свел туда. А зря!
Она подряд слупила три пирожных,
Четвертому успев помять края.
Я вел себя, конечно, грубовато,
Но «взад положь!» – не мат в конце концов,
И расплатился тоже аккуратно,
В итоге сохранив свое лицо.
Потом культурно так, одежд не спортив,
Мы прямо из театра врозь пошли.
С тех пор с аристократками… увольте,
А на балет тем более – ни-ни.
19.Сивый на крыше
(по мотивам рассказа Э.Распе)
Господа, вы бывали в России?
Вот, скажу вам – снега, так снега!..
Там однажды скакал я на Сивом,
И такая случилась пурга!
Я в седле, словно в белом сосуде,
Конь совсем ничего не поймет,
Ржет мне в ухо, что мерином будет,
Только больше ни шагу вперед!
К счастью город вблизи оказался.
Мы, конечно, туда алле-гоп!
Помню, Сивый к столбу привязался.
Дальше водка, цыгане, любовь…
А когда из трактира я вышел
(Вам клянусь – это чистая быль),
Снег растаял, и Сивый на крыше
Оказался привязан за шпиль!
Хочет там фуража и водички.
Вы же знаете, братцы, меня –
Долго ждать не имею привычки.
Меткий выстрел… В узду, не в коня!
Был я счастлив, а конь и подавно,
Съесть фрюштук* и отправиться в путь.
Что, не верите? Чистая правда!
Даже если приврал, то чуть-чуть.
*Fr;hst;ck – завтрак (нем.)
20.Конь на крыше (по одноим. рассказу Э.Распе)
(вольное переложение)
***
Я въехал в Россию верхом на коне,
в России никто не слыхал обо мне,
что парень хороший, но вру через раз.
Итак, я в России. Лихая пора
с конём завела нас в сугробы и стынь.
Да хоть деревцо бы, да хоть бы кусты
мне дали понять, где я есть, где мне спать!
Лишь столбик из снега торчит. Вашу мать,
Россию, умом не понять, не постичь!
Мой коник, прослушав мой жалобный спич,
уснул, где стоял - возле столбика. Я
к нему привязал дорогого коня,
и сам потоптался, да рядышком лёг,
обняв вместо крали кирзовый сапог.
Наутро, продрав запорошенный глаз,
не понял: куда же меня занесла
судьбинушка злая... И вдруг - вашу мать,
Россию, опять не могу понимать! -
мой коник на крыше висит, как мешок!
С какого же ляду?! Komm hier, мой дружок!
Я метко стреляю, прицел на узде,
мой коник не будет висеть на кресте!
Бабах! Конь взлетает и прыгает на
асфальт, ну а я - в стремена, в стремена!
И дёру из матери вашей, страны,
где всадники во поле мёрзнуть должны!
21..Мюнхгаузен и лисица
по произведению Р. Э. Распе "Лисица на иголке"
Как-то в воскресенье или в среду
Погулять для бодрости в лесу
Вышел после сытного обеда
И увидел крупную лису.
Чуден мех лисицы черно-бурой,
Этот же хорош вдесятерне.
Как добыть, не испоганив, шкуру?
Нужен вам совет? Прошу ко мне!
Из ружья мгновенно вынул пулю,
Взял иглу (как знал - её принёс),
Зарядил - ба-бах - и всё. Смекнули?
К дубу пригвоздил лису за хвост.
После подошёл неторопливо,
Плёточкой зверюшку отходил...
Лучше быть живой, хоть некрасивой...
Из манто она что было сил
Выпрыгнула, кинулась от дуба
Прочь - почти здорова и цела.
Может, так и бегает без шубы,
Или снова шкура наросла.
22. Письмо к незнакомке ( Продолжение по мотивам «Лисица на иголке»
Э. Распе.
У Вас, наверное, тонкие нежные руки и
И грация дикой серны!
Вы думаете, не от скуки ли,
Пишет ваш собеседник?
А может обманщик, и в этом причина?
Рождается мысль, но, увы,
Поверьте, я самый правдивый мужчина
Из тех с кем общались Вы.
Но эта история - сказочный случай,
Как и цена…
Ах, как бы хотелось узнать Вас получше…
Выпить вина.
Итак, продолжаю: История эта
случилась зимой.
Я шел лесопарком, после фуршета,
И вдруг под сосной…
Нет сложно!.. Все было, а ныне остались
Лишь горькие сны.
Мне Вашей бы веры, пусть самую малость.
Терплю без вины…
Так вот, под сосною лиса, без одежды-
Отсутствует мех.
И молвит она, на меня вся надежда.
Пройдешь мимо - грех.
С иглою набросился старый агрессор,
Ударил - туше!
И в шубе красивой теперь баронесса.
Гуляет уже.
Не сразу зверюге поверил я сдуру,
Признаюсь лишь Вам,
Но вскоре навстречу в мехах черно-бурых
Шагает мадам.
Ведь в детстве учили меня не напрасно,
И школа, и мать:
«Тем, кто на страницы попал книги Красной-
Изволь помогать»!
И шубу, с которой меня принимали,
Я нес для лисы.
Не видя того, что чернеет начало
Другой полосы.
Что можно стараться для доброго зверя.
Для братьев меньших.
Увы, на допросах следак не поверил
И дело мне сшил.
И вот я с душой удивительно тонкой,
Попал на пятак.
Пишите прелестнейшая незнакомка,
Без Вас мне никак.
23. "Ночное проишествие 2" (по одноим. рассказу М.Зощенко)
Иду я по улице. Ночь, темнота.
Пустынно, безлюдно кругом.
К утру хлынет дождик,
Парит, духота.
Гроза надвигается, гром…
Люблю я пошляться ночною порой,
Свободно, никто не толкнет.
Зефиры кружат над моей головой…
Любитель поспать не поймет.
Шагаю по улице, кепочку снял,
И можно руками махать.
«Родимый, родимый», - я вдруг услыхал.
Кто звал? Никого не видать.
Все окна в домах оглядел, не пойму,
И кто же так поздно орет?
Муж выпивший, изверг напал на жену,
А может, и наоборот.
Вдруг, пальцами трень по стеклу, повернул
Назад, к магазину. Закрыт.
А меж двух дверей, оседлав венский стул,
Мужик престарелый сидит.
– Чего тебе, батя? – а он мне хрипеть:
– Родимый, а сколько часов?
– Четыре.
– Ещё два часа мне сидеть,
Пока не откроют засов.
– Ты мне не поможешь воды нацедить?
Вон крантик внизу, отверни.
На улице душно, охота испить.
Да кружку, гляди, не стяни.
И через разбитое сверху стекло
Мне кружку старик подает.
– С тобой мне сегодня, сынок, повезло.
А то ведь никто не нальет.
– А сам, почему не сходил до сих пор,
Ленивый, ты может, больной?
– Да я бы и рад, не пускает запор, –
Обмолвился сторож ночной.
– Давно бы промялся, сходил за водой,
Но выйти отсель не могу,
Ведь заперт снаружи, порядок такой.
Сижу, магазин стерегу.
– Ты сторож, зачем же тебя закрывать?
– Всегда закрывают.
– К чему?
– Боятся, а вдруг я пойду погулять
И там ненароком усну.
А воры тем временем все унесут.
А тут, если даже засну,
Грабители мимо меня не пройдут.
Наткнутся, я крик подыму.
Такое вот правило. Между дверей
На стульчике сторож сидит.
– Дурацкое правило.
– Думать не смей!
– Обидно.
– Не стою обид.
За запертой дверью удобнее мне.
Боюсь я воров как огня.
А если закрыто, спокоен вполне,
Тут воры не тронут меня.
– Тогда в магазинчик, папаша, зайди,
Чтоб ноги хотя бы размять.
Сидишь тут как чучело. Скучно поди?
Тут сторож, руками махать:
– Да что ты, попасть в магазин не могу?
Дверь заперли на два замка.
Чего привязался? Сижу, стерегу.
В покое оставь старика!
Чего ты, родимый, ко мне пристаешь?
Водички налил и ступай.
Трещишь как сорока, поспать не даешь,
Иди себе с богом, прощай.
Я деда оставил и дальше побрел.
Все думал, подумаешь вор.
Вот если бы кто-нибудь взял, изобрел
Надежный электроприбор,
Который бы громко гремел и трещал,
Когда в магазин лезет вор.
Бывают такие? Я толком не знал.
А сторожа жаль до сих пор.
Ведь он человек – все ж сознанья венец.
Живого в капкан посадить!
Досадно и горько, хозяин - подлец.
Ведь даже воды не налить!
Запутались мысли, я вскоре уснул,
Досматривать сон не хочу.
Обиженный сторож меня упрекнул
И кружкой хлестнул по плечу.
«Чего к сторожам ты ночным пристаешь?
Мы тихо и мирно живем.
Сидим, караулим. И холод, и дождь
В предбаннике мне нипочем.
Уйди, стариковской карьеры не тронь», –
Кричал как ошпаренный он.
Вскочил я, зажег на веранде огонь,
Решил написать фельетон…
Памятка Арбитрам, обслуживающим данный конкурс:
Тексты для сравнения находятся по ссылке
http://www.stihi.ru/2012/03/03/11812
но реально прочитать Вам нужно лишь часть из них- авторы сделали упор на М.Зощенко-"Аристократка","На живца" и "Плохой обычай" , М.Веллера-"Хочу в Париж" и три рассказа Э.Распе "Лисина на иголке", "Конь на крыше" и "Удивительная охота" и что значительно упрощает Вам работу.
Готовые результаты прислать не позднее 13 марта 2012 года.
Лариса Котовская.
9.03. 11.30 мск.