Гражданская лирика Виктора Гаврилина

Элла Гоник
                "Не отпускай меня, Россия,
                из-под твоих свинцовых туч
                в предел блаженной горней сини...
                До святости меня домучь."
                В. Гаврилин


                http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin



    Стихотворения гражданской лирики Виктора Гаврилина — покоряют своей огромной любовью к Родине, настоящим патриотизмом без пафоса, высоким слогом и пронзительным звучанием. Сколько он передумал о России, и во сколько прекрасных строк вылилась его боль и любовь к ней! В основном, эти стихи вошли в книгу Поэта, которая называется "РОССИЯ ЧЕРЕЗ АПОКАЛИПСИС". Кроме стихов, посвящённых России, к этой рубрике относятся и стихи-размышления о судьбах участников Великой Отечественной войны, и об отце в том числе. Есть также и другие темы, затронутые в стихотворениях.

Прекрасное и высокое стихотворение"БЛАЖЕННАЯ, МЯТЕЖНАЯ РОССИЯ"
                Блаженная, мятежная Россия,
                небесная в единственном числе,
                ты испокон перекликалась с синью -
                не потому ль, что скучно на земле?
Как сильно сказано о России! Эти слова выношены автором, и их отзвук ложится читателям в сердце.
                ... Средь ямин и болотин
                как не споткнуться, заглядевшись вверх?! — русский человек всегда смотрит вверх, представляя себя уже там, в Вечности, потому что там - Высшая чистота, Высший покой.
                И вот мираж твоих коммун повергнут
                и Китеж твой...
 — да, мы очень многое ниспровергли, ничего не оставив взамен.
                Мелькнёт ли ангел в призрачном полёте,
                падёт звезда иль закурлычет стерх-
                всё знак тебе — всё, что приходит к нам, наполняет нашу душу либо восторгом, либо болью. Это, действительно, знак, как точно написал автор.
И потрясающий финал:      
                тебя зовёт и поднимает Слово,
                начертанное в имени твоём.
4 строфы, в которых уложилась вся Судьба России.

        В стихотворении "НЕ ОТПУСКАЙ МЕНЯ, РОССИЯ" — чувствуется, как автор предан своей Родине
                Не отпускай меня, Россия,
                из-под твоих свинцовых туч
                в предел блаженной горней сини...
                До святости меня домучь.
Горький дым Родины слаще всего на свете, и с этим чувством можно спокойно уйти:
                дай додышать осенним дымом,
                до сладких, до последних слёз.
Без Родины жизнь невозможна. Даже если есть другие земли, лучше Родины нет ничего.
                Я не бродил по белу свету,
                иные земли полюбя.
                И выбора мне в жизни нету.
                И одинок я без тебя.
     Очень сильное и пронзительное стихотворение, — "ОЖИВЁТ, ПОЗОВЁТ И НАХЛЫНЕТ", По словам одного из рецензентов:"Это стихотворение - сыновья трепетно-бережная любовь к Родине. Лирика светлая, завораживающая".
                Оживёт, позовёт и нахлынет
                то, что память спустила до дна,
                что поднять не сумела доныне
                даже музыки тихой волна.
Каждая строчка этого прекрасного стихотворения откликается в сердце:
                И в воронку былого затянет —
                в мир, где свищут одни соловьи,
                на пиры с молодыми гостями,
                с духотою предгрозья любви.
И каким-то затаённым вздохом звучат слова, обращённые к Родине:
                Где ж ты Родина наша большая,
                где до неба хватало нам сил!
В стихотворении "ПОСЛЕ БУРЬ ПРОРОЧЕСТВА, БЫТОВЫХ РАЗВЯЗОК" — тема России звучит "призывно, щемяще и величественно", по словам одного из рецензентов. Я бы назвала эти стихи — стихотворение-хроника.
                После бурь пророчества, бытовых развязок,
                в лежбищах отхлынувшей волны
                времена крушения социальных сказок
                нам как думы смертные даны — делается страшно от всего, что мы прошли в"том" и "этом" веке. Но ведь это было, и в этом-то и весь ужас, что мы "это" ещё до конца не прошли.
                И пока не кликнули пса сторожевого
                злоба века или злоба дня,
                дай печали праведной и живого слова,
                Родина охрипшая моя!
"Родина охрипшая моя!" — ключевые слова этого стихотворения. Виктор Гаврилин смотрит в самый корень зла, и его поэзия, как наждачная бумага, которая может стереть зло, но не стирает, а лишь полирует его, высвечивая гранями все самые разнообразные стороны его.
В сильнейшем и пронзительном стихотворении"О ТЫ, МОЯ ИСТЕРЗАННАЯ РУСЬ" —  автор говорит о том, что Россия стала его нелёгкой судьбой, и что он пребудет с ней до конца жизни:
                О ты, моя истерзанная Русь,
                моей нелёгкой ставшая судьбою,
                я от тебя по гроб не отрекусь,
                и все грехи я разделю с тобою!
Он пишет об огромной терпеливости России, которая способна всё выдержать, выстоять:
                Как тяжко тебе гневаться, терпя!
                Как мех твоей медвежьей лапы нежен!
И эта боль России становится и его болью:
                Но нет!.. Полным-полна до боли жизнь -
                до боли той, что напрочь не проходит.
                Сроднились наши раны, запеклись,
                и ноют эти раны к непогоде.
Пусть будет боль, но это боль, которая нас всех объединяет.
                Боли во мне, о Русь моя, боли -
                я знаю, как переносить недуги.
Очень сильное и полное боли стихотворение!"Я БОЛЕН, НИНА, И СИНИЦА"
                Я выбрал всё. Глаза закрою -
                и всё, что кровное, видней.
                И я склоняюсь головою
                к любви и Родине моей.
Да, трудно сказать что-либо. Есть ощущение, что боль такая сильная, что уже больше быть не может. Я бы сказала, что это христианское смирение - принимать всё, как есть. И мужества автору не занимать.
В замечательном стихотворении "ПРОМЯМЛИЛИ, ПРОГРЕЗИЛИ, ПРОДАЛИ" — возникает ассоциация с аналогичным стихотворением Максимилиана Волошина"С Россией кончено..."
                Промямлили, прогрезили, продали...
                Что ж, никого, Россия, не жалей
                и песню дай по высоте печали,
                дай муку по терпимости твоей.
                М. Волошин:
                С Россией кончено...На последях
                Её мы прогалдели, пропили, проплевали,
                Замызгали на грязных площадях...
                В. Гаврилин    
                Так почему, коль рушится громада
                самих земель, скреплённых на крови,
                не сдунет нас энергия распада,
                высвобожденье злобы и любви? — Как точно сказано "не сдунет нас энергия распада, высвобожденье злобы и любви?" Злоба и любовь — они стоят рядом, как это ни странно. Нашей стране очень тяжело. Каждое новое поколение и озлобляется, и в тоже время тоскует душой по прошлой России.
В стихотворении"НА ГОРЕСТНОЙ ЗЕМЛЕ ПОД КРАСНОЮ ЗВЕЗДОЮ" — раскрыта судьба, как написано в одной из рецензий"нескольких поколений и всей страны. Это — концентрация боли и мысли".
                На горестной земле под красною звездою,
                на доблестном пути, который без креста,
                не прячь меня, мой век, я ничего не стою,
                от тайных тайн твоих душа моя чиста.
Мне кажется, что про историю,  про жизнь, про любовь к каждой жизненной единице, про время с такой болью в одном стихотворени ещё никто не говорил. И это про боль всех сказано, а уж про юдоль — по-своему сильно и страстно.
                Забьёт ли здесь потом услада колоколен
                и загудит ли хор про вечную юдоль,
                не этой лепотой жестокий край отмолен,
                а теми, кто унёс безропотную боль.
В прекрасном и тонком по восприятию своего времени стихотворении "ВО ВРЕМЕНА БЕРДИЧЕСКОГО СМЕХА" — автор говорит о том, что он не может нисходить до"низости плаксивого ворчанья" за боль России:
                Мне Муза опускаться не велит
                с высокой ноты, взятой от печали
                за Родины поруганную боль,
                до низости плаксивого ворчанья
                на жизнь вообще...
Замечательно, что в этих строках говорится о печали, ибо печаль облагораживает душу, наполняя её обертонами светлого и грустного ощущения жизни.
Потрясающе сильное и глубокое стихотворение "ИЛЬ СВОД ЖЕЛЕЗНОГО РЕЖИМА" — можно назвать исповедальным.
                Иль свод железного режима,
                иль небо изомнет слова.
                Молчи!.. Но и молчанье лживо,
                покуда жизнь не трын-трава.

                Ответа надобно, ответа -
                хотя б в ночи, перед собой — честность перед самим собой всегда отличала Виктора. И в этих исповедальных строках - он весь. Жизнь часто оборачивается совсем другой стороной, чем тебе хотелось бы. И каждый волен распоряжаться ею по своему усмотрению. Либо быть личностью, либо - пешкой, чтобы " повернее запродать за красноречие усмешки всю колготню и благодать". 
Глубиной мысли и слова отличается великолепное стихотворение"ПО ХОЛСТИНАМ РАВНИН НЕ ДО ВЫШИВКИ ГЛАДЬЮ".
                По холстинам равнин не до вышивки гладью -
                это синие тени по снежным полям.
                В самый раз перештопывать старые платья
                там, где ветхая даль посеклась по краям.
По словам одного из рецензентов, в этом стихотворении — "глубокая, тонкая выверенная интонационность, эмоционально-яркая окраска и очень умная философичность".
                Позабытая стать... Пелагея, Аксинья
                в величавом босом хороводе своём...
                Возвращается круг - нас пытает Россия
                аржаным сухарём, сквозняком да тряпьём.
В этом небольшом выстраданном стихотворении сказано очень много. И прошлое, и будущее. Вся судьба России. В нём выражена своя "гаврилинская" позиция, сказано и о земле русской, и о красоте русской женщины, и о ветхости одеяний, и о смиренности русского народа, и о его революционности. И всё — одним словом или фразой.
                И даруется быть и не бредить о снеге —
                он всё валит и валит, чтобы нам навсегда
                оставаться на этом ледовом ковчеге,
                во спасенье несущихся нЕвесть куда!
Это многоплановое стихотворение сюжетно и выстроено так, что совершенно неожиданной оказывается концовка, где пол слова о нашем спасении, на которое и надеяться-то нечего.
В глубоко трагическом,  но очень жизненном стихотворении"К ЗАКАТУ ЖИЗНЬ...НО ГРУСТНО ВОЗВРАЩАТЬСЯ" —  каждая строка исполнена боли, страданий и переживаний за судьбу России. В нём смешались отчаяние, вера и надежда, и необычайно сильно выражено чувство предвидения" —  как написано в одной из рецензий.
                К закату жизнь... Но грустно возвращаться
                не позабывшим ни о чём умом
                в страну несознаваемого счастья.
                Мне ведомо — там всё пойдёт на слом.
Болью за свою родную страну наполнено трагическое стихотворение"Я Б ТАК ХОТЕЛ СУРОВОЙ ЧИСТОТЫ".                Я б так хотел суровой чистоты
                моей стране, что быть достойна чище!
                Но где ни глянь, всё гнилости следы -
                такого не натопчат сапожищи.
По словам одного из рецензентов, боль эта "щемящая, искренняя, в чём-то безнадёжная".
                И это знать! И это всё беречь!
                Знать и любить - и никуда не деться. — что бы ни делалось на Родине, как бы  ни была тяжела её судьба, мы ещё больше любим её.
Одним из сильнейших в гражданской лирике Виктора Гаврилина я считаю стихотворение "РОЗЫ ДЛЯ ОТСТАВНОГО ЛЕЙТЕНАНТА ИВАНОВА"
Позволю себе полностью привести текст этого потрясающего стихотворения
                Две розы, не успевших распуститься,
                стоят у койки, где лежал калека...
                Две девушки по порученью ЖЭКа
                вчера их принесли ему в больницу
                и с праздником поздравили вначале,
                а после, долг платя былым заслугам,
                они минут пятнадцать помолчали
                и упорхнули, кажется, с испугом.
                Он тоже знал, что скоро будет точка,
                но для борьбы была ещё причина –
                хрипеть, но жить, чтоб эти два комочка
                цветами стали до его кончины.
                Он не был никогда сентиментальным,
                он никогда не умилялся слёзно,
                а тут в мозгу канючил голос дальний:
                “Как хороши, как свежи были розы!”
                И музыка военная играла,
                курсантов провожая на бессмертье...
                А вот сегодня дня недоставало,
                чтобы увидеть розы на рассвете.
                Простого дня, где, в общем, жертв не надо,
                где смерть тебя не ищет поминутно;
                его прожить – что побродить по саду
                и через тын залезть в чужое утро...
                Две розы не успели распуститься
                у койки, где лежал седой калека.
                Две девушки по порученью ЖЭКа
                вчера их принесли ему в больницу.
Очень немногословное стихотворение, но как пронзительно в нём сказано о желании дожить  до цветения роз, просто дожить...Мне очень понравилась одна рецензия, в которой написано:
"Стихотворение не только жизненное, но еще и оставляющее эмоционалный след. Потому что смерть все равно ждет всех, и тех, кто воевал, и этих юных девушек, которые принесли розы. Можно, конечно, долго морализировать на тему о формальности этих роз, на тему испуга этих девушек. А на самом деле этот испуг естественен, потому что это испуг перед лицом смерти, перед лицом человека, для которого уже, наверное, ничего нельзя сделать. И эти две, вроде бы формальные розы, все-таки скрасили его последние минуты."
Сдержанной и возвышенной любовью к Родине проникнуто стихотворение"ПРИБЫВАНИЕ ДНЯ, НАРАСТАНИЕ СНЕГА".( В книге оно называется "На Сретение"). Стихи очень глубокие, светлые и трепетные.
                Прибывание дня, нарастание света...
                Есть улыбка, что чёрного сглаза сильней.
                В повороте к теплу не оставит планета
                эту зябкую тяжесть родимых полей.
Она чувствуется и в прекрасных, нежных словах :"зябкая тяжесть родимых полей", "не грусти, моя даль".
                Не грусти, моя даль, твой запас тароватей
                всякой бойкой казны, ибо ты - без конца!
Конечно же, с нарастанием света "выбредает весна" и светом апельсинового марта(какое неожиданное сравнение!) в синеватых тенях освещается природа. Вечна весна, она щедра, и за её многообещающее и"пьянящее слово" можно отдать свою радость", чтобы она была вечной.
                Но даруется выдюжить снова и снова
                роковые разломы твои, и опять
                за величье посулов, пьянящее слово
                свою радость на вечность твою разменять!
Но главным, мне кажется, в этом стихотворении не рассуждения о весне, а мысли о будущем России, которые  высказаны как-то не впрямую, а вскользь. Очень радостно, что эти мысли позитивны, хотя и сказаны со знаком вопроса.
В прекрасном и очень светлом стихотворении"ОТ МОРЕЙ И ЛИМАНОВ", которое отнесено к пейзажной лирике, но которое вполне может быть причислено и к гражданской, с необыкновенно щемящим чувством высказана любовь к России. Это стихотворение  — из моих любимых. Привожу его текст полностью.
                От морей и лиманов
                (может быть, навсегда),
                от курортных романов
                нас везут поезда.
                Монотонные рельсы –
                перестук, перестук...
                Нет, воздушные рейсы –
                это легче, мой друг.
                От Джанкоя до Курска
                только степь да сады,
                говорок южнорусский
                да посадок ряды.
                Позже – низкие рощи,
                перелески уже,
                и как будто попроще
                и спокойней в душе.
                А потом на рассвете
                где-то там, у Орла,
                впустишь в форточку ветер
                и замрёшь у стекла.
Оно такое родное, наше, русское, с белыми ьерёзами:
                Это вовсе не слёзы,
                это тянет с окна...
И этот неожиданный вскрик:"Мать родная - берёзы!
                Березняк. Белизна.
И в конце так трепетно-нежно, по-гаврилински:
                И в рассветные сини
                поезд выдавит крик,
                и подступит Россия,
                словно ком под кадык.
В щемяще-пронзительном стихотворении"АВГУСТОВСКОЕ ВЁДРО ДА ПЬЯНОЙ ПУРГИ КРУГОВЕРТЬ" — меня просто потрясли строки, проникнутые болью и грустью. Все слова теряются, когда читаешь такое:
                Я ещё не зарыт, и кострами мне осень кадит.
                Так не черкайте накрест по холмику землю мою.
                Запрокинусь ли в небо лицом, я ещё не забит,
                и за всю за нелёгкую сам я себя отпою..."
В светлом и красивом автобиографическом стихотворении"КРЕСТИМЫЙ В ГОРОДЕ ВЕНЁВЕ" подкупают любовь, Вера и надежда в судьбу России. Оно проникнуто яркой образностью.
                Крестимый в городе Венёве,
                что посреди российских бед,
                я плоти Боговой и крови
                вкушал. Мне было восемь лет.
Это очень цельное и сильное стихотворение. Ни одного слова не выкинуть. И зрительно сильно, и фонетически. А уж о передаче смысла(то есть сюжета) и говорить не приходится. Это стихотворение — просто шедевр. Крещение вообще, а тем более такого маленького восьмилетнего мальчика, может передать только настоящий Поэт. Ведь Крещение — это великое действо, праздник души, который запоминается на всю жизнь. И как образно обо всём - и о площади, и о лошади, и о голубях, и об иерее:               
                А за стеной лежала площадь,
                ведя до чайной по торцу,
                где пустоту жевала лошадь
                и жались голуби к крыльцу.
                И меж озябшего народа,
                что отирался у дверей,
                прошёл бочком рыжебородый
                меня крестивший иерей.
И это было не просто Крещение, а, как автор пишет, "Крещение Россией навсегда"
                И мир смеркающийся, Божий,
                не поднося ко мне креста,
                дыша овчиной и рогожей,
                крестил Россией навсегда.
"СТЕНА БЕРЁЗ, ГДЕ ПРОСТУПИЛА МЕДЬ" — это стихотворение проникнуто любовью к Родине, болью за её судьбу. Оно стоит как бы особняком среди гражданской лирики Виктора Гаврилина В нём как раз гражданская лирика переплелась с пейзажной.
                Стена берёз, где проступила медь,
                ещё постой в обилье августовском,
                не облетай, не дай мне разглядеть
                ни ворона, ни тучи над погостом,
                куда нескорый протянулся путь
                через чужую скорбь, через долину — эти печально-пронзительные строки уже настраивают на скорбный лад. Почему-то это стихотворение вызывает у меня ассоциации с картиной И. Левитана "Над вечным покоем". Тот же сдержанный, суровый язык, те же эмоциональные краски. 
                И дней земных пусть и сурова нить —
                как рвётся всё! — боюсь с тобой разлуки,
                и всю тебя мне не с кем разделить,
                как одиночество предсмертной муки." — горькие и пронзительные слова.
Я остановилась на наиболее ярких, с моей точки зрения, стихотворениях гражданской лирики Виктора Гаврилина. Закончить это эссе хотелось бы очень сильными, замечательными стихами"В ИНЫХ МИРАХ ДЕРЖАВНЫЙ БЕРКУТ", в котором соединяется гражданская зрелость и любовь к родной земле:
                В иных мирах державный беркут
                по небу крылья распластал...
                Я этой синью был отвергнут.
                Я сам себе Россией стал.
Очень сокровенное стихотворение, в котором выплеснулась боль за Россию. Поэт всегда живёт своим словом, и сознание этого, наверное, даёт ему силы:
                меня в полёт кормило слово -
                миры вобравшее зерно.
Гражданская лирика Виктора Гаврилина всегда философична, и, не смотря на жанр, исповедальна. Вот и в этом стихотворении он признаётся:
                нести в себе любовь и Бога,
                коль всюду свары и навар... — и это ещё больше подчёркивает его честную исповедальную позицию по отношению к самому себе.
Потрясающи последние строки:
                коль шептуны заголосили?
                Я в этом хоре не пою -
                хранитель тайны непосильной,
                печалью с Родину мою.
Что в Викторе всегда было сильно, так  это то, что он нёс в себе  любовь как Бога. Хотя первое он утверждал, а во втором сам себе не признавался, подвергая сомнению  во всех своих стихах. Но к Богу он тянулся  всей своей душой и был ближе к Нему, чем сам думал или ощущал. И это Божественное начало было в нём очень сильно. Он даже говорит о нём как о даре свыше.

               
Стихотворения Виктора Гаврилина, относящиеся к гражданской лирике, объединяют большая глубина, проникновенность, трепетность высказывания, небезразличие и твёрдая, ясная жизненная позиция. Они мне напоминают грандиозную симфонию, мощное поэтическое полотно, по которому красной нитью проходит любовь к Родине.