Итоги пятого тура к. Дюжина-2 и комментарии

Блиц-Молния
Леонид Пивоваров:
№ 1 - Навсегда - 10

Прекрасное воплощение сложного технического замысла. При этом совершенно не пострадала эмоциональность стиха. Читаешь взахлёб...

Впрочем, придираться - моя обязанность! Почему "без него", но "без Неё"? Почему такое неравноправие? 
 
№ 2 - Цветное - 5

Юмор присутствует. И всё же...
Ленинское правило "лучше меньше, да лучше" до сих пор не опровергнуто. Я имею в виду, что цветов упомянуто немало, но именно, что "упомянуто" - бесхитростно и скучновато. За исключением, пожалуй, зеленой тоски и голубой мечты, где метафоричность заключена уже в самой идиоме.

Техническая реализация тоже далека от идеала - эклектичное "пред", совершенно безобразное "о чЁм этО я с вАми?", ритмически (да и семантически)  невразумительная последняя строка...

№ 3 - Сиреневый туман в кармане - 4
   

Я отнюдь не ханжа. Но есть темы, за которые нужно браться с великой осторожностью. Одна из них - тема смерти.

Я понимаю, что автор пытался спародировать стиль песен, обычно распеваемых в электричках. Увы, то, что получилось,  я иначе, как пошлостью, назвать не могу. Последний, "стёбный" катрен ни в коей мере не сможет компенсировать длиннющее  и подробное, причём без малейшего юмора, описание транспортной аварии... В результате, как когда-то выразился первый президент независимой Украины, "маємо те, що маємо". Думаю, фраза в переводе не нуждается. 

№ 4 - К Кикиморе в гости - 6

Замысел неплох, пара находок заметна, но ощущение недоделанности не проходит. Сюжет не приобрел уравновешенности - Кикимора, несмотря на вынесение её в заглавие, на поверку оказалась свадебной генеральшей. Описки и экономия на пробелах раздражает. Слова расположены не лучшим образом (что это за слово "беднымим"?). Отсутствие цезур в первом катрене здорово ощущается...

№ 5 - Пусть загнал я судьбу свою... - 7

Эмоционально и последовательно. Только вот технически не слишком, и это существенно портит впечатление.

Из 24 строк 23 имеют одну ритмическую структуру и лишь ТРЕТЬЯ резко выпадает из общего массива. Самое удивительное (а для меня это оказалось вообще шоком) что многие авторы  В УПОР не видят разницы в силе акцентирования безударных слогов в трехдольных размерах. В деталях объяснять свою позицию сейчас не намерен. Попробую сформулировать так - если пропуски слогов РЕГУЛЯРНЫЕ, то можно говорить о логаэде, если НЕРЕГУЛЯРНЫЕ - то о дольнике. Это более-менее устоявшиеся термины. Но о чём можно говорить, если всего одна из 24 строк "выкаблучивается"?

Если с технической  инверсией "Богатырский вложил размах" ещё можно смириться, то "Верный скачет в степи мой конь" - явный признак то ли лени, то ли технической беспомощности автора. Гипербатон - всем гипербатонам гипербатон!

Еще категорически не нравится слово "саблей" в "Саблей голову мигом с плеч!". Абсолютно не несёт полезной информации, т.е., по сути, является заплаткой. 

№ 6 - Профессорская песенка - 5

Слабенько. И сюжет банальный, и слог неважный (например, две разных формы "свой" в первых двух строках). С рифмами вообще никак. Если не грамматические (глагольные), то вокзала-туманом, нулю-преподаю, зачётка-поочерёдно... Неточные рифмы, конечно имеют право на существование, но на  фоне слишком точных (в данном случае - грамматических)  они здорово проигрывают. 

№ 7 - Здесь почти всё так же, как и там - 10

Поразительно выпуклая картинка! У меня даже слёзы навернулись от сознания, что никогда не был на земле Обетованной и неизвестно, успею ли ещё побывать... И ещё представил себя вдали от мест, где прожил всю сознательную жизнь! У меня полно друзей эмигрантов-репатриантов, и я не понаслышке знаю, что такое ностальгия.
Респект автору!

№ 8 - Каблуки - 9

Очень хорошее стихотворение. Ритмичное, живописное, эмоциональное. Но не могу пересилить себя и поставить десятку. Постараюсь объяснить...

Я всегда стараюсь представить себя ЛГ и её/его предполагаемого собеседника или предполагаемую аудиторию. Так и здесь - ЛГ ярко и образно рассказывает о больничном быте и его забавных деталях. И вдруг...
О, это вечное "и вдруг"!
НИ С ТОГО, НИ С СЕГО героиня начинает КОМУ-ТО ДОКАЗЫВАТЬ, что причина её  слез - не тоска , а радость. Даже не гнушается "затычечным" словом "ведь", как будто перед ней - сам Фома Неверующий! В крайнем случае - корифей недоверия Станиславский.

Всего одно слово "радость" начисто разрушает образ ЛГ, ДО ТОГО  философически относившейся к жизненным перипетиям. И дело даже не в том, что у меня сложился образ ЛГ - комсомолки-спортсменки-оптимистки. Поплакать никогда не грех, тем паче - в больничке. Просто МОЯ ЛГ никогда не опустится до того, чтобы объяснять мне, читателю, само собой разумеющиеся вещи В ЛОБ! Она, ЛГ, слишком уважает меня...

Думаю, что моя ЛГ сказала бы приблизительно так: 

Стыдясь, реву под храп старух.
Но в этом рёве - ни капли  тоски,
Поскольку  мне  сказал хирург,
Что буду летом носить каблуки.

Надеюсь, автор не слишком обиделся на меня за субъективное восприятие стиха и незаказанный вариант финала.

№ 9 - А я не еду за туманом... - 8

Оказался в затруднении. При всей моей любви к оригинальным ходам должен заметить, что автор несколько переборщил со словесной эквилибристикой. Пострадал и ритм, и логическая ценность стиха. Ну что это за дактилическое окончание - "нЕ спешит"?
Жаль, конечно -  настроение стихотворения и авторский стиль заслуживают большего...

№ 10 - О боли - 8

Неплохо. Но не более того...

№ 11 – Туда, где сосны – 6

Всё как-то средненько, весьма приблизительно. Короче – конструктор из многократно проверенных деталек. Сосны, песни, гитары, грибы, туманы, звёзды, космос – джентльменский набор, палочка-выручалочка.  Не разваливается – и то слава богу...

№ 12 – За туманом моя юность меня ждёт! – 4

Хочет автор или не хочет, но от мелодии известнейшей песни отделаться невозможно – напеваешь автоматом. По крайней мере, невозможно не петь нам,  немолодым, хотя уверен, что и молодежь в подавляющем большинстве эту песню тоже знает и зачастую напевает. И вот что мы имеем "в сухом остатке":

*** за тумАном мОя Юность мЕня ждЁт.

Или, ещё хуже:

*** в городОк,  где нЕ был  Уже мнОго лЕт!

И, конечно, в противовес продавленным диванам – чистые снега, неизменные бригантины и символы развитого социализма – башенные краны...

Кстати, предлог "за" употребляется во многих смыслах. Можно поехать ЗА чем-то (то есть найти или привезти), как, например, в исходной песне. Но когда ждут ЗА чем-то, то инстинктивно хочется съёжиться или приподнять воротник, ибо ждут обычно ЗА УГЛОМ или ЗА САРАЕМ. И ещё неизвестно, с чем ждут – с кирпичом или обрезом...
Шютка! Может быть, заголовок стиха и его финальная строка тоже шютка?

№ 13 – Книга «Интернет» – 6

Привязка к "туманному" сюжету слабенькая. В стихе нет явных провалов, но и находок маловато. И существенно подпортил финал – мало того, что сам по себе не слишком выигрышный, так ещё и звучит не совсем по-русски.

*** А компьютер персональный
*** Будет его главная любовь.

"Будет его главной любовью" было бы более соответствующим общепринятым нормам. А как организовать строку – пусть думает автор.
   
№ 14 – Ветер мой – 6

Пусть "выпендрёж" – неправильный и незаконный термин. Как я могу запретить автору повыпендриваться? Да хоть бы все без исключения нобелевские лауреаты строили свои рифмы на частице "не", я всё равно буду оценивать подобные перлы на уровне своего понимания. А  понимаю я в таком построении Р О В Н Ы М   С Ч Ё Т О М    Н И Ч Е Г О !

Весь первый катрен – образец того, как не надо писать стихи. С ритмом вообще трагедия, первую строку так и не смог уложить! Надо признать, потом, впоследствии, ритм выравнивается и тоническое стихосложение становится весьма привлекательным. Но в любой момент стоит  прочесть первый катрен, и вновь наступает кирдык  – начинай всё с начала, выстраивая первую строку и так, и сяк...
Об обрыве третьей строки я уже говорил. В довершение всего – притянутое за уши  слово "немой". Ибо "не слышу" в сочетании с немотой того, кого "не слышу" (ветер-духота – близнецы-братья) – это всего лишь более изысканный вариант масла масляного.

Умения выстраивать образы автору не занимать, и хоть я смутно понимаю, какие ветреные подруги могут нарекаться королевами и что такое занозистая манная каша, читать катрены, начиная со второго, весьма забавно. А в четвёртом вообще начал понимать, к чему клонил автор. Жаль только, стих закончился, а сушить мозги, пытаясь уловить ритм первого катрена, отнюдь не хочется. Так и останавливаюсь на средненькой оценке,  хотя тут средненького и серенького маловато, тут скорее – контрастное сочетание удач и крайне неудачных мест.
Такая вот диалектика...

№ 15 – К Азовским лиманам – 7

Неплохое стихотворение. Тем обиднее ошибка в степенях прилагательных.
Или просто "дороже", или же "менее дорогой". Третьего не дано...

№ 16 – Из дневника туриста-чайника – 5

Насколько длинно, настолько же и скучно. Больше добавить нечего.

№ 17 – Ведьма – 5

О чём эта кошмаррррная любовная история? О вечном "ушёл-пришёл", "полюбил-разлюбил", кроффь-любоффь"? Как-то всё невразумительно, да и обязательная цитата здесь сбоку-припёку.
Может, автор рисовал перед собой какой-то сюжет, какую-то картинку. У меня такой картинки не возникло. Подобные страшилки мы рассказывали в пионерском лагере после отбоя, но когда это было...
Технически нормально. Но это не даёт мне основание считать добросовестно выполненное упражнение стихотворением. Простите, автор, за резкость...

№ 18 – Хрустальная мечта – 5

Не понравилось. Не нашел ничего нового по сравнению с некогда популярной песней в исполнении Ирины Аллегровой. Аллюзии автора текста песни (вроде бы – Лариса Рубальская, но не уверен) и его мягкая ирония не требуют дополнительного разъяснения. А тут впечатление, что, считая меня туповатым, подробно рассказывают, в чем соль анекдота и в каком месте нужно смеяться.
К тому же ритмически стих организован весьма плохо. Нельзя начинать стих  со строки с таким неопределённым ритмом, строки, которая и в песне-то выбивается из общего ряда и лишь за счёт плавности мелодии увязывается с окружающими строками.

Рифма (а заодно и образ), взятая из песни ("брутальный-криминальный") отнюдь не говорит в пользу автора.

№ 19 – За стихами – 8

Несмотря на многочисленные технические несовершенства, понравилось. Понравилось искренностью, цельностью темы, чётким настроением и отношением к описываемому предмету. 

№ 20 – А я еду, а я еду –  9

Понравилось своей лихостью и бесшабашностью. На десятку не потянуло (слог слегка подкачал), но девятка – в самый раз!

№ 21 – Начнем сначала – 8

Забавное, весёленькое стихотворение. Читается легко, но до одного момента... 
Я не могу объяcнить причины, заставившие автора изменить незамысловатому игривому ямбу и перейти на неизвестно откуда взявшийся хорей. Достаточно добавить пару ничего не портящих союзов, и ощущение полушутливой песенки сохранится. Например, так:

А может, зря мы ставим крест
На отношениях?
И, как всегда – задача есть,
Но нет решения?..

Думаю, не раскрою большого секрета, если скажу, что в моём мозгу при чтении стихов ПОЧТИ ВСЕГДА звучит мелодия. Иногда – вполне конкретная и знакомая, иногда какая-то расплывчатая, но неизменно чётко оформленная  ритмически. Сейчас я не увязывал стишок с конкретной песней, стиль и настрой моей  песни отдалённо напоминает "Вагончик тронется...", но ритмическая структура вырисовалась однозначно – три затактовых восьмушки, затем целый такт из восьмушек и еще три... Это я так представил  двухстрочные фразы в четырёхсрочных фрагментах.
То есть:
а может || зрЯ мы ставим крЕст на отно || шЕниях   
и как всег || дА  задача Есть но нет ре || шЕния?..

Простите, те авторы, для кого нотная грамота сродни китайской! Но я должен был объяснить, почему третье четверостишие вызвало у меня такое резкое неприятие!

№ 22 – Я тебя подожду... – 9

Очень понравилось. Эмоционально, образно, композиционно выверено, да и песенные строки как будто написаны для этого стиха.
Огорчила первая срока – слово "паперть", имхо, не только выпадает из общего лексикона и настроения, так ещё и выпирает ритмически. Я тыщу раз говорил и буду говорить: начало – это базис, оно задаёт основу всего дальнейшего восприятия.

№ 23 – Встреча – 6

Неровное стихотворение с неплохим сюжетом, но с существенными ошибками. На такое количество строк два "лишика", имхо, многовато. О какой такой страшной тайне умолчал нынешний Мальчиш-Кибальчиш, я  так и не понял. О предчувствии, пришедшем во время сна? Прямо кисейная барышня, а не Кибальчиш!

"Встречи такие редко даны судьбой" – явная несуразица, слово "редко" требует НЕСОВЕРШЁННОЙ формы глагола или причастия. Ибо "редко" предполагает многократное действие. То есть правильно "бывают даны", хотя и звучит несколько казённо.
Взятая из песни строчка ритмически плохо увязывается с остальными, достаточно правильно организованными строками. А ведь это первая строка (см. предыдущий комментарий)!

№ 24 – Горы – 10

Хорошее стихотворение с прекрасным финалом! Да и с первых строк сразу погружаешься в картинку, так умело обрисованную автором.
Ещё хочу отметить полное отсутствие как зауми, так и банальностей.

===================================================

Ну что ж, пора расставаться с прекрасным конкурсом. По традиции говорю – простите, если что не так... Никого не хотел обидеть, да и в анонимном конкурсе это сделать весьма затруднительно. А от субъективности куда ж денешься... Может, Иван Грозный  тоже не хотел убивать сына, но бес попутал. А я и убивать-то не собирался, только погрыз маленько, да и то не всех...

Успехов!


 Слава Оз.

1. Навсегда
7 баллов
Может и не плохо, но как-то больше в альбомчик с лиричкой страдальческой. Ничего ценного, я не проникся.

2 "Цветное"
10 баллов
Классное, в предпоследней строке, наверное лучше «о чем я это с вами»

3.Сиреневый туман в кармане
10 баллов
Дворво-шансонисто-попрошаично)) Мне понравилось

4. К Кикиморе в гости
5 баллов
Так как-то. Скучное

5. Пусть загнал я судьбу свою...
5 баллов
Как-то пафосно, и Есенин, и Высоцкий проскользнул, и хоть на демонстрацию под эту песнь идти.

6. Профессорская песенка
8 баллов
Весело)

7. Здесь почти всё так же, как и там
8 баллов
Ностальгично и правдиво показалось

8. Каблуки
7 баллов
Не скажу, что понравилось, но и не плохо. По крайней мере – жЫзненно)

9. "А я не еду за туманом…"
6 баллов
Не могу представить звезду осколком зеркала, а тем более увидеть в звезде отражение глаз. Очень сомнительный образ

10. "О боли"
6 баллов
Ничего не понял. Другая боль уже есть, но уеду срочно. Что где когда… какая боль. Правда не понял

11. "Туда, где сосны"
8 баллов
Хорошо

12. "За туманом моя юность меня ждёт!"
7 баллов
Простенько, но чем-то затронуло.

13. Книга «Интернет»
9 балов
Печально, но так и есть))

14. Ветер мой
8 баллов
Интересно, но как-то сумбурно на мой взгляд


15. К Азовским лиманам.
7 баллов
Незатейливо, нет ничего «изюмистого»

16. Из дневника туриста-чайника
9 баллов
Вот и не люблю длинные стихи, а это с интересом дочитал) А что за курица в лесу?)

17.."Ведьма"
8 баллов
Ужосы и мистика…Хоть и про любовь, но оригинально)

18."Хрустальная мечта"
7 баллов
Как-то так. Переделка песни, но не в лучшую сторону. Ничего нового

19."За стихами"
8 баллов
Гимн «Дюжине»))

20. А я еду, а я еду ....
9 баллов
Понравилось

21. Начнем сначала
10 баллов
Классно

22. Я тебя подожду…
7 баллов

 23.Встреча
6 баллов

24. Горы
10 баллов