А судьи - кто?

Виктор Тихомиров-Тихвинский
"Скрипы в безбрежной ночи"- Санкт-Петербург -"Русский писатель" № 5 2011г.


Начать свой разговор о литера-
турных конкурсах, проводимых
в России, мне хотелось бы с более се-
рьёзных мероприятий такого плана.
В бывшем СССР Ленинская премия
была самой престижной литератур-
ной наградой. Её учредили 23 июня
1925 постановлением ЦК ВКП (б)
и СНК за научные труды. С 1935 года
премия не присуждалась, и лишь
в 1957 году её активная деятельность
возобновилась. Теперь уже премия
имени В.И.Ленина вручалась и за вы-
дающиеся произведения литературы
и искусства. Комитет по Ленинским
премиям в области науки и искусства
при Совете Министров СССР мог
присуждать до 16-ти премий за лите-
ратурные произведения.
В 1967 году была учреждена так
же и Государственная премия СССР.
Престиж Ленинской премии повы-
сился. Число возможных лауреатов
с шестнадцати сократилось до пяти.
С 1970 года стала вручаться премия
за произведения литературы и искус-
ства для детей.
Возобновлённая в 1957 году Ле-
нинская премия присуждалась еже-
годно к дню рождения В. И. Ленина,
а с 1967 года стала присуждаться
один раз в два года по чётным годам.
На соискание премии принимались
произведения литературы, опубли-
кованные в течении года до срока
представления их Комитету по пре-
миям. Ленинская и Государственная
премии вручались по 1991 год. По-
следним награждённым Ленинской
премией в области литературы стал
в 1990 году поэт Кайсын Шуваевич
Кулиев, за выдающийся вклад в со-
ветскую литературу, художественное
своеобразие и развитие народных
традиций в духовной жизни социали-
стического общества.
Он награждён посмертно. Послед-
ним из стихотворцев Государствен-
ную премию в 1991 году получил
Булат Шалвович Окуджава, за сти-
хотворный сборник «Посвящается
вам» (1988).
Надо сказать, что внутри писа-
тельского сообщества были недо-
вольные решениями Комитета по
Ленинским и Государственным
премиям, однако существующая си-
стема отношений писателей между
собой не давала возможности от-
крытого обсуждения какой – либо
проблемы такого плана.
Наступившие перемены в жизни
русских поэтов дали возможность
открыто высказывать свою точку
зрения, и многие судейские ошибки
стали открыто обсуждаться как в ин-
тернете, так и на страницах журналов.
Как говорится в народе, всё боль-
шое у русских начинается с малого.
В Советское время активно прово-
дились районные конкурсы, победи-
телей которых отправляли на област-
ные мероприятия.
Спорить с решениями судейских
коллегий в те годы и в этих случаях
никто не решался, потому их выводы
не обсуждались и не рассматривались
на предмет объективности. Жюри
могло решать так, как заблагорассу-
дится, не опасаясь громогласных пу-
бличных обвинений в некомпетентНОСТИ.
Необъективные конкурсы не изжи-
ли себя. Несмотря на критику судей-
ских коллегий и итогов конкурса –
проблема судейства осталась.
Могу смело заверить читателя, что
объективных литературных конкур-
сов в природе не существует. Жюри,
во главе с председателем, выносит
свой «ориентировочный» вердикт,
который и берётся за основу оконча-
тельного решения. По моим наблю-
дениям, решающую роль всё же игра-
ют личные отношения членов жюри
и конкурсанта, а так же факт значимо-
сти перед литературной элитой заслуг
автора.
Просматривая стихи, предъявлен-
ные на конкурсы районных масшта-
бов, я с ужасом прихожу к выводу, что
члены жюри, которые считают себя,
если не знатоками, то настоящими
любителями поэзии – по сути ниче-
го в ней не смыслят. В основном, вы-
бор падает на произведения, которые
тематически устраивают всех. Вла-
дение словом и техника стихосложе-
ния в учёт не берутся. Победителями
становятся авторы, которые порой
понятия не имеют об элементарных
правилах стихосложения и не умеют
грамотно писать стихи.
Тема объективности при подве-
дении итогов литературных кон-
курсов – это особая тема, на ко-
торую стоит обратить внимание.
Неграмотные литературные судьи
своими бездарными решениями
и критикой могут на корне отбить
желание писать у будущего Есени-
на, убедив его в творческой несо-
стоятельности.
На одном из сайтов в интернете
31 декабря я получил письмо. Привожу
его полностью:

РЕЦЕНЗИЯ НА "РЕЖИМНЫЙ ОБЪЕКТ"

Виктор, с днём рождения!
Творческих успехов и удач:-)
Сегодня, в свой день рождения,
согласно наших правил, Вы можете
подать свою заявку на наш конкурс
без внесения стихобаллов.
Редакция журнала
31.12.2010 03:47
Спасибо огромное за внимание!
Всех участников и организаторов
проекта поздравляю с Новым годом!
Счастья, здоровья, творческих
успехов!
Попробую подать заявку на уча-
стие в конкурсе, но реально пока не
знаю, как это делается.
Виктор Тихомиров-Тихвинский
31.12.2010 11:32
Виктор, наши правила можно про-
честь на странице конкурса.
С Новым годом вас!
Редакция журнала 31.12.2010
12:42
С наступающим и вас. Здоровья –
удач в жизни и творческих успехов.
Я так понял, что ссылку на одно
стихотворение можно дать – но вот
куда – никак не могу сообразить.
Виктор Тихомиров-Тихвинский
31.12.2010 17:24
Зная все «закулисные» проблемы
литературных конкурсов, я стараюсь
не участвовать в этих мероприятиях.
Однако, статья, которую я задумал на-
писать, требовала свежих фактов. И я
принял предложение.
Виктор Тихомиров – Тихвинский

ДУША МОЯ...
Душа моя, мой собственный палач,
В тени которой – сумрачные лица,
Какой-то целью смутной озадачь,
И я уйду, что б цели той добиться!
Перед тобой я, словно на духу,
Веду беседы робкие и плачу...
Зачем молоть словесную труху,
Ведь для тебя я ничего не значу.
Душа моя, тебе ли надо знать
Сейчас всю правду – матушку про
это?
Коль дашь мне ствол,
заставишь убивать –
Я всё равно не выстрелю в поэтов!
Виктор Тихомиров-Тихвинский
31.12.2010 23.16
Заявка принята. Виктор, первую
оценку вы ставите себе сами и у вас
есть ещё право отвода одного из на-
ших редакторов.
Удачи!
Редакция журнала. 01.01.2011
01:12
Отвода – нет.
Работа выполнена на твёрдую 4.
Виктор Тихомиров-Тихвинский
01.01.2011 12:12
3 балла
Ольга
Ареон 02.01.2011 07:31
2 балла
Кадай 02.01.2011 16:08
2 балла
Ольга Верниковская 02.01.2011
19:39
3 балла
Виктор, много смысловых нестыко-
вок: почему вы для собственной души
ничего не значите? Как это? И почему
она должна вам дать «ствол»?
И, наконец, если она ваш «собствен-
ный палач», то причем другие поэты?
Людмила Орагвелидзе
02.01.2011 21:53
Вам повезло, что со своей душой
и окружающими эту душу поэтами –
вы в ладу. И слава Богу! С Новым
годом!
Виктор Тихомиров-Тихвинский
02.01.2011 21:59
Ваш вопрос:
Виктор, много смысловых нестыко-
вок: почему вы для собственной души
ничего не значите? Как это? И почему
она должна вам дать «ствол»?
ОТВЕТ: Именно поэтому моя
душа – это мой палач.
Виктор.
Виктор Тихомиров-Тихвинский
02.01.2011 22:26
Виктор,
примите 3 балла
Хилина
Хилина Кайзер 2
03.01.2011 07:46
Виктор, вы очень хороший человек:
меня бесконечно тронула ссылка на
вашей странице, ваше письмо в защи-
ту поэта Паксиваткина, чувствуется,
что вы с готовностью бросаетесь на
помощь людям... Просто, извини-
те, этот конкурс предполагает отбор
очень сильных стихов. А вашу ссылку
на Авдотью Анисимову я разместила
у себя на странице.
Людмила Орагвелидзе
03.01.2011 13:49
Страничку я посмотрел. Спасибо.
Виктор Тихомиров-Тихвинский
03.01.2011 17:59
3 балла
Евгений Петропавловский
05.01.2011 22:46
Заявить о нарушении правил /
Удалить
2 балла.
С уважением и наилучшими
пoжеланиями,
Игорь М.
07.01.2011 00:28


2 балла
Cмысл стихотворения остался для
меня непонятным (
И ещё гнетёт вопрос – а если в НЕ
поэтов?
Лада Миллер 10.01.2011 00:03
К сожалению – в полемику всту-
пать мне не дают возможности.
Виктор Тихомиров-Тихвинский
10.01.2011 00:32
2 балла
Нора Никанорова
12.01.2011 23:59
Между 1 и 2.
Поставлю 2 балла
Редакция журнала
14.01.2011 05:56
Наблюдая за ходом конкурса, я об-
ратил внимание, что члены жюри,
прежде, чем поставить оценку, не
читают дополнительно другие сти-
хи конкурсанта для большей объек-
тивности. Дополнительно читаются
стихи только тех авторов, которые
входят в число знакомых литератур-
ного судьи. Этот факт, видимо, сыграл
определённую роль и при вынесении
оценок хорошему русскому поэту
Игорю Колыме, творчество которо-
го заслуживает особого внимания.
И, как бывает только в России, стихи
Игоря рассматривала охапка новоис-
печённых судей, которые не смогли
оценить его профессионализм.
Предлагаю внимание читателям
одно из лучших произведений этого
автора:
Ну, времена...
Мужайся и держись!
Всё в мешанине правды и кастетов.
И смерть, как жизнь,
И жизнь уже, как смерть...
Такая вот, братишка, круговерть.
Могли ли мы тогда предвидеть это?
Шестидесятых – клятых детвора,
Сюда мы просто проросли наощупь,
И здесь теперь, как пни в кипящей роще.
Нас выкорчёвывать, наверное, пора...
Что ж, наливай полней стакан и пей,
Да колоти свою грудину в споре,
Что этот мир пускай дерьма дерьмей,
И жизнь пуста, зато без лагерей.
Не кипятись – всё воротится вскоре…
Ну а пока возрадуемся дню,
И будем жить, и водку пить, что воду,
Пока поддых нам сапогом не бьют...
Смотри, а птицы подались на юг.
Пернатые предчувствуют погоду...
(Игорь Колыма «Времена»)
Уникальный, самобытный слог,
мощнейший тембр – вот чего не заме-
тили судьи конкурса, поставив талан-
ту российского масштаба заниженные
оценки, тем самым глубоко обидев
его.
Хочу добавить, что моё недоверие
к литературным судьям проявилось
сразу же, как только я ознакомился
с их творчеством. Приведу для при-
мера опубликованное рядом с моим
стихотворение Людмилы Орагвелид-
зе, которая не только является членом
оценочной комиссии(!), но и участву-
ет в конкурсе(!)
Согласно правил конкурса номини-
рую стих Людмилы Орагвелидзе:
БОКАЛЫ
Однажды,
Как болт,
Соскочивший с привычной резьбы,
Метнешься в запущенность зала...
И ищешь бокалы,
Как давнюю милость судьбы.
Куда подевались бокалы?!
Куда они спрятались,
Рыцари всех именин,
Всегда возвращавшие глазу:
И вишню в шампанском,
Горящую, словно рубин,
И сливу – зеркальней топаза?
Я слышала стоны и скрипы
В безбрежной ночи,
Дивилась распахнутой нише...
Бокалы бегут,
Из кармана воруя ключи,–
Незримы и юрки, как мыши.
Остался один:
Из-за треснутой, шаткой ноги
Он плох, скособочен, недвижен...
Но дарит мне луч,
И крадет для меня огоньки, –
Такой же... со съехавшей крышей.
рекомендовал Дан Кешон
09.01.2011 16:07
Заявка принята
Редакция журнала 08.01.2011
20:51
Я с удовольствием представил себя
героем этого произведения и следуя
авторскому тексту разыграл описыва-
емую ситуацию. И вот, что у меня по-
лучилось в переводе на прозаический
русский язык:
Однажды, как болт, соскочивший
с резьбы, я метнулся в запущенность
зала, чтобы там найти бокалы, как
давнюю милость судьбы. Ворвался
я в зал, а бокалов-то нет! Куда по-
девались бокалы?! Куда они спря-
тались, эти рыцари ВСЕХ ИМЕ-
НИН, всегда ВОЗВРАЩАВШИЕ
ГЛАЗУ и вишню в шампанском, го-
рящую, словно рубин, и сливу – ЗЕР-
КАЛЬНЕЙ ТОПАЗА.
Обратите внимание: в «ЗАПУ-
ЩЕННОСТИ» зала (не в зале!) мы
с героиней по очереди ищем бокалы,
которых там, по всей вероятности
и не было. Сюжет развивается так
стремительно, что мне и не уследить
за мыслью автора, и я чувствую себя
отупевшим на какой-то период вре-
мени, человеком. Когда с новыми
силами приступаю к размышлению
над стихами Людмилы Орагвелид-
зе, с трудом соображаю, что «рыцари
всех именин» – это мелко сказано,
потому что можно добавить: и свадеб,
и Нового года, и дня шахтёра, и дня
энергетика, и дня получки… Многое
чего ещё можно добавить… А то об-
стоятельство, что автор утверждает:
«бокалы – РЫЦАРИ ИМЕНИН»
не что иное, как откровенная смыс-
ловая белиберда, ничем и никак не
оправданная. Накрученная на эту глу-
пость, другая глупость, так же убивает
ТАЛАНТЛИВОГО ЧИТАТЕЛЯ на-
повал: «Бокалы – РЫЦАРИ ВСЕХ
ИМЕНИН» всегда (!) возвращают
ГЛАЗУ (????) вишню в шампанском,
«горящую, словно рубин» и сливу –
«ЗЕРКАЛЬНЕЙ ТОПАЗА»…
Вот так по воле автора от «болта,
сорвавшегося с резьбы» и пропав-
ших бокалов (да и чёрт бы с ними!)
я вплотную приблизился к «вишне
в шампанском» и к «сливе – зеркаль-
ней топаза». Насколько я понимаю
поэзию, к этим строкам она никако-
го отношения не имеет по причине
смысловой неразберихи в приведён-
ном мною тексте.
Героиня стихотворения «Бокалы»,
после того, как в её глаз вернулись
и вишня в шампанском и
слива, не только не успокоилась, но
даже, наоборот, как мне показалось –
стала бредить…
Я слышала стоны и скрипы
в безбрежной ночи,
Дивилась РАСПАХНУТОЙ нише...
Автор не знает о том, что «распах-
нутая» и «ниша» – несовместимые по
смыслу слова!
НИША, – и, ж.
1. Углубление в стене для помеще-
ния украшений (статуй, ваз), предметов
мебели.
2. Углубление в скате горы, берега,
траншеи, в лаве 3 (спец.). Карстовая
н.
3. перен. Определённая, обычно
ограниченная сфера какой-н. деятель-
ности, возможность применения та-
кой деятельности. Новое предприятие
сумело найти свою нишу.
– Распахивать, распахнуть дверь,
раскрыть, растворить широко, раски-
нуть настежь.
slovari.299.ru Толковый словарь
Даля.
Фантазия автора раскалилась до
предела и выдала ТАЛАНТЛИВО-
МУ читателю неоспоримый факт: все
бокалы – воры! Вместо того, чтобы
радоваться встрече –они убегают, на
ходу воруя из кармана ключи… А бо-
кал – инвалид, даже с «треснутой,
шаткой» ногой умудряется воровать
для героини стиха огоньки, потому
что он такой же, как его собратья – «со
съехавшей крышей».
Бокалы бегут,
из кармана воруя ключи,–
Незримы и юрки, как мыши.
Остался один:
из-за треснутой, шаткой ноги
Он плох, скособочен, недвижен...
Но дарит мне луч,
и крадет для меня огоньки, –
Такой же... со съехавшей крышей.
С лучом в руках, с огоньками
в глазах, да к тому же «со съехав-
шей крышей» остаётся он один,
сирота – сиротой, с тоской вспо-
миная сбежавших, на какую-то
«бокало-рюмочную» тусовку, род-
ственников.
Людмила допускает нечёткость
мысли в последних трёх строках. Да-
вайте взглянем на этот момент внима-
тельно:
Он плох, скособочен, недвижен...
Но дарит мне луч,
и крадет для меня огоньки, –
Такой же... со съехавшей крышей.
Автор пытается показать, что это
бокал – «со съехавшей крышей», а по
ходу чтения создаётся впечатление ,
что – луч… К тому же недвижимый (па-
рализованный?) бокал "крадёт
для меня огоньки". Явная смысловая
неразбериха, по неопытности творца
вынесенная на суд членов жю-
ри, которые лишь увидев фамилию
автора по очереди стали
биться в экстазе, заваливая
недостойное произведение
максимальными оценками...
Далее - не менее глупые строки:

…Бокалы бегут,
из кармана воруя ключи…
Представим такую картинку: бегущие
бокалы (штук сорок) и рядом БЕГУ-
ЩИЙ КАРМАН, из которого вся эта
бокальная шалупонь «ворует ключи».
Эта нереальная ситуация никоим обра-
зом не может быть воспринята всерьёз.
Но даже и окрасив её в какие – либо
фантастические цвета – автор не смо-
жет избежать слов нареканий со сторо-
ны ТАЛАНТЛИВОГО ЧИТАТЕЛЯ.
Описывая бокалы, Людмила
Орагвелидзе даёт им странную ха-
рактеристику: Незримы и юрки, как
мыши.
«Незримые бокалы и мыши» – этих
трёх слов, по моему мнению, ВПОЛ-
НЕ ДОСТАТОЧНО для того, чтобы
Людмила Орагвелидзе вообще сошла
с конкурсной дистанции с охапкой от-
рицательных оценок, поскольку бед-
ному читателю на уши вешалась такая
«зримая» лапша, что «мама, не горюй».
Меня также удивил факт того, что ав-
тору удалось у «незримого бокала»
зримо увидеть «шаткую ногу». Вот как
описала этот момент автор стихов:
Остался один:
из-за треснутой, шаткой ноги
Он плох, скособочен, недвижен...
И меня терзает недоумение. Зачем
изначально искать в «запущенности
зала» вот эти самые «бокалы», чтобы
закончить весь этот «стихотворный
борщ" так прозаически.

Но дарит мне луч,
и крадет для меня огоньки, –
Такой же... Со съехавшей крышей.
В данном стихотворении Людмила
Орагвелидзе очень плохо контроли-
рует смысловую часть произведения,
допустив непоправимую ошибку: бо-
кал, который «плох», «скособочен»
и «недвижен», вдруг «дарит мне луч
и крадёт для меня огоньки»! «Со-
чиняя» стихи, автор не отслеживает
сюжетную цепочку событий и потому
из под её пера появляются вот такие
«поэтические произведения».
В данном стихотворении допущено
так много ошибок, что говорить все-
рьёз об отношении этой груды слов
к ПОЭЗИИ – все равно, что при-
знаться толпе пишущей братии в соб-
ственной литературной импотенции.
Я не стал бы писать об этом стихот-
ворении своим читателям, по при-
чине того, что у меня нет свободного
времени помогать в работе над ошиб-
ками незнакомым авторам, если бы не
увидел оценки судей, которые просто
повергли меня в шок. Вот они:
5 баллов
Ольга Верниковская
09.01.2011 18:46
Однo из лучших стихотворений, ко-
торые мне удалось прочесть на стихи-
ре после праздников.
5 баллов, безоговорочно.
Лада Миллер
09.01.2011 23:11
5 баллов... понравилось:-)
Ольга Ареон
10.01.2011 00:31
5 баллов.
Спасибо
Хилина
Хилина Кайзер 2 10.01.2011
06:51
5 баллов
Нора Никанорова
12.01.2011 23:46
5 баллов
Галина Ильина 5
15.01.2011 15.08
4 балла.
С уважeнием и наилучшими
пожeланиями
Игорь М.
15.01.2011 22:15
По ошибочному решению судей-
ской коллегии 6 из 7 судей поставили
высшую оценку произведению, не-
состоятельность которого я доказал
чуть выше! В чём же секрет таких
высоких оценок? Я уверен: важную
роль сыграло то обстоятельство, что
Людмила Орагвелидзе знакома со
всеми членами судейской коллегии,
поскольку САМА ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛ-
НОПРАВНЫМ ЕЁ ЧЛЕНОМ!
Свою некомпетентность в вопро-
сах поэзии убедительно доказали для
меня ВСЕ ЧЛЕНЫ ЖЮРИ. А до-
полнительный комментарий члена
конкурсной комиссии Лады Мил-
лер: «...Однo из лучших стихотворе-
ний, которые мне удалось прочесть
на стихире после праздников...»
и «спасибо» Хилины Кайзер, вообще
повергли душу в печаль! Я не вижу
беды в том, что люди переоценили
творчество автора, ведь всё горе за-
ключается в том, что по воле СУДЕЙ
КОНКУРСА в тени остались БО-
ЛЕЕ ТАЛАНТЛИВЫЕ АВТОРЫ,
которые, возможно, разочаруются
и перестанут заниматься литератур-
ным творчеством, поверив в объек-
тивность проставленных отметок.
Так – то вот...
Моё стихотворное произведение
судьям литературного конкурса
представили после стихов о болтах
и бокалах:
А судьи – кто?
№ 5 (7), 2012 РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ 67
РЕЦЕНЗИЯ НА «РАЗМЕЩЕНИЕ 3 СТИХА
НА АПРЕЛЬСКИЙ КОНКУРС 2011»
(РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА)
ВИКТОР ТИХОМИРОВ-ТИХВИНСКИЙ
А судьи – кто

НА КЛАДБИЩЕ
На белый свет я выбрался из мрака,
За крест хватаясь из последних сил.
Смотрю, как рядом тощая собака
Усердно кости гложет меж могил.
А за кладбИщем –
ёлок тощих шпили...
Там молнией, как раной ножевой,
Владыки мира мир наш поделили
На два участка: мертвый и живой!
Спешу туда, безумствуя, по грани,
Где на ветру хмельные мужики,
Под дружный мат казёнными баграми
Меня куда-то тащат из реки.
30.12.97 г.
Виктор Тихомиров-Тихвинский
14.01.2011 13:20
Заявка принята
Редакция журнала
14.01.2011 13:22
Ох, Виктор, напугали,
я подумаю над оценкой
Хилина
Хилина Кайзер 2
15.01.2011 06:16 Заявить о на-
рушении правил / Удалить
Ваш вопрос вызвал у меня малую
обеспокоенность...
А разве раньше вы не думали?
А написав это – вы думали?
Поставьте мне отметку за плохое
поведение.
С уважением – Виктор.
Виктор Тихомиров-Тихвинский
15.01.2011 10:29
5- баллов.
Жутко, но нравится. Такие стихи
держат. Мне показалось, что здесь
есть смысловая ошибка: каким обра-
зом товарищ оказался на кладбище,
то бишь похороненным, если его тело
только-только достают из реки?
Людмила Орагвелидзе
15.01.2011 12:59
Сам удивляюсь. А вот как он из мо-
гилы выбрался, чтобы вернуться на
место своей гибели – понять не могу.
С уважением –
Виктор Тихомиров-Тихвинский
15.01.2011 13:09
Спасибо, Людмила за высокую
оценку и не воспринимайте мои неко-
торые ответы серьёзно. С уважением-
Виктор.
Виктор Тихомиров-Тихвинский
15.01.2011 13:12
Смешанное чувство от произведе-
ния... сразу вспоминается Пушкин...
даю ссылку: http://pushkin.niv.ru/
pushkin/stihi/stih-777.htm и народная
интерпретация http://www.anekdot.
ru/id/184816/ всё это настолько про-
лезает через данный текст, что больше
2 поставить не могу... а вообще с клад-
бИщами нужно осторожно... куда-то не
туда заводят ЛГ... вроде он сначала на
нём был, а в финале в реке оказался.
Ольга Верниковская
15.01.2011 17:07
Иными словами – вам не нравится
сюжет?
Виктор Тихомиров-Тихвинский
15.01.2011 17:25

да... на мой взгляд, он не очень
удался.
Ольга Верниковская
15.01.2011 17:32
Значит мой единственный недоста-
ток – плохо подобранный сюжет?
Виктор Тихомиров-Тихвинский
15.01.2011 17:37
Воплощение сюжета тоже важно.
Выше уже говорилось про логиче-
ские неточности. Это опрокидывает
стихотворение сразу.
меж могил – устаревшая конструк-
ция, да и звучит, как – межмагил)
ёлок тощих шпили – неудачная
инверсия, которая привела к шеро-
ховатости, можно было поменять на
«тощих ёлок шпили», либо заменить
как-то.
Ольга Верниковская
15.01.2011 17:46
техника – 5
владение словом – 4
сюжет – 0
при вашем раскладе – 3 балла.
Что вы можете сказать по этому по-
воду?
Виктор Тихомиров-Тихвинский
15.01.2011 17:49
Могу только сказать, что поэзия это
не математика.
Ольга Верниковская 15.01.2011
18:04
Спасибо.
Виктор Тихомиров-Тихвинский
15.01.2011 20:43
3 бaллa.
С уважением и нaилучшими
пoжеланиями
Игорь М.
15.01.2011 22:54
4 балла
Евгений Петропавловский
16.01.2011 00:05
Вы очень много умеете и это видно,
и техника хорошая, и образами вла-
деете.
Не сомневаюсь, что у вас много ин-
тересных текстов.
За этот же ставлю 3 балла.
Ну не могу больше –
никак не получается.
С теплом –
Хилина
Хилина Кайзер 2
16.01.2011 07:47
Поплакал я несколько дней и ре-
шил попытать счастья ещё раз. Тем
более, к тому времени меня уже охва-
тил охотничий азарт, и я совершенно
позабыл, зачем пришёл сюда. Да и пу-
бликация в известном журнале – на-
града победителю, манила к себе, как
соседского кота Мурзика колбаса.
Виктор Тихомиров-Тихвинский
ЗНАМЕНИЕ
Тревожит мозг знамение огней.
Шлифует мысль листвы
сырой позёмка.
А скрип берёзы, словно крик ребёнка,
Затихнет где-то посреди аллей.
По закоулкам бродят фонари.
Выходит месяц молча из берлоги.
Финляндский мост
свои расставил ноги
На перекрёстке ночи и зари.
С небес огни торопятся в мой сон –
Курьерский поезд, как собака, дышит,
Спустившись с гор...
Уставший, он не слышит,
Как свет и тьма рыдают в унисон!
Я снова здесь десятки лет спустя.
Гляжу в свой сон – туманное оконце,
Где из горы лицом выходит солнце,
Как наяву, из женщины – дитя.
7 января 2011 года,
написано специально для конкурса.
Виктор Тихомиров-Тихвинский
08.01.2011 02
5 баллов. Отводов – нет.
Виктор Тихомиров-Тихвинский
07.01.2011 14:17
Заявка принята
Редакция журнала
07.01.2011 14:18
3 балла
вторая строчка перегружена... позём-
ка ближе к зимней теме, причём уже,
конкретно, зимней, так что с листвой
никак не вяжется. Свет и тьма рыдают
в унисон! – перебор чувств, ещё и вос-
клицательный знак, усиливающий ры-
дания, наверное, да и штамп. Рифма
«сон-унисон» самая неудачная из всех.
Финал симпатичный... две послед-
ние строчки... хотя... скажу Вам, как
женщина, дети иногда выходят не
только лицом... ну это ладно.
Ольга Верниковская
08.01.2011 03:23
Известное стихотворение И. Брод-
ского «В горчичном лесу» – действи-
тельно является таковым. И тот факт,
что вы его не знаете, меня насторожил
и СМУТИЛ, введя в лёгкое недоуме-
ние. Его строки, где присутствует
рифма «сон-унисон», используются
критиками как эпиграф. У Бродско-
го эта рифма присутствует в двух ме-
стах, причём строки, которые я при-
веду ниже – используются не только
как эпиграф в нескольких статьях со-
временных критиков, но и приводятся
в текстах, как положительный пример.
И. А. Бродский
Там, за «шторой»,
должно быть, сквозь СОН,
Cосны мечутся с треском и воем,
Исхитряясь попасть в УНИСОН
Придыханью своим разнобоем.
И. А. Бродский, «В горчичном лесу»
Не менее известно стихотворение
М.Цветаевой «Анжелика».
АНЖЕЛИКА
Темной капеллы, где плачет орган,
Близости кроткого лика!..
Счастья земного мне чужд ураган:
Я – Анжелика.
Тихое пенье звучит в УНИСОН,
Окон неясны разводы,
Жизнью моей овладели, как СОН,
Стройные своды.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШ-
ЛЕНИЮ: «СОН» и «УНИСОН»
при наличии в последнем слове букв
«С.О.Н.» не имеют дублирующего
смысла И ЯВЛЯЮТСЯ НЕЗАВИ-
СИМЫМИ СЛОВАМИ, что позво-
ляет благополучно использовать их
при создании стихотворных произве-
дений.
На одном из литературных сайтов
молодому автору, было ошибочно до-
казано «грамотным» критиком, что
«сон» и «унисон» – это сродни «боти-
нок» – «полуботинок». Автор не смог
отстоять свою позицию и признал
ошибку, которой на самом деле нет.
УНИСОН
а, м. (спец.). Созвучие из двух или
нескольких звуков одинаковой вы-
соты, воспроизводимых разными
голосами или инструментами. Петь
в у. * В унисон (книжн.) – согласно,
совместно. Действовать в унисон.
В унисон с кем-чем, в знач. предлога
с те. п. (разг.) – в согласии, в соответ-
ствии с кем-чем-н. || прил. унисонный,
-ая, -ое.
Литературный судья Ольга Верни-
ковская внешне выглядит достойно
и благополучно. Однако её подводит
уверенность и торопливость, малые
знания поэтического ремесла и не-
достаточный литературный опыт.
Делая какие-либо выводы, она даже
не пытается проверить их по слова-
рю, выбрасывая на голову обсуждае-
мого автора всё, что ей приходит на
ум. Вот и получается, что ребёнок,
по её мнению, выходит из утробы
матери не головой, а лицом, совер-
шенно разные слова «сон» и «уни-
сон» она считает плохой рифмой, пу-
тая эти слова с такими как стрижки
«бокс-полубокс», обувь «ботинок-
полуботинок» и т.д.
«Свет и тьма рыдают в унисон» –
эту строку я не ставлю в ряд своих
поэтических находок, но всё же смею
заверить, что это не «штам», как вы-
разилась Ольга Верниковская.
...ИЗ ЛИСТВЫ ПОЗЁМКА...?
Данная претензия со стороны судей
конкурса сама за себя говорит о том,
что кругозор их до удивительного
узок…
Ответ прост:
В БЕССНЕЖНЫЕ ЗИМЫ СО-
СТАВЛЯЮЩЕЙ ЧАСТЬЮ «ПО-
ЗЁМКИ» ЯВЛЯЮТСЯ ОПАВШИЕ
ЛИСТЬЯ.
(информация – специально для
членов жюри конкурса).
Для убедительности приведу ана-
логичные примеры других авторов.
У Высоцкого – туман струился позём-
кой… У Наровчатова – жаркий чад…
Владимир Высоцкий: Серый ТУ-
МАН густой ПОЗЁМКОЙ струился
под ногами, словно где-то под опав-
шими листьями нехотя и вяло кипел
котел. Только туман был холоден...
СЕРГЕЙ НАРОВЧАТОВ
(1919–1981 Г.)
По земле ПОЗЁМКОЙ жаркий
чад... (из ст. «Облака кричат»)
Финал симпатичный... две послед-
ние строчки... хотя... скажу Вам, как
женщина, дети иногда выходят не
только лицом... ну это ладно.))
Ольга Верниковская
08.01.2011 03:23
Уважаемая Ольга! Мне, талантли-
вому читателю и мужчине, со стороны
виднее, как выходит ребёнок. Он вы-
ходит – головой. Вам, возможно, плохо
было видно. Так что – имейте в виду!
С уважением –
Виктор Тихомиров-Тихвинский
4 балла
Ольга Ареон
10.01.2011 00:37
3 балла
Здравствуйте, Виктор.
Я несколько раз перечитывала Ваше
стихотворение, потому что очень хо-
тела поставить 4.
Настроение есть. Вдохновение –
было, верю. Очень понравились не-
сколько отдельных фраз – находок.
Почему только 3? Потому что эти
фразы так и остались отдельными –
и от стихотворения в целом, и друг
от друга. У Вас хороший потенциал –
поэтому и спрос высок. Но это только
моё субъективное мнение и ни в коем
случае не истина в последней инстан-
ции. Все мы здесь только подмастерья
( ну, большинство). Хорошего Вам дня.
Лада Миллер 14.01.2011 07:01
Заявить о нарушении правил /
Удалить
3 бaллa.
С увaжением и наилучшими поже-
ланиями
Игорь М. 15.01.2011 22:44
3 балла
Евгений Петропавловский
15.01.2011 23:29
3 балла
Нора Никанорова
16.01.2011 23:53
№ 5 (7), 2012 РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ 71

понравилось, но до 5 немного не
хватило. 4 балла
Кадай
20.01.2011 22:03
Полярность оценок, выставленных
членами жюри, так же вызывает не-
которое удивление и сомнения в их
способностях правильно оценивать
поэтическое творчество конкурсан-
тов. Например, за одно и то же стихот-
ворение ставятся оценки два и пять.
Такое при профессиональном подхо-
де недопустимо, поскольку большой
разброс в оценках – это, скорее всего,
следствие того, что один из судей явно
занимает не своё место.
Рецензия на «Размещение 1 стиха
на апрельский конкурс 2011».
Согласно п.7 Правил номинирую
стихотворение Сергея Артюнова
О, СКОЛЬКО ЖГЛИ
ТЕБЯ И ГРАБИЛИ
О, сколько жгли тебя и грабили, –
Жива ль еще твоя душа,
Пятиэтажка на окраине
В четыре с лишним этажа?
Тому уже полвека минуло,
Как люд барачно-избяной
Зажил не с барскими каминами,
Но с подрасправленной спиной.
Хотела жизнь казаться радостной,
Но свет любила из-за тьмы,
Инъекцией сорокаградусной
Пережигая нить судьбы.
Но судьбы были перекрещены
Друг с другом насмерть, как штыки,
И вот пошли змеиться трещины,
Дома рвались, как башмаки.
Предметом утлого дискашена
Становится, как ни крути,
Кем именно земля изгажена
И отчего саднит в груди,
Когда среди долины ровныя
Так ясно слышится окрест,
Что не сбылась мечта народная
Ушла в отрыв или объезд.
И пусть, пробита особистами,
Эпоха скалит черепа,
В ней вечны лишь снега слоистые
И чахлых грядок череда.
Представил автора Андрей
Тиунов 29.12.2010 15:13
Заявка принята
Редакция журнала
29.12.2010 15:19
5 баллов
Ольга Верниковская
29.12.2010 17:23
5 баллов
Ольга Ареон
01.01.2011 02:01
Заявить о нарушении правил
5 баллов
Хилина
Хилина Кайзер 2
02.01.2011 07:08
Заявить о нарушении правил
4 балла.
(за содержание – высший балл)
Людмила Орагвелидзе
02.01.2011 22:02 Заявить о нару-
шении правил
4 балла
Евгений Петропавловский
05.01.2011 22:52
Заявить о нарушении правил
3 балла.
С уважением и наилучшими поже-
ланиями
Игорь М. 07.01.2011 00:36
Заявить о нарушении правил
4 балла
пятая строфа неудачна (на мой
взгляд)
Лада Миллер 10.01.2011 00:06
Заявить о нарушении правил
72 РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ № 5 (7), 2012
спасибо, Андрей, больше номини-
ровать не надо.
Сергей Арутюнов
12.01.2011 13:28
Заявить о нарушении правил
4 балла
Нора Никанорова
13.01.2011 00:01
Заявить о нарушении правил
4 балла
Симпатичное стих-е! Но есть во-
просы...
Александр Коковихин
20.01.2011 07:41
Заявить о нарушении правил
Именно в эти минуты я понял, ка-
кой значительный вред приносит мне
и моему творчеству участие в данном
конкурсе. Скажу одно, что за всё
время обсуждения, я ощущал себя,
как новичок в поэзии. Вдохнове-
ние покинуло меня, и стихи не шли.
Я прекрасно видел, что члены жюри
предъявляют к авторам разные тре-
бования, закрывают глаза на явные
ошибки у одних и пытаются откопать
их у других.
От чувства огорчения в мою голову
не лезли мысли, я перестал писать ста-
тьи, полностью потеряв уверенность
в себе и желание что-либо вообще пи-
сать. Исходя из личных впечатлений,
берусь утверждать, что таким образом
можно полностью отбить у начинаю-
щего писателя желание творить.
Приведённый ниже разбор сти-
хотворения я высылал члену жюри
Александру Коковихину до того, как
он выставил отметку. Но, по всей ви-
димости, он не счёл мои аргументы
убедительными, поскольку оценил
довольно высоко – четыре балла.
О, сколько жгли тебя и грабили, –
Жива ль еще твоя душа,
Пятиэтажка на окраине
В четыре с лишним этажа?
ПЯТИЭТАЖКА В ЧЕТЫРЕ
С ЛИШНИМ ЭТАЖА – ЭТО УНИ-
КАЛЬНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ АВТО-
РА, О КОТОРОМ, ВОТ ТАК ПРОСТО
И СКАЗАТЬ НЕЧЕГО.
Тому уже полвека минуло.
ТОМУ – ЧЕМУ? ОПЯТЬ НЕПО-
НЯТЕН ПЕРЕХОД МЫСЛИ АВ-
ТОРА ПОСЛЕ ВОСКЛИЦАНИЯ –
«Жива ль твоя душа?»
Зажил не с барскими каминами,
ПЕРЕХОД МЫСЛИ НЕ ОПРАВ-
ДАН И НЕТ СМЫСЛОВОЙ СТЯЖ-
КИ СО СЛЕДУЮЩИМ НАБОРОМ
СЛОВ:
Но с подрасправленной (?) спиной.
ПОДРАСПРАВЛЕННОЙ –
ОПЯТЬ ЖЕ Я ОТНОШУ ЭТО СЛО-
ВО В РАЗРЯД НЕУДАЧНЫХ. НЕ
С КАМИНАМИ, НО С ПОДРАС-
ПРАВЛЕННОЙ – ЯВНАЯ НЕРАЗ-
БЕРИХА В СМЫСЛЕ.
Хотела жизнь казаться радостной,
Но свет любила из-за тьмы.
«ХОТЕЛА КАЗАТЬСЯ РАДОСТ-
НОЙ» НО НЕ МОГЛА БЫТЬ ТА-
КОВОЙ, ПОСКОЛЬКУ «СВЕТ
ЛЮБИЛА ИЗ-ЗА ТЬМЫ» – ЭТО
СОВЕРШЕННО НЕ ОРИГИНАЛЬ-
НОЕ СРАВНЕНИЕ, КОТОРОЕ АВ-
ТОР ПРИДУМАЛ В УЩЕРБ И СЕБЕ
И СВОЕМУ «ДИТЯТИ».
«СОРОКОГРАДУСНАЯ ИНЪЕК-
ЦИЯ» – такого словосочетания в рус-
ском языке быть не может по причине
отсутствия смыслового содержания.
К такой мысли я пришёл, изучив ВСЕ
словари.
ИНЪЕКЦИЯ (лат. iniectio – вбра-
сывание, впрыскивание) – способ
парентерального (минуя желудочно-
кишечный тракт) одномоментного
введения в организм жидких лекар-
ственных препаратов или...
№ 5 (7), 2012 РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ 73
А судьи – кто?
www. m e d a c t i v. r u / y g u i d e / i /
guide-i-0139.shtml
Пережигая нить судьбы. (ЧЬЕЙ
СУДЬБЫ? О ЧЁМ ЭТО?)
С КАКОЙ СТАТИ ДАЛЕЕ ИДЁТ
«НО»?
Никаких пояснений вышеприведён-
ного текста не содержится после «но.»
Но судьбы были перекрещены
(ЧЬИ СУДЬБЫ? О ЧЁМ ЭТО?)
Друг с другом насмерть, как шты-
ки (ПЕРЕКРЕЩЕНЫ НАСМЕРТЬ,
КАК ШТЫКИ – явный смысловой
сбой!)
ШТЫКИ ПЕРЕКРЕЩЕНЫ НА-
СМЕРТЬ?
СУДЬБЫ (ЧЬИ-ТО) ПЕРЕКРЕ-
ЩЕНЫ НАСМЕРТЬ (КАК ШТЫ-
КИ) И В ИТОГЕ ГДЕ-ТО (ПО ЗЕМ-
ЛЕ ЛИ, ПО ДОМУ ЛИ, ПОШЛИ
ЗМЕИТЬСЯ ТРЕЩИНЫ) – ОТ
КОТОРЫХ СТАЛИ «РВАТЬСЯ»
ДОМА, КАК БАШМАКИ. В данных
строках – полнейшая смысловая не-
разбериха.
И вот пошли змеиться трещины,
Дома рвались, как башмаки.
ПОРВАТЬ ДОМ – это что-то новое
в русской поэзии.
Предметом утлого дискашена
Становится, как ни крути…
Далее автор окончательно потерял
смысловую нить и откровенно «по-
нёс» текст «не в тему». Вместо того,
что бы пояснить всё же, кто становит-
ся ПРЕДМЕТОМ «УТЛОГО ДИС-
КАШЕНА», ушёл в смысловое недо-
разумение:
Кем именно земля изгажена
И отчего саднит в груди,
Сразу хочу отметить тот факт, что
нигде в стихотворении нет даже намёка
на то, что земля изгажена и как изгаже-
на (кем изгажена и отчего саднит?).
Когда среди долины ровныя
Так ясно слышится окрест,
Что не сбылась мечта народная…
ЧТО ЗА МЕЧТА?
Ушла в отрыв или объезд.
Я подскажу автору: при наличии
слова «ушла» – сюда проще всего
вставить слово «в обход». Но никак
не «в объезд».
МЕЧТА НЕ сбылась, но ушла в от-
рыв? В объезд? Если мечта НЕ СБЫ-
ЛАСЬ, зачем автор ЛЕПИТ ненужный
дополнительный текст, ВЕДЬ, ЕСЛИ
МЕЧТА УШЛА «В ОТРЫВ» – то,
скорее всего она не только сбылась, но
даже – более этого – умчалась вперёд.
И пусть, пробита особистами,
ПРОБИТА ОСОБИСТАМИ? НЕ-
ЧЁТКАЯ МЫСЛЬ, К ТОМУ ЖЕ
СБИТ СМЫСЛ!
Эпоха скалит черепа,
СКАЛИТ ЗУБЫ.....ЧЕРЕПА?
В ней вечны лишь снега слоистые
(АБСУРД. ЭПОХА – И ВЕЧНЫ
ЛИШЬ СНЕГА?)
И чахлых грядок череда???
ЭПОХА, В КОТОРОЙ ВЕЧНЫ
ЛИШЬ «снега слоистые»
И ...»чахлых грядок череда» – это не
эпоха.
ЭТО СПОСОБ ИЗДЕВАТЕЛЬ-
СТВА НАД БЕЗЗАЩИТНОЙ
РУССКОЙ ПОЭЗИЕЙ, КАК СО
СТОРОНЫ АВТОРА, ТАК И СО
СТОРОНЫ ВСЕХ ТЕХ НЕКОМПЕ-
ТЕНТНЫХ СУДЕЙ, КТО ПОСТА-
ВИЛ 5 БАЛЛОВ!
ПРИНОШУ ИСКРЕННИЕ ИЗ-
ВИНЕНИЯ ЗА СВОЁ МНЕНИЕ
И РЕЗКОСТЬ.
С УВАЖЕНИЕМ КО ВСЕМ – От
меня лично – БЛАГОДАРНОСТЬ
АВТОРУ ЭТИХ СТИХОВ ЗА ПРО-
ФЕССИОНАЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕ
В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЦЕЛОЙ ТОЛ-
ПЫ СУДЕЙ.
Эти и многие другие мои коммента-
рии администрация конкурса тут же
стирала, не давая мне возможности
высказать свою точку зрения.
Напомню своему читателю, что
участие в описанном выше конкурсе
я принял с одной простой целью: вы-
явить возможные ошибки судейской
группы при выставлении итоговых
оценок конкурсантам. А вот в конкур-
сах, о которых буду писать далее, при-
нимал участие с одной единственной
целью: победить!
В прошлом веке я неоднократно
участвовал в различных литератур-
ных конкурсах, которые проходили
в городе Тихвине Ленинградской
области, и никогда не завоёвывал
призовых мест. Победителем одного
из литературных конкурсов я стал,
кажется, в 1981 году, когда админи-
страция города пригласила в состав
жюри питерских писателей Сер-
гея Давыдова, Владимира Рекша-
на, Владимира Приходько и Сергея
Вольского. Изучив представленные
материалы, представители Санкт-
Петербургского отделения Союза
писателей тогдашнего СССР отдали
почётное первое место мне. Такого
исхода никто не ожидал, поскольку
даже корреспондентка районной га-
зеты, взявшая в ходе конкурса интер-
вью у предполагаемых победителей,
со мной не общалась, потому её статья
о конкурсе заканчивалась так: «А по-
бедителем стал Виктор Тихомиров».
А до этого момента рассказ в форме
интервью шёл с другими участника-
ми конкурса, которые даже не вышли
в первую тройку. Примеры из своей
жизни я пишу не для хвастовства,
потому как на сегодняшний день для
меня это не совсем важная деталь. Их
я пишу для того, чтобы показать на-
сколько могут быть разными итоги
литературных конкурсов, в зависи-
мости от профессионализма судей.
С тех пор я регулярно глотал оби-
ды, оставаясь вне понимания членов
жюри тихвинских конкурсов, страст-
ных любителей поэзии, но ничего не
смыслящих в самой сути поэзии. От
обиды я на годы переставал писать
стихи и прозу вообще, а рвущиеся из
души строки стихов о Тихвине – во-
обще оставлял в себе, не желая пи-
сать об этом городе. Первые места,
с лёгкой руки некомпетентных судей,
в Тихвине присуждались и присуж-
даются регулярно авторам, которые,
в отдельных случаях, даже не при-
ложили усилий, чтобы ознакомиться
с элементарными правилами стихос-
ложения. Создаётся впечатление, что
победителями становятся поэты в по-
рядке некой очереди. Я не дождался
своей очереди и за более, чем 20 лет
не смог стать победителем по реше-
нию местного состава судей, участвуя
в литературных конкурсах Тихвина
и предоставляя некомпетентным чле-
нам жюри КАЧЕСТВЕННО напи-
санные произведения. Кто-то за моей
спиной сейчас скажет: «Склочник! Из
личных обид грязью поливает.» К со-
жалению сейчас нет другого выхода,
поскольку хочется спасти от постиг-
шей меня участи других талантливых
поэтов, которые по незнанию ока-
жутся на моём месте и поверят в не-
компетентные решения тихвинских
краеведов, библиотекарей, научных
сотрудников, в целом хороших людей
и опытных специалистов СВОЕГО
дела, но занявших чужое место в со-
ставах литературных конкурсных ко-
миссий. Я уверен, что когда-нибудь
в местном отделе культуры одумают-
ся, и будут приглашать НЕЗАВИСИ-
МЫХ литературных судей, членов
Литфонда России, которые наверня-
ка заметят явный талант, выделят его,
да ещё и помогут укрепиться хотя бы
в Санкт-Петербурге.
№ 5 (7), 2012 РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ 75