03-Ритмическая инерция-3

Стихоремесленный Цех
Спондеи в трехсложных размерах
Здесь мы вернемся к высказанному ранее правилу - что в трехсложных размерах --/ побочное ударение на второй доле -п/ намного сильнее нарушает ритм, чем не первой доле п-/ (обозначив / - основное, ритмическое ударение, п - побочное).
Настолько сильно, что при прочтении это ударение переносится
"когда дождь простучал по асфальту"
невольно начинает читаться
"кОгда дождь простучал по асфальту"
.
С чем это связано?
Дело в том, что ритмически сильное ударение должно оставаться ритмическим акцентом при правильной ритмике.
Что же происходит при появлении второго, побочного ударения?
Психология восприятия такова, что  после тихого звука последующий громкий кажется громче, чем после громкого. Психологически ударение - это не абсолютная громкость - а переход от менее громкого к более громкому.
Тихий звук делает следующий за ним громкий - относительно громче.
Громкий звук делает следующий звук относительно тише.
.
В конструкции п-/п-/п-/...
побочное ударение либо никак не влияет на основное (в начале), либо оглушается основным, так как идет после него.
Ритмический скелет сильно не страдает.
.
А вот в конструкции -п/-п/...
побочное ударение, ищущее после безударного слога - кажется само относительно громче. И кроме того - "оглушает" следующий слог. В результате происходит смещение главного ударения в соседнюю позицию.
Что приводит к явному нарушению ритмики.
.
Ритмическая инерция для соблюдения ритмики стиха требует убрать в стихе побочные ударения со слога, предшествующего ритмическому ударению.Потому и появляются при прочтении кОгда, мЕня, тЕбя итд. А слова с трудно переносимым ударением вообще ломают ритмику.
.
Заметим - нечто подобное наблюдается и в устной речи - "отталкивание ударений", особенно когда надо подчеркнуть что-то - либо между ударениями вклинивается пауза, либо ударение со слога, предшествующего "главному" ударению, переносится на предыдущий.
Попробуйте произнести без паузы "аккредитивы мои тАют и мне пора возвращаться"
Это обусловлено схожей причиной - нежеланием "оглушать" главное ударение.
.
В двусложных размерах спондеи гораздо более редки.
И там они не производят такого эффекта.
Если спондей (сверхсхемное ударение) стоит не в начале строки, сильного ощущения нарушения ритма нет:
-/п/-/
побочное ударение "оглушается" предыдущим ритмическим ударением и не стягивает на себя акцент с последующего ударного места.